Участники публичного мероприятия отмечают, что за последние годы в экономике страны и Алтайского края значительно выросла роль малого и среднего бизнеса. В крае насчитывается 21,8 тыс. малых предприятий, налоговые поступления которых за 2009 год составили 15 млрд. рублей, что составляет около 48 % от всех предприятий. Малый бизнес в крае обеспечивает занятость 35 % работающего населения.
При этом происходят позитивные структурные изменения: удельный вес малых торговых предприятий за пять лет сократился на 20% и наблюдается рост новых производственных коллективов.
Вместе с тем участники публичного мероприятия считают чрезмерной численность постоянно увеличивающихся силовых, фискальных, надзорных и контролирующих структур.
На партийном сайте партии "Правое дело" размещено мнение по этому вопросу сопредседателя партии Бориса Титова под заголовком: "Царская охранка и КГБ умерли бы от зависти, узнав о численности российских спецслужб".
Численности российских спецслужб могла бы позавидовать не только царская охранка, но и соответствующие органы СССР, убежден сопредседатель партии "Правое дело" Борис Титов.
"Можно сколько угодно говорить, что армия - наше все, но цифры показывают совсем другое. Сегодня - наше "все" - это спецслужбы контролирующие инстанции и чиновники", - заявляет Титов, ссылаясь на данные агентства РиФ.
"Сегодня личный состав армии, включая контрактников, срочников, персонал вспомогательных предприятий, КБ и вузов - чуть менее полутора миллионов (1 млн. 470 тыс.) человек", - отмечает Титов. - "В то время как численность структур безопасности - ФСБ, ФСО, ФПС, ФАПСИ, СВР - это два миллиона сто сорок тысяч человек. Царская охранка просто сходит с ума от зависти. И, кажется, даже КГБ советского образца не могло похвастаться таким штатом.
А ведь есть еще штатные сотрудники МЧС, МВД, ФМС, ВВ, Минюста и Прокуратуры - это 2 млн. 536 тыс. человек, работники таможни, налоговых, санитарных и прочих инспекций - 1 млн. 957 тыс., чиновники лицензирующих, контролирующих и регистрационных органов - 1 млн. 741 тыс. Вот это - наше все", - говорит Титов.
"Нужно понимать: весь этот сонм чиновников финансируется из бюджета, то есть - из нашего с вами кармана, а государство даже в условиях кризиса не торопится его сокращать", - уверен сопредседатель "Правого дела".
В Алтайском крае для примера на 845 тыс. работающих приходится 100 тыс. чиновников. Можно вспомнить, когда в советские времена в крупном поселке края работал один участковый, а в настоящее время в этом же населенном пункте несут службу штатных сотрудников МВД более 50 человек.
Предприниматели отмечают, что прессинг в отношении малого и среднего бизнеса приобретает в последние годы формы постоянного наступательного движения на их бизнес с увеличением тарифов на газ, электроэнергию, тепло, водоснабжение и водоотведение, рост которых в течение года достигает десятков процентов, что значительно превышает инфляцию.
Иногда тарифы поднимаются в течение года не один раз, что является недопустимым при планировании предпринимателями своей финансово-хозяйственной деятельности и "ломает" бюджеты органов власти региона и муниципальных образований.
Заявленные несколько лет назад требования партии власти "Единая Россия" о повышении тарифов монополий только один раз в году перед принятием бюджетов на величину не более величины процентов инфляции за год не выполняется.
Монополии не отчитываются за полученные инвестиционные ресурсы, полученные с потребителей услуг и заложенные в тарифах в качестве инвестиционной составляющей. А сами тарифы не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти страны, регионов и муниципальных образований.
Принятые в конце прошлого года в Алтайском крае новые правила по оценке кадастровой стоимости земли принесли малому и среднему бизнесу дополнительные, иной раз неподъемные расходы. Возросшая в десятки раз стоимость платежей за землю поставила некоторых предпринимателей на грань выживания и заставляет их сворачивать свой бизнес. Новый порядок исчисления с 1 января 2010 года и уплаты страховых взносов с 14 % до 34 % для предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения, сделает бессмысленным ведение бизнеса для этих предпринимателей и загонит их либо в подполье, либо приведет к закрытию бизнеса. Повышенные ставки платежей противоречат заявленным Правительством страны мерам по постепенному снижению налогов и поддержке малого и среднего бизнеса.
Органы власти региона и муниципальных образований не "заточены" на создание условий для увеличения внутреннего спроса на продукцию вырабатываемую предприятиями малого и среднего бизнеса. На прошлой встрече с Губернатором края в марте 2009 года руководитель регионального отделения партии "Правое дело" предлагал разработать критерии оценки качества работы профильных управлений администрации региона, и муниципальных образований, направленные на увеличение внутреннего спроса и продвижение на рынках за пределами Алтайского края промышленной и сельскохозяйственной продукции произведенной в крае. Понимание балансов спроса и предложений позволит выявить точки роста тех или иных производств.
Непонимание своих функциональных задач приводит к курьезным случаям. Так на той же вышеназванной встрече с Губернатором региональным отделением партии был приведен пример жесткого давления на бабушек-пенсионерок, продающих на улицах города, выращенных на своих грядках иной раз трех - пяти огурцов и помидоров. Жесткий запрет чиновников торговать вне рынков города вступает в противоречие с экономическим и здравым смыслом, так как моральные, временные и самое главное финансовые затраты на переезды бабушек до рынков города иногда превышают стоимость продаваемых излишков сельхозпродукции.
Другим ярким примером охоты на "теневиков" в крае можно привести обсуждавшиеся недавно проблемы профильных структур органов власти с общественными организациями предпринимателей по выявлению частников занимающихся частным извозом и другими видами предпринимательской деятельности незарегистрированной в установленном порядке. Отказ предпринимательских сообществ и их общественных организаций от проведения обсуждения насущных проблем малого и среднего бизнеса, в том числе на уровне ежегодных съездов предпринимателей ставит задачу создания в крае новых "незаржавевших" общественных формирований предпринимателей и независимого профсоюза для защиты интересов малого и среднего бизнеса.
Важнейшим фактором для предпринимателей является доступность к кредитным ресурсам банков, гарантийных фондов, фондов микрокредитования, лизинговых фондов. Заявленное в прошлом году Председателем Правительства страны и показанное по центральным телеканалам требование по кредитованию малого и среднего бизнеса со ставкой превышающей ставку рефинансирования Центробанка страны для коммерческих банков на 3 процента не выполняется ни одним банком с государственным участием, не говоря об других коммерческих банках. Реальные ставки кредитования малого и среднего бизнеса в крае банки предлагают от 17 % до 22 % годовых с предоставлением ликвидного залога превышающего сумму кредита почти в два раза. Большое развитие в последнее время получили в крае коллекторские агентства по взиманию долгов с неплательщиков по взятым кредитам. Агентства иногда допускают в своей деятельности неприемлемые меры воздействия на должников. Агентства работают за весьма приличные вознаграждения даже с государственными банками, оставляя без работы многочисленные правоохранительные органы, о численности которых говорилось выше. Неправомерные договорные взаимоотношения агентств со своими клиентами стимулируют их на истребование долгов, которые суды признают не подлежащими к исполнению по причине их неразумности. Имеются случаи, даже в настоящее время, оформления кредитных договоров банками с начислением штрафов в 120 % годовых и дополнительных неустоек по несвоевременному возврату кредитных ресурсов коммерческим банкам заемщиками.
Фактор транспортной доступности для горожан и жителей села, а особенно для предпринимателей имеет важнейшее значение. Отсутствуют цивилизованные механизмы обсуждения, принятия и исполнения важнейших решений для нормального функционирования городского хозяйства и инфраструктуры муниципальных образований. Строительство и ремонт дорог не предусматривает ответственности подрядчика за качество выполненных работ и гарантийное устранение повреждений в течение гарантийного срока. Вместо этого наблюдается ежегодный так называемый ямочный ремонт в счет бюджетных средств муниципалитетов, в счет добросовестных плательщиков налогов. Необходимо здесь наводить основательный порядок.
Вместе с тем мы заявляем о своей солидарности с рабочими завода "Алттрак" и его предприятий, принявших участие несколько дней назад в голодовке протеста из-за невыплаченной заработной платы.
Мы солидарны также с работниками других предприятий владельцы и руководители, которых задерживают заработную плату, не соблюдают положения заключенных коллективных договоров (работодатель-работник), а порой и уклоняются от их заключения. Сложившаяся еще с советских времен профсоюзная система защиты интересов рабочих работает не в полную силу и не всегда отражает реалии сегодняшнего дня и не учитывает современный опыт работы профсоюзов в мире. Трехсторонние Соглашения (между администрациями, работодателями и профсоюзами) различных уровней и коллективные договора на предприятиях и в организациях не стали основой для создания в полной мере постоянно действующей "площадки" и постоянно действующего "инструмента" для сторон этих Соглашений и коллективных договоров при решении возникающих проблем в условиях экономического кризиса и являются документами, к которым, как правило, стороны обращаются один раз в году при их заключении.
Принятая в крае Стратегия развития региона до 2025 года предусматривает приоритетное развитие региона как глобального центра здоровья, отдыха и туризма. Именно таким видится край к 2025 году. Не имея ничего против развития туристических зон и санаториев региональное отделение партии "Правое дело" предлагало к отчету Губернатора по итогам социальноэкономического развития края в 2009 году предусмотреть широкое обсуждение среди политических партий, в Общественной палате Алтайского края и других институтах гражданского общества предложений по изменению приоритетов развития экономики края.
Изменения приоритетов развития края должны учитывать имеющийся потенциал в промышленности, производстве сельхозпродукции, а также ее переработки с учетом населения проживающего на селе и в городах края. Приоритеты развития региона и точки роста экономики должны строится от уже имеющихся производственных комплексов, земельных, природных и других ресурсов, являющихся базовыми и бюджетообразующими для территорий или способными стать таковыми при минимуме затрат и в короткие сроки окупаемости.
Участники публичного мероприятия предлагают:
1. Провести ревизию проводившейся на федеральном уровне административной реформы органов управления, предусматривавшей создание кроме министерств агентств и служб, что создало предпосылки для утроения численности чиновников в стране. Сократить численность чиновников на 30 % в течение 2010-2011 годов, а в последующие пять лет сократить еще половину чиновников.
2. В области тарифной политики законодательно закрепить порядок утверждения тарифов монополий через их обсуждение на публичных слушаниях с утверждением законодательными (представительными) органами власти страны, регионов и муниципальных образований с использованием механизмов конкуренции и состязательности поставщиков услуг.
2.1.Порядок должен предусматривать изменение тарифов только один раз в году перед формированием бюджетов всех уровней.
2.2. Размер роста тарифов монополий выше инфляции должен влечь обязательную проверку финансово-хозяйственной деятельности поставщика услуг контролирующими и правоохранительными органами. Утверждение тарифов монополий выше инфляции должно иметь особый порядок прохождения публичных слушаний и утверждения.
2.3. Инвестиционная составляющая монополий поставляющих услуги должна ежегодно подвергаться проверке уполномоченными структурами и проходить процедуру публичных слушаний.
2.4. Монополии, поставляющие услуги обязаны в режиме реального времени фиксировать состояние работы своих систем, расход энергоносителей и другого сырья и на выходе количество и качество своего товара и услуг с обеспечением доступа к информации для потребителей и контролирующих органов.
3. Предложить администрации края приостановить действие постановления по кадастровой оценке земли. В области земельных отношений предусмотреть изменение кадастровой стоимости земли в разумных пределах, с учетом инфляции и применяя мягкий переход к рыночному обороту земли с использованием механизмов отсрочки платежей и обязательных преференций для эффективных землепользователей. Изменения кадастровой стоимости земли проводить через законодательные (представительные) органы власти страны, регионов и муниципальных образований с использованием механизмов проведения референдумов и общественных слушаний.
4. Предложить Правительству страны и Федеральному Собранию РФ новый порядок исчисления с 1 января 2010 года и уплаты страховых взносов с 14 % до 34 % для предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения, отменить. Законодательно установить, что новые ставки платежей и сборов в бюджетные и внебюджетные фонды, предлагаемые Правительством страны, региональными и муниципальными органами власти подлежат вынесению на общенациональный, региональный и муниципальный референдум и утверждению избирателями, в нем участвовавшими.
5. Предложить Губернатору края рассмотреть предложение, внесенное в декабре 2008 года представителем регионального отделения партии "Правое дело" по созданию регионального правительства с одновременным проведением реформы системы управления региона и постепенного административно-территориального переустройства (укрупнения) муниципальных образований с сокращением численности чиновников и корректировкой Стратегии развития края до 2025 года. Разработать критерии оценки качества работы отраслевых управлений администрации региона, муниципальных образований и конкретных чиновников. Направить их потенциал, скорректировав их функциональные обязанности, на оказание реальной поддержки малому и среднему бизнесу и замотивировав их заработной оплатой и премиями на увеличение внутреннего спроса и на продвижение на рынках за пределами Алтайского края промышленной и сельскохозяйственной продукции произведенной в крае.
6. В области бюджетной, налоговой и кредитной политики предложить администрации края и муниципальным образованиям:
6.1. Предусмотреть пересмотр соглашений администрации региона и муниципальных образований с кредитными учреждениями, имеющими в их уставном капитале долю государства, региональных и муниципальных органов власти и их зависимых обществ, в части уменьшения при кредитовании малого и среднего бизнеса ставки банков превышающей ставку рефинансирования Центробанка страны для коммерческих банков до 3 процентов;
6.2. Увеличить в 2010-2011 годах на 100 млн. руб. уставный капитал краевого лизингового фонда с долей лизингового кредитования на эту сумму малого и среднего бизнеса;
6.3. Направить дополнительно из бюджета края в 2010-2011 годах 200 млн. руб. на субсидирование двух третей ставки Центробанка РФ для коммерческих банков для льготного кредитования малого и среднего бизнеса отдельной строкой;
6.4. Увеличить максимальный размер предоставления гарантий через краевой гарантийный фонд для малого и среднего бизнеса до 20 млн. руб. для одного заемщика.
7. С целью ограничения участия кредитных учреждений в преднамеренном банкротстве и рейдерских захватах имущества заемщиков обратиться в Государственную Думу ФС РФ с предложением по внесению изменений в законодательство о банковской деятельности: запрещающим банкам устанавливать дополнительные ставки штрафных санкций и неустоек для заемщиков выше половины ставки рефинансирования Центробанка для коммерческих банков; запрещающим банкам, имеющим в уставном капитале долю государства и муниципальных образований и их зависимых обществ, вступать во взаимоотношения с коллекторскими агентствами.
8. Предложить Прокуратуре РФ проверить деятельность кредитных учреждений, имеющим в уставном капитале долю государства и муниципальных образований и их зависимых обществ на предмет правомерности сотрудничества с коллекторскими агентствами и последствий такого сотрудничества для учредителей кредитных учреждений.
9. Предложить администрации края: разработать новую целевую программу поддержки малого и среднего бизнеса на период 2011- 2015 годов; возобновить ежегодное проведение съездов предпринимателей, представляющих малый и средний бизнес; строить свои отношения с общественными организациями предпринимателей на условиях равного и ответственного партнерства.
10. Предложить администрации края, организациям работодателей и профсоюзам организовать на постоянной основе работу по выполнению действующих трехсторонних Соглашений (между администрациями, работодателями и профсоюзами) и коллективных договоров на предприятиях и в организациях, решений трехсторонних комиссий, создав с их использованием постоянно действующую "площадку" и постоянно действующий "инструмент" для сторон этих Соглашений и коллективных договоров при решении вопросов социально-трудовых отношений в трудовых коллективах и возникающих проблем в условиях экономического кризиса.
11. Предложить сообществу предпринимателей создать независимый профсоюз малого и среднего бизнеса Алтайского края.
12. Предложить представителям малого и среднего бизнеса вести свою деятельность как социально ответственного партнера государства, создающего рабочие места, своевременно выплачивающего достойную заработную плату своим работникам и налоги государству
Резолюцию публичного мероприятия в поддержку малого и среднего бизнеса направить: в администрацию Алтайского края, Алтайское краевое Законодательное Собрание, Всероссийскую политическую партию "Правое дело" и ее региональное отделение, региональным отделениям политических партий, Общественную палату Алтайского края, в Банковский союз Алтайского края, в АКОО "Деловая Россия", общественные организации предпринимателей и организации профсоюзов Алтайского края, в СМИ.
Выступление доцента, канд. ист. наук Константина Русакова на публичном мероприятии - акции в поддержку малого и среднего бизнеса, проведенной 26 мая 2010 года в Барнауле.
Ныне существующая экономическая модель породила мировой кризис. И, естественно, Россию, как субъекта мирового рынка, эта чаша горькая не миновала.
"Красные" заявили о том, что якобы рыночная экономика себя исчерпала, что надо вернуться к "большевистской экономике", фактически к "колоссу на глиняных ногах".
Мы заявляем, что упомянутый вариант - это путь, ведущий в тупик, к развалу матушки - Расеи. Россия за свою тысячелетнюю историю уже преодолевала и более глубокие потрясения:
- "Смутное время" начала ХVII века;
- Развал экономики в конце ХVII века через преобразования Петра I;
- Феодальные пережитки через буржуазные реформы Александра II;
- Поражение в войне с Японией через модернизацию П.А.Столыпина;
- Коллапс "Октябрьского переворота" через отстранение последышей большевиков от власти в августе 1991 года.
До сих пор мы пожинаем плоды разгона большевиками законного Учредительного Собрания с помощью раскумаренного "железняковского уставшего караула" в 1918 году.
На всех переломных этапах в истории России предпринимательские пассионарии играли далеко не последнюю роль:
- В начале колонизации Сибири - это род Строгановых;
- В освоении её рудных богатств, прежде всего Алтая - Демидовы.
Сама судьба приготовила России новые испытания.
При отсутствии необходимых предпосылок руководство страны вынуждено проводить очередную "модернизацию". И кроме как опереться на субъектов малого и среднего бизнеса, у инициаторов программы вариантов нет.
Однако здоровая, патриотически настроенная часть предпринимательского сообщества оказалась неготовой принять из рук Президента даруемую им модель экономики и расстановки политических сил в России, где ведущую экономическую и политическую роль играл бы малый и средний бизнес. Получилось так, что этот слой оказался узок и "страшно далёк от народа". Активность предпринимательского сообщества 26 мая, в их праздник, сказалась не в массовом "хождении в народ", а в гламурных банкетах, пикниках, и междусобойчиках... .Так можно и проспать очередную революцию. И опять оказаться на обочине политического процесса.
На бытовом уровне в результате многолетней большевистской пропаганды предприниматели предстают как: мироеды, кулаки, подкулачники, спекулянты... .
Само понятие "предприниматель" дискредитировано. В сознании народа закрепилось: предприниматель - жулик, барыга.
Не улеглись у 2/3 населения России воспоминания о "лихих 90 - годах" с пассажирами в малиновых пиджаках с цепями до пупа.
На наш взгляд, качественный прорыв в экономике России возможен только через привлечение к процессу реализации модели "модернизации" частной предпринимательской инициативы миллионов граждан России, т.е. предпринимателей малого и среднего бизнеса и кооператоров. Возникает закономерный вопрос:
- Каковы позиции этих миллионов в экономическом и политическом распределении влияния и властных полномочий?
Даже при беглом анализе приходим к выводу:
- Никаких.
Как показывает практика, в существующих так называемых "Союзах предпринимателей" в руководстве засели ангажированные нувориши и рантье с банкирами. Нет политических организаций, зримо выражающих интересы прогрессивной, здоровой части малого и среднего бизнеса.
Процесс привлечения и создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в России еще впереди.
Чем больше людей будет иметь собственное дело, тем стабильнее будет ситуация в стране с гарантиями демократии и соблюдением прав человека.
В бескомпромиссной, открытой борьбе будет нанесен удар и по коррупции, т.к. у авторитетного правильного человека взяток потребовать не осмелятся.
04.06.2010 09:14
04.06.2010 13:33
04.06.2010 13:51
05.06.2010 12:46
Заставить власть прислушаться - именно,заставить - другие способы бесполезны - если власть не идет на диалог с народом.В "Союзах предпринимателей"засели ангажированные нувориши и рантье с банкирами - все же прекрасно это видят и ничего не делают?Почему?А законы у нас позволяют пробравшимся во власть этим самым нуворишам писать их под себя - что еще больше загоняет ситуацию в тупик.
В противном случае все это басня Крылова про кота Ваську "А Васька слушает да ест"....