Напомним, по данным "Союзмолоко" на середину апреля, к подписанию соглашения удалось привлечь более 2500 региональных предприятий. При этом поступали данные о том, что в ряде регионов подписание соглашения проходило с элементами принуждения со стороны местных властей. В их числе назывался и Алтайский край. .
28 апреля пресс-служба ФАС России озвучила позицию ведомства по этому документу.
При рассмотрении проекта документа ФАС России исходила из того, что соглашение планировалось заключить между членами "Союзмолоко" - производителями и переработчиками молока.
Соглашение по своей сути не является картельным, и рассматривалось ФАС России как "вертикальное" соглашение, определение которого дано в статье 4 закона о защите конкуренции. Его заключение не приводит к последствиям, установленным частью 12 статьи 11 закона о защите конкуренции, поскольку не ведет к установлению цены перепродажи, не ограничивает возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он будет перепродавать товар (продукт переработки) иным лицам, а также не содержит требований не закупать сырое молоко у конкурентов - производителей молока, не подписавших это соглашение.
Также ФАС России приняла во внимание тот факт, что закон о защите конкуренции не запрещает "вертикальные" соглашения между хозсубъектами, если доля каждого из них не превышает 20% на соответствующим товарном рынке. Такая ситуация имеет место в случае участия в соглашении указанных производителей и переработчиков (покупателей) сырого молока, и оно, в соответствии со статьей 12 закона о защите конкуренции, будет являться допустимым "вертикальным" соглашением.
Далее проект соглашения не содержал требование об установлении фиксированной закупочной цены на сырое молоко, а лишь устанавливал расчетную базовую рыночную цену килограмма молока в 11 рублей, которая должна в течение 2010 года служить ориентиром для хозяйствующих субъектов при самостоятельном определении цены, создавая в то же время определенные ценовые индикаторы, необходимые для планирования деятельности сельхозпроизводителей.
Одновременно в проекте соглашения предусмотрены определенные механизмы для перехода в 2011 году к формированию минимальной закупочной цены на сырое молоко на основе данных индикативной себестоимости по формуле ВНИИ экономики сельского хозяйства РАСХН с последующей корректировкой базовой цены за 1 кг сырого молока с учетом сезонности производства молока в регионе, качественных показателей и потребительского спроса.
Кроме того, при заключении соглашения не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке. При этом все участники рынка сохраняют свою самостоятельность в принятии хозяйственных решений.
В целях недопущения действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, ФАС России осуществляет мониторинг данного товарного рынка, руководствуясь запретами, установленными статьями 10 и 11 закона о защите конкуренции.
ФАС России обращает внимание на недопустимость координации действий хозяйствующих субъектов по присоединению к соглашению со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также к понуждению к заключению иных договоров "в развитие" соглашения.
Такие действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в частности, установление ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары - являются нарушением части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции и запрещены антимонопольным законодательством.
Кроме того, в соответствии со статьей 16 закона о защите конкуренции недопустимо прямое участие в соглашении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности повышению, снижению или поддержанию цен.
ФАС России и его территориальные органы будут осуществлять действия по выявлению признаков нарушения антимонопольного законодательства при реализации соглашения и в случае установления конкретных фактов предпримут меры по их устранению.