Безусловно, кадастровая стоимость земель рассчитывается по собственным сложным формулам и жестко не привязана к рыночной стоимости земель. В то же время, в мировой практике она, как правило, все-таки тяготеет к тому, чтобы ориентироваться на рыночную стоимость, и обычно устанавливается на уровне значительно более низком.
Однако результаты новой кадастровой оценки земель в Алтайском крае показывают, что в среднем она превышает уровень текущей рыночной стоимости примерно в 100 раз. Так, в настоящее время рыночная стоимость 1 кв.метра земли сельхозназначения общего профиля колеблется в крае в пределах 0,4-0,6 рубля. А 1 кв. метр такой объемной категории земель как земли поселений (в селах и райцентрах) при продажах в целом редко превосходит уровень 3-4 рублей. В тоже время, в новом кадастре стоимость 1 кв. метра в среднем тяготеет к уровню 50-100 рублей.
Столь значимый рост кадастровой стоимости земель, впрочем, может отражать не столько результат работы специалистов по оценке земель, сколько политическую волю руководителей края, уверенных в том, что в условиях кризиса дополнительное налоговое бремя стоит возлагать прежде всего на уплаты налогов на имущество и землю (как на физических, так и на юридических лиц). Уже в 2009 г., еще до введения новой кадастровой оценки в результате целенаправленной политики краевых властей, различными ухищрениями удалось добиться более чем двухкратного (на 106%) роста сборов земельного налога.
На днях о политике губернаторской команды в этой области открыто заявил финансовый вице-губернатор Алтайского края Владимир Притупов, выступая на коллегии управления по финансам налоговой и кредитной политики крайадминистрации. Говоря о земельном налоге, рассчитываемом в процентах от кадастровой стоимости земель, он сформулировал надежды управляющей краем команды поправить рассыпающийся бюджет именно за его счет: "Считаем, что этот налог, наряду с налогом на имущество, должен иметь положительную динамику. Эти налоги не зависят от состояния экономики и имеют стабильную налоговую базу".
Ряд экспертов, однако, отмечают, что многократное увеличение нагрузки по земельному налогу существенно ухудшит и так не особо высокую инвестиционную привлекательность региона и уже в среднесрочной перспективе принесет краю больше вреда, чем пользы. Очевидно, такая мысль могла быть высказана отвечающим за инвестиционный потенциал региона вице-губернатором Михаилом Щетининым (инвестиции в крае в 2009 г составили лишь 78% от уровня 2008 г., а по итогам первых двух месяцев 2010 г. упали от этого уровня еще на 39%). Однако, Главное управление экономики и инвестиции предпочло проявить корпоративную солидарность и промолчать в ответ на сомнительную фискальную инициативу своих коллег.
26.04.2010 17:32
26.04.2010 18:14
26.04.2010 18:28
26.04.2010 19:01
26.04.2010 19:05
21.05.2010 19:21