Павел Ефремов видит следующие причины необходимости укрупнения сельсоветов. Во-первых, более половины муниципалитетов не соответствуют положению ФЗ-131 о том, что численность муниципальных образований, как правило, должна быть не менее 1000 человек. Сегодня в крае, по его данным, федеральной норме соответствуют только 358 из более 700 муниципалитетов. Во-вторых, многие муниципалитеты тратят львиную долю местных бюджетов на содержание аппарата сельских советов или поселений. В-третьих, он считает, что сегодня сельские школы испытывают дефицит учащихся 10-11 классов.
По данным Павла Ефремова, в 2009 году 9 класс закончили 19 266 учеников, из них в 10 класс перешли 11 811 человек. "Когда начинаю анализировать, сколько ребят в сельской школе не пошли в 10 класс, оказывается, что образование потеряло 186,375 млн рублей.<...>Простите, но я приведу такой пример: за каждого ребенка, который идет в 10 класс, выделяется по 25 тысяч рублей. И мы это должны понимать! Чтобы дети нам не сказали: "Когда дядя Паша был главой администрации района, он не смог мне обеспечить 10 класс, в результате я оказался за бортом этой жизни!" - пояснил своим коллегам глава администрации Первомайского района.
В своей последней речи в должности руководителя Совета муниципальных образований Павел Ефремов затронул и такую щекотливую тему как выполнение главами муниципалитетов положенных по закону обязательств, не имея на то в бюджете ни копейки. "В 2009 году было наказано 266 глав муниципальных образований, из них 111 - по искам прокуратуры, 66 - по линии Госпожарнадзора, - акцентировал внимание присутствующих Павел Ефремов. - Таких организаций, которые приезжают к нам с проверками и наказывают, набралось где-то около 10. Некоторые умудрились по 2-3 раза схлопотать. На 600 тысяч рублей наказали глав поселений". "Когда под наши полномочия в рамках ФЗ-131 сегодня в бюджете нет финансов, а приезжают и говорят, что вот так должно быть, а у меня нет ни копейки... Ну, наверное, эти вещи надо понимать", - заметил Павел Ефремов и предложил чиновникам из крайадминистрации принять меры по защите глав муниципалитетов от проверок.
Стоит отметить, что работа V созыва Алтайского краевого Заксобрания ознаменовалась тем, что почти на каждой сессии депутаты рассматривают и утверждают объединение сельсоветов. По данным вице-губернатора Бориса Ларина, с инициативой об объединении сельсоветов вышли еще в 28 районах края. "Данные процессы необходимо проводить не фрагментарно, а системно. Любое объединение должно основываться не только на возможностях, предоставленным законодательством и волеизъявления отдельных муниципалитетов, но прежде всего - на стратегических документах регионального и федерального уровней, на сценариях социально-экономического развития объединенных территорий, прогнозировании возможных последствий таких решений", - подчеркнул Ларин.
По его словам, на начало 2010 года в Алтайском крае преобладала форма выборности органов местного самоуправления. "В настоящее время схема формирования органов местного самоуправления, предусматривающая избрание главы муниципального образования представительным органом из своего состава и назначение главы местной администрации по контракту, предусмотрена уставами 191 муниципального образования, что составляет 24% от их общего числа. В РФ по контракту депутатским корпусом назначаются главы администраций 25% городских округов (у нас 54%), 36% муниципальных районов (у нас 33%), 33% городских поселений (по краю тоже 33%), 135 сельских поселений (по краю 19%). В 5 районах края представительные органы формируются из глав поселений и депутатов представительных органов поселений. В РФ около 10% всех муниципальных образований формируют представительные органы путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов поселений, которые в дальнейшем назначают по контракту на основании конкурса главу администрации района. Не буду скрывать, что мы считаем данную форму наиболее отвечающей требованиям сегодняшнего дня", - заключил Борис Ларин.