10 февраля доклад был направлен уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину, а 9 марта копия доклада была отправлена губернатору Алтайского края Александру Карлину и распространена в СМИ. Предлагаем ознакомиться с текстом доклада.
Уважаемый Владимир Петрович!
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 10 июня 2008 г. N76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" направляю Вам доклад по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания в Алтайском крае в 2009 году.
Введение
Общественная наблюдательная комиссия Алтайского края (далее - ОНК по Алтайскому краю или ОНК) по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, сформирована Решением N9 Совета Общественной палаты Российской Федерации 28 ноября 2008 г. в составе: Гончаренко Александр Ильич (Алтайская краевая общественная организация "Защита и поддержка гражданских прав и инициатив"), Кондров Александр Юрьевич (Алтайская краевая общественная организация "Защита и поддержка гражданских прав и инициатив"), Соловьёв Александр Владимирович (Алтайская краевая организация имени Героя Советского Союза К. Павлюкова Общероссийской общественной организации "Российский Союз ветеранов Афганистана"), Селиверстова Дина Владимировна (Алтайская краевая общественная организация родителей детейинвалидов и инвалидов с детства "Незабудка"), Функ Александр Андреевич (Алтайская краевая организация Общероссийской общественной организации инвалидов Союза "Чернобыль" России "Гуманность и милосердие").
На заседании ОНК Алтайского края 19 февраля 2009 г. был избран председатель (Гончаренко А.И.) и принят регламент ОНК Алтайского края, а 3 апреля 2009 г. проведены довыборы руководства ОНК Алтайского края, в результате которых был избран заместитель председателя (Функ А.А.) и секретарь ОНК (Селиверстова Д.В.).
Места принудительного содержания
В соответствии с полученной информацией из Управления федеральной службы исполнения наказания России по Алтайскому краю (далее - УФСИН по Алтайскому краю), Главного управления министерства внутренних дел по Алтайскому краю (далее - ГУВД по Алтайскому краю), Управления по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края, Управления федеральной службы безопасности Алтайского края и от командования Сибирского военного округа, на территории Алтайского края (площадь - 169,1 тыс. кв. км) находятся 17 учреждений УФСИН, где содержатся более 13 тыс. человек, 61 изолятор временного содержания (далее - ИВС), два спецучреждения для несовершеннолетних лиц и 77 отделов внутренних дел (далее - ОВД).
О выявленных нарушениях прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания
За отчетный период членами рабочих групп ОНК проведено 54 инспекции 39 учреждений мест принудительного содержания.
В ходе посещений были выявлены нарушения следующих прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания:
а) в ОВД в отношении лиц,доставленных и административно задержанных:
- В нарушение п. 4 "Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц" от 15.10.2003 N627 лица, задержанные на срок более трех часов, не обеспечены питанием (во всех ОВД г. Барнаула, Приобском ОВД г. Бийска, УВД г. Рубцовска).
- В вышеуказанных ОВД, несмотря на рекомендации ОНК, не решен вопрос с обеспечением постельными принадлежностями на ночное время лиц, задержанных за административное правонарушение.
- В большинстве ОВД отсутствовала или была неполной информация о правах лиц задержанных и адресатах получателей возможных жалоб на правомочность задержания и условиях содержания.
- В некоторых дежурных частях ОВД (Центрального и Ленинского районов г. Барнаула, УВД г. Рубцовска) помимо камер для доставленных имелись помещения двойного назначения, площадью около 4-6 кв. м, не оборудованные местами для сидения, естественным освещением и вентиляцией, но которые могли быть использованы для размещения в них доставленных лиц. По выявленным фактам в адрес ГУВД были направлены рекомендации по приведению данных помещений в соответствие с положением об условиях содержания либо переоборудованию под другие цели.
- В некоторых ОВД (по г. Алейску и Алейскому р-ну, Топчихинскому р-ну, по г. Камень-на-Оби и Каменскому р-ну, Восточного р-на и Приобского р-на г. Бийска) камеры для задержанных не соответствовали санитарно-гигиеническим нормам (отсутствовала принудительная вентиляция или естественное освещение, визуально было недостаточным искусственное освещение или не приспособлены места для сидения), нуждались в текущем ремонте.
- В ОВД по г. Заринску нет условий для содержания административно доставленных и задержанных лиц, дежурная часть нуждается в реконструкции;
б) о нарушениях прав лиц, находящихся в ИВС:
- Нарушения санитарно-гигиенических норм содержания (отсутствие принудительной вентиляции либо централизованного водоснабжения или канализации, или недостаточность естественного освещения либо визуальная недостаточность искусственного освещения, или переполнение камер, либо необходимость проведения текущего ремонта в местах содержания) зарегистрированы в ИВС г. Заринска, Топчихинского р-на, г. Камня-на-Оби и Каменского р-на, г. Алейска и Алейского р-на, Шипуновского р-на, г. Рубцовска.
- Нарушение права на получение постельного белья или предметов гигиены зафиксировано в ИВС г. Камня-на-Оби и Каменского р-на, г. Алейска и Алейского р-на.
- Нарушение права на получение питания было отмечено в ИВС г. Бийска, г. Новоалтайска (по данному факту в настоящее время проводится проверка) и Шипуновского р-на, где лица, находящиеся в этих учреждениях, были обеспечены только двухразовым горячим питанием.
- Нарушение права на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа было зарегистрировано в ИВС г. Камня-на-Оби и Каменского р-на (в выходные дни).
- Нарушение права на медицинское обеспечение, выражаемого в возможности получения лицом, находящимся в местах принудительного содержания, неотложной доврачебной помощи (в учреждениях в штатном расписании которых предусмотрен медицинский работник) из-за отсутствия необходимого оборудования и лекарственных препаратов выявлено в ИВС ГУВД, г. Заринска и г. Камня-на-Оби.
Помимо этого в ИВС Шипуновского р-на в ходе проверки был отмечен случай содержания в камере больного туберкулезом с другими обвиняемыми. По данному факту проводилась служебная проверка, как следует из нее, это стало возможным из-за отсутствия информации в личном деле задержанного о наличии заболевания.
- Необходимо отметить, что, несмотря на возможность лиц, находящихся в ИВС, обратиться к руководству данного учреждения на личный прием, способ ведения журнала регистрации просьб и жалоб в этих учреждениях не позволяет в полной мере сделать вывод о принятых мерах и их результатах или журнал не оформлен в надлежащем виде (ИВС при ГУВД, ИВС г. Бийска).
- В ряде ИВС отсутствовала или была неполной информация о правах лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и адресатах получателей возможных жалоб на условия содержания (ИВС при ГУВД, ИВС при УВД г. Рубцовска и ИВС г. Камня-на-Оби).
Помимо этого в адрес прокурора района 20 ноября 2009 г. ОНК Алтайского края было направлено письмо по жалобе Бистерфельда В.А., 1975 г.р., в которой он жалуется на нарушение его прав на медицинскую помощь и получение дополнительного питания как лицу, страдающему туберкулезом, на антисанитарное состояние камеры, отсутствие горячей воды и постельных принадлежностей в ИВС Поспелихинского р-на, где он содержится. К сожалению, из-за ограниченности средств ОНК не смогла самостоятельно провести проверку по этим фактам и обратилась за помощью к прокуратуре Поспелихинского р-на. Как следует из заключения проверки, Бистерфельд В.А. сам отказался от постельного белья, а судить об уровне медицинской помощи он не мог, так как, со слов прокуратуры, жалоб на состояние здоровья не предъявлял.
Соловьев Д.В., 1978 г.р., обратился в ОНК с жалобой на отсутствие возможности в ИВС г. Славгорода получить медицинскую помощь и пользоваться индивидуальными средствами личной гигиены;
в) о нарушении прав лиц, содержащихся в СИЗО (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы):
- Нарушение санитарно-гигиенических норм содержания (переполнение камер и отсутствие спального места) в ФБУ ИЗ-22/1, ФБУ ИЗ-22/4, ФБУ ИЗ-22/2.
- В некоторых СИЗО отсутствовала или была неполной либо недоступной для обозрения информация о правах лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и адресатах получателей возможных жалоб на условия содержания (ФБУ ИЗ-22/1, ФБУ ИЗ-22/2).
- В ФБУ ИЗ-22/1 библиотека не оснащена элементарной правовой литературой, отсутствует даже УК РФ, УПК РФ, ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и др.
Помимо этого из ФБУ ИЗ-22/2 была жалоба Ануфриевой С.Г. о невозможности проведения процедуры исповедания, а из ФБУ ИЗ-22/3 от Сиразитдинова Ш.Г. о невозможности встретиться с муллой. Ануфриевой С.Г. и Сиразитдинову Ш.Г. были разъяснены их права и даны рекомендации.
В адрес ОНК Алтайского края поступила жалоба от гр-ки Шумкиной Е.Ю., 1960 г.р., о том, что к ее дочери Табалыкиной В.А., 1983 г.р., во время нахождения в ФБУ ИЗ-22/2 незаконно применялась физическая сила.
По данному факту на основании обращения ОНК прокуратурой была проведена проверка. По результатам проверки младший инспектор ФБУ ИЗ-22/2 Моисеенко С.А. был привлечен к дисциплинарной ответственности;
г) о нарушении прав лиц, содержащихся в ЛИУ, ИК и КП (лечебноисправительные учреждения, исправительные колонии и колонии-поселения):
- На получение информации о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, ведение переписки.
В учреждениях отсутствовала или была неполной либо недоступной для обозрения информация о правах лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и адресатах возможных жалоб на условия содержания: ФБУ ИК-3, ФБУ КП-7, ФБУ ЛИУ-8, ФБУ ИК-4, ФБУ ЛИУ-1, ФБУ ИК-5, ФБУ ИК-10. Помимо этого в ФБУ ИК-4 была размещена недостоверная информация об ОНК Алтайского края (акт о посещении ОНК от 20.08.2009).
В ФБУ ИК-4, ФБУ ИК-5 и ФБУ ИК-6 осужденные во время посещения учреждений членами ОНК жаловались на нарушения сроков доставки и отправки корреспонденции. По факту нарушения сроков вручения корреспонденции (ответа на обращение в ОНК Алтайского края) осужденному Зыкунову В.И. администрацией ФБУ ЛИУ-8 была проведена служебная проверка, по результатам которой сотрудник, допустивший нарушение права осужденного, был привлечен к дисциплинарной ответственности.
В нарушении п. 53 Приказа Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 "Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений" письма, направленные в адрес ОНК Алтайского края, подвергались цензуре со стороны администрации исправительного учреждения (ФБУ ИК-9, ФБУ ЛИУ-1, ФБУ ИК-6, ФБУ КТБ-12, ФБУ ИК-4, ФБУ ЛИУ-8, ФБУ ИК-9).
- На медико-санитарное обеспечение.
При посещении членами ОНК 14 апреля 2009 г. ФБУ ИК-3 было зарегистрировано нарушение права инвалида Тарасова В.В. на дополнительное лекарственное обеспечение (ФЗ 122 "О монетизации льгот").
В ФБУ ИК-3 (14.04.2009), ФБУ КП-7 (17.08.2009) и ФБУ ИК-6 (17.08.2009) были выявлены нарушения прав лиц, находящихся в этих учреждениях и занятых в производстве вредных, опасных веществ и производственных факторов на периодические медицинские осмотры.
Членами ОНК при посещении 22 апреля 2009 г. ФБУ КТБ-12 указывалось на недостаточную площадь на 1 койку в психосоматическом отделении (ПСО): 3,5 кв. м вместо 6,0 (СанПин 2.1.3.1375-03).
В акте посещения женской колонии ФБУ ИК-6 (от 17.08.2009) членами ОНК было обращено внимание на наличие в учреждении устаревшего рентгеновского оборудования и недостаточность расходного стоматологического материала, на нарушение сроков прохождения МСЭ (медико-социальной экспертизы), сложности с переводом больных для дальнейшего обследования и лечения в специализированное учреждение (ФБУ КТБ-12). На неудовлетворительное лекарственное обеспечение членами ОНК было указано после посещения ФБУ ИК-4 23 июля 2009 г.
В ФБУ КП-7 члены ОНК обнаружили просроченные медицинские полисы у лиц, находящихся в данном учреждении, а карантинное отделение, по мнению комиссии, не обеспечивает изоляцию прибывших осужденных, в связи с чем нарушается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований. Помимо этого в акте посещения было обращено внимание на неудовлетворительное состояние помещения здравпункта, отсутствие в нем необходимого оборудования.
Кроме этого ОНК с целью оценки оказания стоматологической помощи лицам, находящимся в ЛИУ, ИК и КП, неоднократно настоятельно рекомендовало начальнику УФСИН России по Алтайскому краю ввести в ежеквартальную отчетность работы стоматолога (зубного врача) показатель количества принятых на амбулаторном приеме с целью лечения, с целью удаления зубов.
Члены ОНК 24 ноября 2009 г. обращались к руководству УФСИН РФ по Алтайскому краю с просьбой проведения служебной проверки по факту оказания ненадлежащей медицинской помощи в ФБУ ИК-4 осужденному Ладанову И.А.
Кроме того, членов ОНК беспокоит наличие достаточно высокого процента регистрации свежих случаев туберкулеза, в том числе в стадии распада, у лиц, находящихся в данном учреждении свыше 6 мес. и не имеющих статуса лиц со сниженным иммунитетом (ФБУ ИК-4, ФБУ ИК-5). Неблагоприятное развитие ситуации по данной проблеме в будущем в этих учреждениях может быть обусловлено отсутствием лицензии на право работы с источниками ионизирующего излучения, в частности в ФБУ ИК-5.
- На материально-бытовое обеспечение.
При посещении членами ОНК ФБУ ИК-5 осужденные Перминов В.В. и Попов В.В. жаловались на случаи неудовлетворительного по качеству приготовления пищи во второй декаде августа 2009 года. При проверки было обнаружено несоблюдение ответственным лицом учреждения правил ведения книги учета контроля за качеством приготовления пищи, что ставит под сомнение снятие пробы ответственными лицами. На личном приеме в этом учреждении осужденные Перминов В.В. и Акулов А.Ф. заявили о нарушении их прав при обеспечении их постельным бельем.
На несоответствие фактического метража (1,81 кв. м) в спальных помещениях действующим нормам в ФБУ ИК-4 указывалось членами ОНК в акте посещения этого учреждения.
- На приобретение продуктов питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) учреждения, получение посылок и передач.
Во всех ЛИУ, ИК и КП есть магазины, в которых осужденные могут при наличии у них средств на лицевом счете приобрести продукты питания и товары первой необходимости, но в ходе проведения ОНК Алтайского края проверок был выявлен ряд нарушений.
Так, в ФБУ КТБ-12 при посещении членами ОНК 16 сентября 2009 г. и ФБУ ИК-5 20 августа 2009 г. в магазине отсутствовали канцелярские товары (авторучки, тетради) и фрукты. На отсутствие в магазине овощей и фруктов члены ОНК обращали внимание руководства УФСИН РФ по Алтайскому краю после посещения 20 мая 2009 г. ФБУ ЛИУ-8.
При посещении 20 августа 2009 г. ФБУ ИК-4 осужденные Перепелица С.В., 1977 г.р. (отряд N3), и Карташов Н.Г., 1948 г.р. (отряд 7), высказали претензии к графику работы магазина, к ассортименту товаров (отсутствуют кипятильники, сахар, колбаса) и к необоснованно высоким, на их взгляд, ценам. На несоблюдение графика работы магазина обращали внимание членов ОНК осужденные женщины ФБУ ИК-6 и ФБУ КП-7 (17.08.2009).
На скудность ассортимента в магазине члены ОНК обратили внимание администрации ФБУ ЛИУ-1 после инспекции 28 сентября 2009 г. В магазине отсутствовали овощи и фрукты, канцелярские товары, кофе и сигареты.
Помимо этого, наблюдались случаи жалоб в учреждениях на предъявление администрацией дополнительных требований к передачам и посылкам к ранее установленным Министерством юстиции. Так, осужденный Юрченко К.В. (ФБУ ИК-4) 20 августа 2009 г. пожаловался на личном приеме членам ОНК на незаконное изъятие из "передачки" концентратов быстрого приготовления, содержащих рис и гречку, сахара в июне 2009 года.
- На личную безопасность в местах содержания под стражей.
Осужденный Чуношев Д.В., 1986 года рождения, отряд 3, ФБУ ИК-4, жаловался в ОНК Алтайского края на необоснованное содержание в ШИЗО и ПКТ с 15.11.2007 по 06.01.2009. С его слов, причиной стало его обращение к оперуполномоченному Бизюкову Е.А. с просьбой предоставить ему безопасность из-за конфликта с другими осужденными.
- На вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей.
В этой части хотелось бы поднять проблему обоснованности применения физической силы в учреждениях УФСИН России по Алтайскому краю.
На личном приеме осужденных в ФБУ ИК-5 и ФБУ ИК-4 Попов В.В., 1980 г.р., и Карташова Н.Г., 1948 г.р., жаловались членам ОНК на необоснованное применение физической силы в отношении них сотрудниками вышеназванных учреждений.
Осужденный Чуношев Д.В., 1986 г.р., отряд 3 (ФБУ-4), обратился к нам с жалобой, что 23 июля 2009 г., во время нашего инспектирования колонии, он насильственно удерживался в кабинете зам. начальника колонии по безопасности сотрудниками Якуба В.А. и Шумейко С.В., с целью воспрепятствовать его беседе с членами комиссии.
- На получение образования, возможность самообразования и возможность пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки учреждения.
- Из положительных моментов в работе учреждений УФСИН России по Алтайскому краю необходимо отметить деятельность по организации получения общего и профессионального образования осужденными.
Так, в ФБУ ИК-5 в 2008-2009 учебном году около 400 осужденных, не имеющих основного общего образования, смогли его получать, а на 2009-2010 учебный год запланировано обучение 565 осужденных. На 2009-2010 учебный год запланировано обучение в ПУ 273 300 осужденных по специальностям газоэлектросварщик, автослесарь, машинист водонагревательных котлов, электромонтер и автомеханик на базе 11 классов. Учебные аудитории оснащены необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
В ФБУ ИК-3 более 200 человек получили общее среднее образование, а 100 человек - дополнительное профессиональное образование в 2009 г.
В ФБУ ИК-5 в отчетном году 160 осужденных - основное общее образование и 180 осужденных - профессиональное.
На высоком уровне в ФБУ ЛИУ-8 было организовано на базе МОУ "Средняя образовательная школа" 3 г. Новоалтайска и ГОУ "Профессиональное училище 274 Новоалтайской воспитательной колонии" получения осужденными общего и профессионального образования, а в ФБУ ЛИУ-1 спектр профессионального образования включал специальности: сварщик, стропальщик, машинист водонагревательных котлов.
В ФБУ КП-2 была предоставлена возможность 66 осужденным, не имеющим основного общего образования, его получить и 25 осужденным - получить специальность машиниста котельных установок.
В ФБУ ИК-4 в прошедшем году 220 человек, не имеющих основного общего образования, смогли его получить, а 32 - получили специальность столяра.
В женской колонии ФБУ ИК-6 210 осужденных получили основное общее образование и 75 женщин прошли обучение в ПУ N274 по специальностям швея, машинист котельных установок, наладчик.
В ФБУ ИК-10 160 человек получили общее образование и 180 осужденных обучались в этом году в ПТУ.
Необходимо отметить, что, несмотря на отсутствие в бюджете средств на пополнение библиотечного фонда, в большинстве учреждений он достаточно велик, а пополнение книг происходит за счет добровольных пожертвований, где не последняя роль принадлежит самим сотрудникам УФСИН.
В то же время члены ОНК при посещении ФБУ ЛИУ-8 высказали пожелание об улучшении обеспечения библиотеки учреждения необходимой правовой литературой.
Однако вынуждены отметить имеющие жалобы, связанные с нарушением данных прав в учреждениях УФСИН России по Алтайскому краю.
Так, в письменном обращении в адрес ОНК Алтайского края осужденная Кузьмина Ю.Д. жаловалась, что администрация ФБУ ИК-6 нарушает ее права на самообразование, которое выражалась в препятствовании получения литературы на английском языке. Кузьмина Ю.Д. до помещения в места принудительного содержания, с ее слов, была студенткой факультета "Иностранная филология" университета и нуждалась в этой литературе.
- На возможность трудиться.
К сожалению, получение той или иной профессии осужденным не всегда гарантировало ему возможность трудоустроиться. Только 3527 человек в текущем году было трудоустроено, в том числе на производственных участках было занято 2437 осужденных и 17 воспитанников, а по хозяйственному обслуживанию учреждений было занято 1090 человек.
Из учреждений УФСИН России по Алтайскому краю наиболее успешными в плане трудовой занятости спецконтингента были ФБУ ИК-3 и ФБУ ЛИУ-1.
Во многом количество работающих в учреждениях опосредовано было связано с активностью производственной деятельности в крае и покупательной способностью населения, которая является одной из наиболее низких в Сибирском федеральном округе (СФО).
В целях улучшения финансового состояния производственного сектора учреждений руководство УФСИН неоднократно обращалось в краевую администрацию по поводу снижения ставки налога на прибыль (в размере 4%, зачисляемых в краевой бюджет), предоставления преимуществ при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 175), а также оказания содействия в обеспечении трудовой занятости осужденным в рамках Федерального закона от 25.12.2008 277-ФЗ, но законодательных актов по поддержке производственной деятельности уголовно-исполнительной системы не было принято.
В то же время необходимо обратить Ваше внимание на факты нарушения действующего законодательства, определяющего использование осужденных в общественно-полезном труде.
Так, например, на личном приеме Ладанов И.А. (ФБУ ИК-4) заявил членам ОНК о нарушении его прав при вынесении дисциплинарного взыскания за якобы самовольный выход в промзону. Со слов осужденного, в течение периода с 1 июля по 1 ноября 2008 г. и с 22 мая по 18 июня 2009 г. он трудился в промзоне ежедневно (более двух часов) и его выход на работу осуществлялся с разрешения администрации учреждения, но, как впоследствии выяснилось, без официального оформления. Данный факт членам ОНК подтвердили осужденные Коньшин А.В. и Гиль А.В. Впоследствии прокуратурой по представлению ОНК данное взыскание Ладанову И.А. было отменено.
- На право отправлять религиозные обряды.
- В ЛИУ, ИК и КП, в которых побывали члены ОНК имеются места богослужения (церковь), но чаще всего РПЦ (русская православная церковь).
В течение отчетного года фактов нарушения права на отправление религиозных обрядов в этих учреждениях не выявлено. * На возможность УДО (условно-досрочное освобождение) или замену наказания более мягким, объективность при вынесении и определении меры взыскания.
- Самое большое количество жалоб и обращений в ОНК Алтайского края лиц, находящихся в учреждениях УФСИН были связаны с нарушением их прав на возможность УДО, замена наказание на более мягкое и объективность вынесения взыскания.
Все жалобы можно структурировать следующим образом:
1. Необоснованное наложение взыскания в течение последнего года до возможного УДО.
Для принятия судом решения о возможности предоставления осужденному УДО важным моментом является примерное поведение осужденного, то есть отсутствие неснятых взысканий. Правом наложения взыскания обладает не только начальник исправительного учреждения (далее - ИУ), но и начальник отряда, который имеет право выносить устный выговор и в случае отказа (якобы отказа) осужденного от дачи объяснения или ознакомления с взысканием под подпись составлять соответствующий акт, который достаточно подписать еще двум представителями администрации, и взыскание вступает в силу.
Так, например, Карелин М.Ю., 1979 г.р., отряд N3 ФБУ ИК-4, обратился к нам с устным заявлением о незаконности вынесения ему устного выговора в июне 2009 г. С его слов, в течение 4 дней он в одиночку по 8 часов работал на канализационной насосной станции, выполняя работу, на которой ранее было задействовано четверо осужденных. Это привело к переутомлению организма, в результате он заснул на рабочем месте, за что был наказан. В качестве свидетелей Карелин называет осужденных: Андреева, Ленкина, Гиля А.В. и главного энергетика Мужельских А.А. Впоследствии нам удалось побеседовать с осужденным Гиль А.В., который полностью подтвердил данный факт.
2. Отсутствие документального оформления приема документов осужденного на УДО начальником отряда.
Написав ходатайство в суд, осужденный сдает его (а также другие имеющиеся у него документы - различные справки, ходатайства и прочее) начальнику отряда, приложив, если у него имеются, копии приговора и судебных постановлений, не получая взамен документального подтверждения принятых документов. Это создает широкое поле для самоуправства со стороны администрации учреждения.
На личном приеме членами ОНК 20 августа 2009 г. в ФБУ ИК-4 осужденные Перепелица С.В., 1977 г.р. (отряд N3), и Карташов Н.Г., 1948 г.р. (отряд N7), пожаловались, что начальник отряда при приеме заявления о ходатайстве на УДО требовал не ставить дату подачи заявления.
В адрес ОНК Алтайского края поступила жалоба от осужденной Кузьминой Ю.Д. (ФБУ ИК-6) о самоуправстве со стороны начальника отряда Прохожевой О.В., которое выражалась в затягивании оформления документов для перевода в колонию-поселение.
3. Ненадлежащая подготовка администрацией исправительного учреждения материалов на УДО в суд.
На осужденного, подавшего ходатайство об УДО, начальник отряда или старший воспитатель оформляет подробную характеристику. А характеристика, как и заключение администрации ИУ о целесообразности УДО, имеет важное значение для формирования мнения суда о личности осужденного, поэтому в руках руководства администрации учреждения появляется мощный рычаг для оказания воздействия на осужденного и возможность процветания коррупции.
Так, осужденный Ануфриев И.И., 1985 г.р., отряд N3 ФБУ ИК-4, сделал заявление членам ОНК, что 20 июля 2009 г. начальник отряда Кондратков В.Ю. за возможность УДО вымогал 25 тыс. рублей, что стало причиной попытки суицида со стороны осужденного 29 июля 2009 г., в результате которой он оказался в Рубцовской городской больнице.
4. Необоснованный отказ администрации ИУ в передаче в суд документов, связанных с рассмотрением судом ходатайства об УДО.
Поскольку изменения, внесенные в Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) РФ 8 декабря 2003 года (ст. 175), предоставили право осужденному самостоятельно обращаться в суд с ходатайством об УДО, то необходимо обратить внимание на случаи непредоставления администрацией ИУ в суд документов, связанных с рассмотрением ходатайства об УДО.
На личном приеме членов ОНК 23 июля 2009 г. в ФБУ ИК-4 осужденные Карелин М.Ю. и Коньшин А.В. заявили, что администрация колонии искусственно препятствует реализации их права на подачу заявления на УДО, отказываясь принимать от них заявления под различными предлогами. Осужденный Гиль А.В. в беседе с членами ОНК подтвердил факт нарушения прав Коньшина А.В. в данном вопросе.
В личном деле Коньшина А.В. есть письмо на имя начальника колонии от Федерального судьи Рубцовского городского суда Маликова А.И. об отказе рассмотреть ходатайство осужденного на УДО (которое он был вынужден подать в суд, минуя администрацию ИУ) из-за отсутствия необходимых документов, таких как характеристика из ИУ, справки о наличии или отсутствии поощрений и взысканий, сведения об отбытом и оставшемся сроках наказания и т. д. Письмо федерального судьи осталось без надлежащего внимания со стороны администрации колонии;
д) о соблюдении прав несовершеннолетних лиц в местах принудительного содержания
В течение отчетного периода членами ОНК Алтайского края были посещены все учреждения принудительного содержания для несовершеннолетних лиц на территории края.
23 апреля 2009 г. рабочая группа ОНК осмотрела ФБУ ИЗ-22/3 (учреждение УФСИН РФ по Алтайскому краю), в качестве положительного момента была отмечена организация учебно-воспитательной работы с обвиняемыми и подозреваемыми, сотрудничество с центром "Вдохновение". В качестве отрицательного - было указано на недостаточность и недоступность для обозрения информации правозащитного характера, в том числе и об ОНК.
30 июля 2009 г. комиссия проинспектировала ФБУ БВК (Бийская воспитательная колония). Из положительных достижений хотелось бы отметить организацию получения осужденными общего и профессионального образования, удовлетворительное санитарное состояние помещений. В то же время обращаем Ваше внимание на наличие недостатков: в жилой зоне, медицинской части и карантинном отделении были двухъярусные кровати, что не соответствует действующим нормам. В жилой зоне и дисциплинарном изоляторе правозащитная информация была в неполном объеме, магазин не работал и отсутствовала информация о графике его работы. Помимо этого, помещение для длительных свиданий труднодоступно в связи с неудобными условиями для подъема, в производственной деятельности задействовано недостаточное количество воспитанников.
26 августа 2009 г. ОНК посетила ЦВСНП (центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей), находящийся в подчинении ГУВД по Алтайскому краю. Хотелось бы отметить, что помещения содержатся в чистоте. Для организации досуга и развития воспитанников налажены связи как с государственными учреждениями, так и с общественными организациями. В ЦВСНП организовано получение воспитанниками школьного образования. В то же время в помещении дежурной части имеется камера для доставленных несовершеннолетних правонарушителей, которая оборудована двухъярусными кроватями и не отвечает как нормам площади, приходящейся на одного воспитанника, так и нормам по освещенности. В ЦВСНП не предусмотрен карантинный режим для прибывших правонарушителей, что является нерациональным в противоэпидемическом плане. В центре отсутствует помещение для свиданий, в связи с чем родственники располагаются в неприспособленных для этого помещениях. Оказываемые в учреждении медицинские услуги не лицензированы, нет разработанных совместно с Управлением по образованию методических рекомендаций по проведению воспитательной работы среди воспитанников.
21 сентября 2009 г. рабочая группа ОНК проверила в г. Камне-на-Оби КГСУ "Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа" находящееся в подчинении Управления по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края.
Было отмечено, что все помещения находятся в удовлетворительном санитарном состоянии. Организовано получение воспитанниками школьного образования. Созданы два коррекционных класса. Уделяется внимание физическому воспитанию несовершеннолетних. В школе созданы условия для психологической, педагогической и медицинской коррекции воспитанников.
Из недостатков была отмечена недостаточная наполняемость школы и несоблюдение норм питания по фруктам.
<...>