Top.Mail.Ru
18+

"Эксперт" о больших планах губернатора Алтайского края: без решения системных проблем экономики региона многие инвестпроекты, о которых потенциальные инветсторы уже давно знают, так и останутся под вопросом.

Губернатор Алтайского края Александр Карлин уверен, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом уровень инвестиций в экономику региона - как бюджетных, так и частных - вырастет на 30% и достигнет уровня 2008 года (около 55,7 млрд рублей). Такие планы Карлин объявил на пресс-конференции в Москве. Впрочем, анализ показывает, что основным инвестором в крае останется государство. Подробности - в материале "Большие планы", опубликованном на сайте "Эксперт" 28 февраля.

Общий объем инвестпроектов превышает 700 млрд рублей, их реализация рассчитана на период до 2025 года. В кризис инвестиции в экономику региона росли только в пищевом производстве, увеличившись на 25%. Причем активно инвестировала и сама краевая администрация. По словам Александра Карлина, в 2009 году объем средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики из бюджета края, был увеличен на 12,5% - до 11 млрд рублей. При этом, не скрывал радости губернатор, динамика вложений в первые месяцы 2010 года позволяет делать оптимистичные прогнозы на год. Прирост валового регионального продукта в 2010 году может составить 3,8%, а к концу 2012 года - 6-7%, что соответствует докризисному периоду. Основными локомотивами развития региона Карлин считает сельское хозяйство и многопрофильный промышленный комплекс. Туризм, по его мнению, "является дополнительным стимулом развития". Такое понимание реальности не может не радовать.

Большинство инвестпроектов так или иначе замыкается на АПК и туризме. Исключением является строительство цементного завода мощностью 1,3 млн тонн в год, проект строительства которого заявлен компанией "Алтайкоксохимстрой". Впрочем, он вызывает больше вопросов, чем ответов, поскольку в соседних регионах уже давно функционируют крупные заводы группы РАТМ и "Сибирского цемента", планирующие к тому же наращивать свои мощности. Однако Карлин не теряет интереса к цементному проекту в крае, чем ставит себя в положение традиционного сибирского губернатора, желающего иметь у себя в регионе все виды производства, какие только возможны.

Флагманом АПК является амбициозный (и даже слишком) проект "Комплексного развития Алтайского Приобья". Его стоимость - около 590 млрд рублей, причем 40% должны составить государственные вложения. В рамках "Алтайского Приобья" предусмотрена реализация более 80 инвестиционных проектов в области сельского хозяйства, сельхозмашиностроения, энергетики и производственной инфраструктуры. По замыслам разработчиков, экономический эффект от этого мегапроекта наиболее ярко должен проявиться в сфере производства зерна: к 2025 году в крае планируют собирать до 7 млн тонн (в прошлом году - 5,5 млн тонн). По расчетам администрации, реализация мегапроекта также позволит увеличить в семь раз уровень зарплат работникам сельхозпредприятий, значительно снизить безработицу на селе и способствовать развитию рыночной инфраструктуры.

Для его реализации краевые власти уже давно активно продвигают идею присвоения региону статуса особо значимой аграрной территории, который позволил бы получить преференции и дополнительное финансирование из федерального бюджета. Пока, впрочем, эта идея у федеральных чиновников находит поддержку только на словах. Много вопросов возникает по ней и у краевых предпринимателей. Особенно после кризиса перепроизводства зерновых, случившегося в Сибири прошлой осенью, который привел к резкому снижению стоимости пшеницы. По словам алтайского фермера Владимира Устинова, "сегодня цены на пшеницу в Алтайском крае самые низкие в мире". Очевидно, проблема в том, что, наращивая производство зерновых, недостаточно внимания было уделено его сбыту и переработке. Впрочем, развитие этих направлений также входит в "Алтайское Приобье".

Как и строительство конденсационной электростанции на Мунайском угольном разрезе мощностью 675 МВт и увеличение добычи угля там до 2,7 млн тонн в год. Для этого требуются инвестиции в размере не менее 33 млрд рублей. Проект сейчас разрабатывается барнаульским заводом РТИ, принадлежащим сенатору от Алтайского края Юрию Шамкову. В настоящий момент Алтайский край закупает около 45% объемов электроэнергии. Поэтому краевые власти уделяют этому проекту повышенное внимание, хотя пока о каких-то конкретных прорывах не сообщалось. В Барнаульском РТИ тоже говорят, что точно назвать сроки реализации проекта не могут, поскольку четко не определены ни параметры, ни круг заинтересованных инвесторов.

Много вопросов возникает и по туристическому направлению. В Алтайском крае расположены две особые экономические зоны - туристическо-рекреационная "Бирюзовая Катунь" и игорная "Сибирская монета". К 2025 году край планирует принимать до 3 млн туристов в год, то есть в три раза больше, чем в 2009 году. С "Бирюзовой Катунью" все более-менее ясно: там уже имеется девять резидентов, еще пятеро потенциальных инвесторов на подходе, а заявленные объемы инвестиций превышают в этом году 4 млрд рублей (в то время как в 2009-м было вложено 800 млн рублей). Зато в "Сибирской монете" пока только один потенциальный инвестор - кемеровская компания "Алти", собственником которой выступает Владимир Журавков, бывший замминистра по сотрудничеству с государствами СНГ (в годы, когда министром был глава Кузбасса Аман Тулеев), позже - вице-губернатор Кемеровской области по торговле. Общий объем инвестиций первого резидента в строительство объектов на территории игорной зоны составит более 420 млн рублей, размер годовой арендной платы по земельным участкам - более 0,5 млн рублей. На двух участках 7,5 и 7,9 га инвестор намерен возвести гостиничный комплекс на 100 мест с казино и комплекс гостиниц бизнес-класса. Губернатор Карлин уже заявил, что первое казино в "Сибирской монете" откроется до конца 2010 года. Пока это звучит слишком смело. Прежде всего потому, что в игорной зоне сейчас практически отсутствует инфраструктура. А скептики вообще сомневаются в перспективности алтайской резервации из-за ее удаленности от центральной части России.

Вообще, инфраструктура - одна из самых острых проблем в развитии алтайского туризма. Для реализации больших планов требуется как минимум реконструкция Бийского аэропорта. Но денег на это сейчас у федеральных властей нет, несмотря на постоянные лоббистские усилия краевых властей. "Надо, чтобы аэропорт Бийска принимал все типы самолетов, в том числе и из-за рубежа. Это важно для развития туризма в крае", - заявил на пресс-конференции Александр Карлин. Важно - это понимают и в Бийске, и в Москве, но денег пока нет. Планируют реконструкцию и Барнаульского аэропорта, который сегодня эксплуатирует компания "Новопорт". По словам губернатора, реконструкция стоимостью 600 млн рублей (из которых 480 млн - средства инвесторов) начнется в 2011 году.

По большому счету, все вышеназванные проекты реализуются в крае не первый год и уже неоднократно презентовались на федеральном уровне. То есть потенциальные инвесторы о них наверняка знают. Но лавинообразного потока вложений в край пока не наблюдается. Причина не столько в кризисе, сколько в системных проблемах экономики Алтая. Например, для решения вопроса со сбытом алтайской сельхозпродукции необходимо решить вопрос с железнодорожными тарифами, что лежит вне компетенций краевых властей. К тому же здесь настаивают на максимальном уровне переработки зерновых местными предприятиями, что не всегда выгодно для крестьян и эффективно с экономической точки зрения. Вопрос туризма, в свою очередь, упирается в соотношение цены и качества услуг в гостиницах и здравницах, которые явно проигрывают конкурентную борьбу популярным зарубежным направлениям и многим российским туристическим дестинациям. Наконец, тормозит все и уже упомянутая инфраструктура. Без решения этих проблем многие инвестиционные проекты остаются под вопросом.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 6
Рецидивист

27.02.2010 14:01

А раньше РТИ принадлежал Локтеву. А вот за сколько продал и отражено ли это действо в налоговой декларации никто не знает. А почему? Там ведь не одним миллионом баксов пахнет? Почему прокуратура не проверит? Слабо?
Странно

27.02.2010 14:27

Странно, но на сайте Эксперт-Сибирь (http://www.expert.ru/printissues/siberia/) ничего подобного нет. Сами написали что ли?
Странному

27.02.2010 14:58

Вы уверены? Ибо статья эта лежит на сайте "Эксперта" - http://www.expert.ru/ articles/ 2010/02/26/big_plans/ (пробелы убрать). Очевидно, у вас ручки растут из пятой точки и заточены при этом исключительно под определенное место.
Странно

27.02.2010 15:10

Эксперт от Эксперт Сибирь отличить не можете? Эксперт не публикует материалы своих приложений на своей главной ленте.
Странному

27.02.2010 16:35

Вам как плохому танцору постоянно что-то мешает. То руки кривые, то голова дурная...
Bacилий Cтaшкo

27.02.2010 21:52

Мля, тяжелый случай. По цементу, они еще в 2006 г. послали "Heidelberg Cement" вместе с их 5,25 млрд руб. Тогда администрация (25%) и "Цемент" (Стройгаз - 75%) решили сами поднять Голуху с 0,3 до 1 млн т цемента в год. Откройте любой документ, там черным по белому написано, срок реализации, к 2011 году. Осталось 10 мес., на новый год, будем открывать новый завод-миллионник. Если не откроем, пусть Александр Богданович съест мешок цемента... или придумает новый план, на выпуск 10 млн т цемента в год к 2025 году. По "Алтайскому Приобью" и прочими зонами, уже даже не смешно, они за 4 года надоели, а ведь еще 5 лет этот бред больного воображения слушать.
Календарь
/ /
20.12.2024