Губернатор Алтайского края Александр Карлин уверен, что в 2010
году по сравнению с 2009 годом уровень инвестиций в экономику
региона - как бюджетных, так и частных - вырастет на 30% и
достигнет уровня 2008 года (около 55,7 млрд рублей). Такие планы
Карлин объявил на пресс-конференции в Москве. Впрочем, анализ
показывает, что основным инвестором в крае останется государство.
Подробности - в материале
"Большие планы", опубликованном на сайте "Эксперт" 28 февраля.
Общий объем инвестпроектов превышает 700 млрд рублей, их
реализация рассчитана на период до 2025 года. В кризис инвестиции
в экономику региона росли только в пищевом производстве,
увеличившись на 25%. Причем активно инвестировала и сама краевая
администрация. По словам Александра Карлина, в 2009 году объем
средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики из
бюджета края, был увеличен на 12,5% - до 11 млрд рублей. При
этом, не скрывал радости губернатор, динамика вложений в первые
месяцы 2010 года позволяет делать оптимистичные прогнозы на год.
Прирост валового регионального продукта в 2010 году может
составить 3,8%, а к концу 2012 года - 6-7%, что соответствует
докризисному периоду. Основными локомотивами развития региона
Карлин считает сельское хозяйство и многопрофильный промышленный
комплекс. Туризм, по его мнению, "является дополнительным
стимулом развития". Такое понимание реальности не может не
радовать.
Большинство инвестпроектов так или иначе замыкается на АПК и
туризме. Исключением является строительство цементного завода
мощностью 1,3 млн тонн в год, проект строительства которого
заявлен компанией "Алтайкоксохимстрой". Впрочем, он вызывает
больше вопросов, чем ответов, поскольку в соседних регионах уже
давно функционируют крупные заводы группы РАТМ и "Сибирского
цемента", планирующие к тому же наращивать свои мощности. Однако
Карлин не теряет интереса к цементному проекту в крае, чем ставит
себя в положение традиционного сибирского губернатора, желающего
иметь у себя в регионе все виды производства, какие только
возможны.
Флагманом АПК является амбициозный (и даже слишком) проект
"Комплексного развития Алтайского Приобья". Его стоимость - около
590 млрд рублей, причем 40% должны составить государственные
вложения. В рамках "Алтайского Приобья" предусмотрена реализация
более 80 инвестиционных проектов в области сельского хозяйства,
сельхозмашиностроения, энергетики и производственной
инфраструктуры. По замыслам разработчиков, экономический эффект
от этого мегапроекта наиболее ярко должен проявиться в сфере
производства зерна: к 2025 году в крае планируют собирать до 7
млн тонн (в прошлом году - 5,5 млн тонн). По расчетам
администрации, реализация мегапроекта также позволит увеличить в
семь раз уровень зарплат работникам сельхозпредприятий,
значительно снизить безработицу на селе и способствовать развитию
рыночной инфраструктуры.
Для его реализации краевые власти уже давно активно продвигают
идею присвоения региону статуса особо значимой аграрной
территории, который позволил бы получить преференции и
дополнительное финансирование из федерального бюджета. Пока,
впрочем, эта идея у федеральных чиновников находит поддержку
только на словах. Много вопросов возникает по ней и у краевых
предпринимателей. Особенно после кризиса перепроизводства
зерновых, случившегося в Сибири прошлой осенью, который привел к
резкому снижению стоимости пшеницы. По словам алтайского фермера
Владимира Устинова, "сегодня цены на пшеницу в Алтайском крае
самые низкие в мире". Очевидно, проблема в том, что, наращивая
производство зерновых, недостаточно внимания было уделено его
сбыту и переработке. Впрочем, развитие этих направлений также
входит в "Алтайское Приобье".
Как и строительство конденсационной электростанции на Мунайском
угольном разрезе мощностью 675 МВт и увеличение добычи угля там
до 2,7 млн тонн в год. Для этого требуются инвестиции в размере
не менее 33 млрд рублей. Проект сейчас разрабатывается
барнаульским заводом РТИ, принадлежащим сенатору от Алтайского
края Юрию Шамкову. В настоящий момент Алтайский край закупает
около 45% объемов электроэнергии. Поэтому краевые власти уделяют
этому проекту повышенное внимание, хотя пока о каких-то
конкретных прорывах не сообщалось. В Барнаульском РТИ тоже
говорят, что точно назвать сроки реализации проекта не могут,
поскольку четко не определены ни параметры, ни круг
заинтересованных инвесторов.
Много вопросов возникает и по туристическому направлению. В
Алтайском крае расположены две особые экономические зоны -
туристическо-рекреационная "Бирюзовая Катунь" и игорная
"Сибирская монета". К 2025 году край планирует принимать до 3 млн
туристов в год, то есть в три раза больше, чем в 2009 году. С
"Бирюзовой Катунью" все более-менее ясно: там уже имеется девять
резидентов, еще пятеро потенциальных инвесторов на подходе, а
заявленные объемы инвестиций превышают в этом году 4 млрд рублей
(в то время как в 2009-м было вложено 800 млн рублей). Зато в
"Сибирской монете" пока только один потенциальный инвестор -
кемеровская компания "Алти", собственником которой выступает
Владимир Журавков, бывший замминистра по сотрудничеству с
государствами СНГ (в годы, когда министром был глава Кузбасса
Аман Тулеев), позже - вице-губернатор Кемеровской области по
торговле. Общий объем инвестиций первого резидента в
строительство объектов на территории игорной зоны составит более
420 млн рублей, размер годовой арендной платы по земельным
участкам - более 0,5 млн рублей. На двух участках 7,5 и 7,9 га
инвестор намерен возвести гостиничный комплекс на 100 мест с
казино и комплекс гостиниц бизнес-класса. Губернатор Карлин уже
заявил, что первое казино в "Сибирской монете" откроется до конца
2010 года. Пока это звучит слишком смело. Прежде всего потому,
что в игорной зоне сейчас практически отсутствует инфраструктура.
А скептики вообще сомневаются в перспективности алтайской
резервации из-за ее удаленности от центральной части России.
Вообще, инфраструктура - одна из самых острых проблем в развитии
алтайского туризма. Для реализации больших планов требуется как
минимум реконструкция Бийского аэропорта. Но денег на это сейчас
у федеральных властей нет, несмотря на постоянные лоббистские
усилия краевых властей. "Надо, чтобы аэропорт Бийска принимал все
типы самолетов, в том числе и из-за рубежа. Это важно для
развития туризма в крае", - заявил на пресс-конференции Александр
Карлин. Важно - это понимают и в Бийске, и в Москве, но денег
пока нет. Планируют реконструкцию и Барнаульского аэропорта,
который сегодня эксплуатирует компания "Новопорт". По словам
губернатора, реконструкция стоимостью 600 млн рублей (из которых
480 млн - средства инвесторов) начнется в 2011 году.
По большому счету, все вышеназванные проекты реализуются в крае
не первый год и уже неоднократно презентовались на федеральном
уровне. То есть потенциальные инвесторы о них наверняка знают. Но
лавинообразного потока вложений в край пока не наблюдается.
Причина не столько в кризисе, сколько в системных проблемах
экономики Алтая. Например, для решения вопроса со сбытом
алтайской сельхозпродукции необходимо решить вопрос с
железнодорожными тарифами, что лежит вне компетенций краевых
властей. К тому же здесь настаивают на максимальном уровне
переработки зерновых местными предприятиями, что не всегда
выгодно для крестьян и эффективно с экономической точки зрения.
Вопрос туризма, в свою очередь, упирается в соотношение цены и
качества услуг в гостиницах и здравницах, которые явно
проигрывают конкурентную борьбу популярным зарубежным
направлениям и многим российским туристическим дестинациям.
Наконец, тормозит все и уже упомянутая инфраструктура. Без
решения этих проблем многие инвестиционные проекты остаются под
вопросом.
27.02.2010 14:01
27.02.2010 14:27
27.02.2010 14:58
27.02.2010 15:10
27.02.2010 16:35
27.02.2010 21:52