По просьбе СМИ
председатель правления АКОО "Школа реальной политики",
исполнительный секретарь Общественной палаты Алтайского края
Константин Емешин прокомментировал обнародованную в ходе краевого
съезда учителей новость о том, что начальник главного управления
образования Алтайского края Юрий Денисов наделяется полномочиями заместителя
губернатора:
- Данное решение пока дает больше вопросов, чем ответов.
Во-первых, придание полномочий заместителя губернатора с точки
зрения системы управления предполагает, что в сферу его влияния
кроме родного ведомства по образованию (плюс наука и молодежь)
попадут и другие ведомства, с которыми он должен обеспечить
координацию. Но в данном случае этого пока не наблюдается.
Во-вторых, придание полномочий заместителя не даёт Юрию Денисову
реального прироста "аппаратного веса". Он и раньше фактически
напрямую решал все вопросы по образованию в ведомствах экономики
и финансов. Кстати неформальный способ измерения аппаратного
веса - это оценка того, кто кого может к себе пригласить в кабинет.
И здесь просматривается тонкая ткань отношений - я тебя могу
"пригласить на ковер", а ты меня нет. Для равных по весу принято
ходить друг к другу по очереди.
Единственное, что меняется, так это то, что формально Юрий Денисов
выводится из подчинения социального заместителя губернатора.
Поэтому придание дополнительного статуса Юрию Денисову это по
сути, как высказался один чиновник - "расшивание полномочий"
Николая Черепанова. Вопрос о "расшивании полномочий" социального
зама это не новая идея. В свое время предлагали для реализации
программы реформирования здравоохранения выделить должность
заместителя главы администрации по здравоохранению с тем, чтобы
он обеспечил координацию нескольких структур (управление
здравоохранение, аптечная служба, ТФОМС). Логично наделение
полномочиями зама по соцзащите, т.к. там необходима координация
службы соцзащиты и пенсионного фонда, да и сама служба соцзащиты
после вливание местных подразделений в кадровый состав краевого
ведомства стала своеобразным монстром.
Но в случае с Юрием Денисовым как было одно ведомство, так и
остается, причем вузы как были так и остаются федеральными, а
школы муниципальными. Единственную гипотезу, которую можно
высказать, так это то, что в будущем этому заму будет переданы
полномочия координации с управлением по труду либо с культурой,
либо с физкультурой и спортом. И этот чиновник войдет в состав
декларированного губернатором Правительства Алтайского края.
Не исключено, что это и просто PR-акция, когда в год учителя
вдруг руководителю этого ведомства придают больший статус и тем
самым хотят модернизацию образование обозначить как приоритет.
А то, что модернизация образования должна стать приоритетом, мы
убедились в Общественной палате. Если по большинству сфер жизни в
палату приходили общественники и предлагали поддержать реализацию
тех или иных идей, то в сфере образования было много "ворчания",
критики, но никто не предлагал каких-либо четких программ
действий.
Символично было выступление на одном из круглых столов студентки
педагогической академии, которая поделилась впечатлениями от
своей педагогической практики: "Мы пришли в школу с различными
идеями и почувствовали, что своим энтузиазмом стали заражать и
учителей. Создается впечатление, что учителя просто уснули".
Члены Общественной провели уроки в школах по целеполаганию и
почувствовали, что наш приход вызвал интерес у учеников, но это
был как бы экзотика, а система как работала, так и работает.
Интересный вопрос о школьном образовании поднял и уполномоченный
по правам человека Юрий Вислогузов, который на круглом столе в
палате задал вопрос: "Если для того, чтобы достойно сдать ЕГЭ
родителям приходится нанимать репетиторов, то тогда зачем школа?
На что расходуются бюджетные средства?".
Таким образом, приоритет модернизации образования провозглашается
в очередной раз в 2010 году. И в очередной раз провозглашается
первостепенная роль УЧИТЕЛЯ. Но попытка общественников вмешаться
в модернизацию школы заставила нас усомниться в этой истине. На
наш взгляд, основная масса учителей не мотивирована на изменения,
а система управления осталась прежней с советских времен. Вот
почему в Общественной палате при подготовке ежегодного доклада о
состоянии гражданского общества обратили внимание, что все-таки
главных заказчиком на образовательные услуги являются родители
учеников. При каждой школе сейчас сформированы Попечительские
советы образовательных учреждений, и они на наш взгляд должны
стать основными мотиваторами модернизации школы.
Поэтому вновь назначенному "Школьному вице-губернатору" хотелось
бы пожелать изменить парадигму образования и сделать главным
звеном в образовании не столько чиновника и даже не учителя,
сколько основных заказчиков на образование - родителей и в их
лице гражданское общество. Тем более, что сокращение численности
учеников осложняет механизмы финансирования школ.
24.02.2010 13:24
24.02.2010 13:24
24.02.2010 13:35
24.02.2010 13:56
24.02.2010 15:49
24.02.2010 15:59
24.02.2010 16:36
24.02.2010 20:50
25.02.2010 10:49
25.02.2010 11:33
25.02.2010 16:07
25.02.2010 16:44
25.02.2010 19:24
25.02.2010 20:15