Учитель с пятнадцатилетним
стажем, руководитель ряда гражданских инициатив, один из
организаторов и координатор Алтайской Школы Гражданского
образования Алексей Устюгов поделился своим мнением по поводу
очередного конфликта, в процессе которого должна быть
ликвидирована одна из старейших на Алтае школ. Ожидается, что в
ходе предстоящего "слияния" барнаульского лицея N130
(РАЭПШ) и школы N25 последняя фактически перестанет
существовать.
- Я в прошлом пятнадцать лет проработал в системе образования.
Довелось поработать и в обычных школах, и в тех, что претендуют
на звание "элитных". Преподавал историю и историю религии в
школе-гимназии N123. Тогда, в 90-х, была большая эйфория в связи
с созданием "элитных" или так называемых инновационных школ.
Многие выпускники и даже преподаватели вузов шли подрабатывать в
гимназии и частные школы, так как здесь предлагали хорошую
зарплату. Как мне кажется, в девяностые российские школы тем или
иным образом выполняли соцзаказ на востребованность в обществе
образования более высокого уровня.
Однако прошло десятилетие, и этого соцзаказа не стало. Отчасти в
этом виноваты сами "элитные" школы - большая часть их на Алтае (и
безусловно все - в Барнауле) оказалась пустышкой, призванной лишь
производить впечатление на родителей. Стало доступнее получение
образования за границей. Да и "социальные лифты", в 90-е всё-таки
связанные с уровнем образования, сегодня требуют от молодых людей
совсем другого - нужных родственных или семейных связей.
В этой ситуации в последние годы я переоценил роль старых
муниципальных школ, многие из которых десятилетие назад казались
нам, молодым учителям, замшелыми заповедниками ретроградов.
Старая школа, возникшая почти век назад, ценна уж тем, что в ней
сложились традиции. Это как старый полк - с простреленным
обгорелым знаменем и орденами. А практически - это всякие
методические наработки, накопленные поколениями учителей
материалы, библиотека, музей и пр. Нельзя всё это взять и
ликвидировать в угоду сиюминутности - всё это еще очень
пригодится нам, когда настанет пора возрождать Россию и
российскую государственность.
РАЭПШ была одной из первых в Барнауле инновационных школ, которая
пыталась совместить американский опыт с российским образованием.
В Америке школы, как известно, направлены прагматически. Мне
кажется, РАЭПШ - это аналог своеобразного профучилища. В Барнауле
данный лицей, как известно, высоко котируется, здесь работают
хорошие специалисты - преподаватели РАЭПШ занимают места в
серьёзных педагогических конкурсах.
В "элитных" школах, таких как РАЭПШ, характерной чертой является
направленность на работу с детьми старших возрастов - от 14 до 16
лет. Это своего рода инновационные школы, в которых, по словам
учителей и чиновников, более углубленно обучают различным
предметам. Обучать малышню считать и писать здесь никто не рвется.
То есть, кроме репродуктивной формы обучения (прочитал
- пересказал), здесь используют методы, направленные на
предметную деятельность, требующие своеобразного творческого
подхода. Я не знаю, как инновационные школы строят деятельность
последние годы, но ранее эти образовательные учреждения заключали
договора с вузами, например, проводили олимпиады при участии
преподавателей барнаульских университетов. Этот подход сильно
упрощал для детей поступление в вузы (на бесплатные бюджетные
места, ибо на прочие сегодня не поступит только ленивый). Система
эта имела плюсы и минусы, но привлекала родителей в коммерческие
школы, так как вроде бы гарантировала детям поступление в вуз - и
даже на бюджет.
Что касается "вливания" РАЭПШа в школу N25... Сокращение
количества школ вроде бы является закономерным процессом, ведь
сейчас у нас с каждым годом все меньше детей. И это долгосрочный
тренд. С другой стороны, подобное "сливание" - это, конечно же,
болезненный процесс. Будет тяжело и преподавателям и школьникам.
Два коллектива должны будут уживаться. Мне кажется, в дальнейшем
наверняка начнут сокращать коллектив школы N 25, также в любом
случае пострадают менеджеры этих образовательных учреждений. Да и
в целом - если просто сложить лапки и смотреть на то, что на 20
лет вперед детей будет все меньше и меньше, и закрывать под это
школы - может быть, лучше просто признать, что будущего у России
нет. Ведь будущее ее - это дети и молодёжь!
Поэтому, на мой взгляд, в целом, такое "сливание" не вполне
позитивно. Я считаю, что этого делать не нужно. Необходимо
относится с уважением к уникальности каждого учителя и каждой
отдельной взятой школы, в том числе школы N25 и РАЭПШ. Что
произойдет, когда РАЭПШ поглотит школу N25? В первую очередь,
произойдет недовольство родителей обучающихся там детей. Куда
деть младших школьников? Распределить по соседним школам? Это, на
мой взгляд, очень неудобно и нецелесообразно. Кроме того, именно
в начальной школе происходит формирование основных знаний, умений
и навыков детей, которые потом понадобятся в средней и высшей
школе. На протяжении первых трёх лет обучения в школе очень
важно, что ребёнка учит один учитель (а точнее, уже по традиции
учительница). Представьте, что ребёнок в 25 школе заканчивает
первый или второй класс, а его родителям говорят: всё, забирайте
своего ребёнка! Здесь больше не будет школы, а будет "элитный"
лицей. А куда ребёнка забирать? Как его переводить в другую
школу? Как маленький школьник сможет быстро адаптироваться в
новой школе? И может ли он адаптироваться вообще? Старшие
школьники в лицее уже имеют устоявшиеся знания, умения и навыки,
на то они и старшеклассники. Они уже легко и по-взрослому при
необходимости могут вливаться в новые коллективы, у них время от
времени меняются учителя.
И даже если РАЭПШ заявит о готовности "доучить" малышню - это не
решит проблему. Муниципальные школы распределены по городу
"квадратно-гнездовым" методом. Эта система складывалась
десятилетиями. Ну, хорошо, решат проблему с нынешними
первоклашками, а куда отправлять детей на следующий год родителям
огромного микрорайона? За тридевять земель? РАЭПШу-то малыши не
нужны...
Как мне кажется, нужно в течение учебного года не трогать ни
РАЭПШ, ни 25 школу - даже, несмотря на пожелание губернатора,
неосторожными словами запустившего
этот процесс. За этот период можно построить новое здание для лицея
РАЭПШа в любой точке города. Или отремонтировать одно из
пустующих зданий уже закрытых школ - такие в городе тоже есть. И
не так уж далеко. Согласитесь, что большим детям легче добираться
до школы самостоятельно - и район размещения здания для РАЭПШ
принципиально малозначим. Можно бы и Александру Богдановичу
Карлину во исполнение своего обещания отдать художественному
музею прежнее здание РАЭПШ подарить этой школе для перевозки детей
пару автобусов. Понимаю, что приближается 280 лет нашему любимому
городу Барнаулу, поэтому, видимо, властям необходимо как-то
преобразить город, особенно его центр. Но стоит ли это делать
такими методами?
15.02.2010 14:31
15.02.2010 14:47
15.02.2010 15:41
15.02.2010 16:12
15.02.2010 17:11
15.02.2010 17:12
15.02.2010 17:59
15.02.2010 18:40
15.02.2010 19:24
15.02.2010 20:57
15.02.2010 21:12
15.02.2010 22:22
15.02.2010 22:27
16.02.2010 08:45
16.02.2010 14:51
16.02.2010 21:14
16.02.2010 22:23
17.02.2010 08:59
http://www.echo.msk.ru/ programs/assembly/ 637417-echo/
file://localhost/C:/DOCUME~1/ Admin/LOCALS~1/ Temp /Rar$EX00.031/ инфа/Мнение%20 народа%20-%20информационно-аналитический% 20портал%20о%20России%20 глазами%20россиян. htm
file://localhost/C:/DOCUME~1/ Admin/LOCALS~1/Temp/ Rar$EX08.640/инфа/Второе% 20всероссийское%20родительское% 20собрание%20гражданская% 20инициатива%20по% 20обсуждению% 20проблем%20в% 20российском% 20образовании.htm
(убрать проделы)
17.02.2010 09:06
В соотвествии с этими планами, полноценное среднее образование смогут дать своим детям не более 20% семей. Так что нужно действительно проводить митинги и протесты - но не только по узко местным проблемам, а увязывать их с антигуманной идеологией, направленной против будущего наших детей в целом.
Но и проблемы в образовании далеко не все - новое веяние, направленное на разушение института семейного воспитания, - ювенальная юстиция - еще один из инструментов для превращения молодежи в стадо безмозглых биороботов:
http://www.rusk.ru/tema/ obwestvo yuvenal_naya_yusticiya/
(пробелы убрать)
17.02.2010 09:20
17.02.2010 09:36
Сторонники ювенальной юстиции предлагают внести ряд изменений в УК РФ и в УПК РФ, предназначенных для максимального сокращения уголовной ответственности несовершеннолетних правонарушителей перед законом. Целями и задачами, определяющими приоритеты вводимого судопроизводства, являются максимальное смягчение ответственности малолетних правонарушителей перед законом и одновременно с этим - максимальное ужесточение ответственности родителей и ограничение их прав на воспитание собственных детей.
При этом процесс подготовки общества к принятию ювенальной юстиции сопровождается активной информационной кампанией, производящей в общественном сознании искажение образов родителей и ценностных установок семейной жизни.
17.02.2010 09:41
В настоящее время общество подвергается воздействию новой информационной кампании, цель которой - придать статус "врага детей" новому объекту - школе.
Помимо разрозненных историй, составлявших в разные периоды нескольких последних лет почву для обвинений в адрес учителей, стартом нынешней кампании стал запуск такого медиа-проекта, как телесериал "Школа", призванного "взломать" привычные отношения к школе.
Учитывая мировую практику создания управляемых молодежных банд, активно используемых для проведения государственных переворотов, а также тот факт, что "права детей" в России в течение последних месяцев стали предметом самого пристального внимания правительства США и руководства Евросоюза, можно говорить о возникновении серьезной угрозы для государственной безопасности России.
Русская линия
17.02.2010 11:41
17.02.2010 12:42
17.02.2010 12:58
17.02.2010 19:40
В Вашем "эссе" 9 грамматических и еще больше стиллистических ошибок! А Вы говорите о качестве...
Ваши комментаторы перенасыщены абсолютной злостью на все и всех.
Власть что то делает, совершая, естественно, ошибки. Без этого не бывает. Попробуйте заметить хорошее, обнаружите, что его больше.Ваш цинизм и ханжество, озлобленность - лакмусовая бумужка вашей духовной пустоты,гражданской никчемности и профессиональной импотенции.
17.02.2010 22:11
18.02.2010 19:28
18.02.2010 20:00
18.02.2010 22:12
18.02.2010 22:33
19.02.2010 11:32
19.02.2010 11:38
19.02.2010 17:47
19.02.2010 19:08
Поймите - это все не местные проблемы - это действительно система. Страну рвут на части, добивают самую устойчивую социальную систему - образование - ЧТО ПОТОМ?! А мы погрязли в перепалках на банкфаксовских междусобойчиках...
19.02.2010 20:06
19.02.2010 21:42
Не четыре, а пять!
Да, собственно,дело не в этом. Мы то переживаем, сочувствуем и даже негодуем, а они торжествуют. Решили, реализовали... состригли купоны. А детям нашим расхлебывать, удваивать, утраивать ВВП.
Но зато аплодируют стоя, здравицы рифмуют - посмотрите репортаж с краевого съезда учителей!
Красиво! С пафосом! И с Денисовым впереди!