Житель Первомайского района
Алтайского края, кандидат исторических наук Олег Боронин
анализирует то, как скажется бюджет региона на 2010 г. на
обитателях алтайской глубинки. Предваряя представленные читателю
выводы, г-н Боронин, возглавляющий районную организацию эсеров,
подчеркивает, что свои взгляды он излагает не как представитель
партии, а как простой житель алтайского села, обеспокоенный его
будущим.
- В муниципальных образованиях Алтайского края идет процесс
утверждения бюджетов на 2010 год, и информация, которая поступает
из большинства районов края, очень тревожная. Многие сельские
районы завершают 2009 год на печальной ноте - выполнение планов
по бюджетным доходам еле-еле дотягивает до 85%, а по собственным
доходам колеблется на уровне 55 - 60%. И на этом фоне принимаются
муниципальные бюджеты на следующий год с обеспеченностью на
уровне 70% от реальных потребностей, которые необходимы для
полноценной реализации положений ФЗ N 131 о местном
самоуправлении.
В этих условиях краевые власти "рекомендуют" муниципалитетам
"оптимизировать" свои расходы, в том числе управленческие. Что
происходит на деле? А на деле люди с мест сообщают о сокращениях
ставок техничек, водителей и младших специалистов местных
администраций. В некоторых сельсоветах планируют сократить до
трех ставок. Экономия средств получается, исходя из того, что у
большинства сельских муниципальных служащих зарплата колеблется
на уровне МРОТ, небольшая. Но зато формально требования краевых
властей выполняются!
Кроме того, в муниципалитетах вынашиваются планы (а кое-где это
процесс уже запущен) по переводу бюджетников в спортивных школах,
учреждениях культуры, детских садах, библиотеках на половину или
на четверть ставки при фактическом сохранении трудовой нагрузки.
Муниципальные бюджеты планируются с колоссальными "дырами",
которые можно бесконечно перечислять. Скажу об одной такой
возможной "дыре" на примере Первомайского района. Несколько лет
подряд власти много говорили о реализации нацпроекта "Здоровье".
И нужно отдать должное - кое-какое современное медицинское
оборудование в рамках нацпроекта дошло и до районных больниц.
Кое-что досталось и ЦРБ Первомайского района. Теперь настало
время сервисного обслуживания современного оборудования - иначе
оно "встанет". Первомайской ЦРБ на эти цели нужно всего-то 1,5
миллиона рублей. Но на день публичных слушаний по проекту
районного бюджета (сам бюджет будет приниматься 22 декабря) этих
средств не предусматривалось. А соответствующую краевую
программу, как известно,
сильно "порезали". Как говорится,
"приплыли"?
"Одной рукой" краевые власти велят муниципалитетам
"оптимизировать" свои бюджеты, а "другой рукой" (в лице Главного
управления экономики и инвестиций) утверждают запредельные
коммунальные тарифы, которые в 2010 году лягут непосильной ношей
на муниципальные учреждения - школы, больницы, детские сады,
библиотеки, дома культуры и клубы, а значит - на муниципальные
бюджеты. При этом муниципальные учреждения, по словам самих
муниципалов, например, в том же Первомайском районе, подвергаются
жесткому прессингу со стороны разного рода надзорных ведомств за
отсутствие ремонта, плохое освещение, нарушение противопожарной
безопасности и так далее и так далее. А как выполнять эти
справедливые требования надзорных органов, если нет на этот счет
финансирования? Кстати, сами муниципальные власти за эти
нарушения ответственности не несут - эту ответственность несут
непосредственно учреждения здравоохранения, образования, культуры
и их руководители. Разве это правильно?
В общем, вырисовывается тревожный прогноз на 2010 год - на
реализации ФЗ N 131 в Алтайском крае, возможно, будет поставлен
"жирный крест", а деградация алтайской глубинки будет только
усиливаться.
Муниципалитеты и сельские администрации по поводу сказанного выше
сегодня бурлят по всему краю. Но вот
что не может не вызывать улыбки сквозь слезы: "бунтуют" в том
числе и представители "Единой России" на самом низовом уровне
местного самоуправления. Это я своими глазами видел и своими
ушами слышал, например, на публичных бюджетных слушаниях в
Первомайском районе. И как им не "бунтовать"? Старшие по рангу
товарищи по партии их попросту подставили перед населением края!
Да, муниципальные власти сильно, на мой взгляд, не дорабатывают
по увеличению собственных доходов районных и сельских бюджетов.
Нужно лучше и больше, круглые сутки работать по увеличению
доходов по НДФЛ через "обеление" финансового оборота и
привлечение бизнеса в свои муниципалитеты, по увеличению доходов
от оборота земель, от поступлений платежей за негативное
воздействие на окружающую среду... Этим, как говорится, надо
жить! И, требуя улучшить работу на этих направлениях, краевые
власти в общем-то правы. Но кто выстраивал жесткую вертикаль
власти на территории Алтайского края? Кто курировал подбор
руководящих кадров для муниципалитетов? Кто "проталкивал" на
муниципальных выборах "пустышек" по принципу "лишь бы не
проявляли самостоятельности и жестко выполняли установки сверху",
всеми силами препятствуя победам на муниципальных выборах
талантливых, образованных и по-инновационному мыслящих
кандидатов, которые по определению не могут быть представителями
"Единой России"? Не краевые ли власти, если речь идет о районном
уровне, и не руководство ли районов, если речь идет о выборах
глав сельсоветов? Кто содействовал формированию в депутатском
корпусе муниципалитетов молчаливого, пассивного не имеющего
самостоятельной позиции равнодушного и на все согласного ради
мнимого социального статуса большинства? Теперь краевые, а где-то
и районные власти пожинают плоды своей "кадровой работы"!
Но, увы, населению от этого моего вывода не легче. И пока не
поздно, муниципальные бюджеты на 2010 год необходимо спасать!
Считаю в частности, что на сессии Алтайского краевого
Законодательного Собрания 17 декабря необходимо вернуться ко
второму чтению краевого бюджета и пересмотреть некоторые его
параметры. Ибо, прежде всего, принятый краевой бюджет не
направлен на решение задач, поставленных Президентом
- задач модернизации и создания экономики инновационного типа.
Резервов для увеличения доходной части краевого бюджета, конечно,
немного. Но некоторые соображения на этот счет я готов высказать.
Эти резервы лежат в плоскости формирования налоговой базы за счет
стимулирования развития экономики. Мы говорили об этом в прошлом
году, говорим и теперь.
Главное мое предложение по бюджету тесно связано с предложениями
по модернизации системы регионального управления. Я уверен, что в
регионе необходимы создание социально-экономического
правительственного блока и переход к активному использование
аутсорсинга. Такая модель, кстати, разработана специалистами
Алтайского края и внедрена в Ханты-Мансийском автономном округе.
Знаете, какую экономию бюджетных расходов по разделу
"Общегосударственные расходы" дает такая модель? До 30%! Мы
подсчитали - если эта модель будет использована в крае, мы сможем
сэкономить примерно 450 миллионов рублей. А если еще пойти в
условиях кризиса навстречу предложению СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ и
отменить в ходе оптимизации краевых органов управления выплаты
заработной платы в течение года после увольнения госслужащим,
отменить выплаты госслужащим за ученые звания и ученые степени,
то можно сэкономить еще не менее 50 миллионов рублей. Чем наши
уволенные госслужащие лучше попавших под сокращение учителей и
медработников, которые не имеют таких преференций на целый год?
Чем наши госслужащие, имеющие ученые звания и степени, лучше
обычных людей имеющих ученые звания и ученые степени, но не
работающих в настоящее время в системе науки и образования?
Сэкономленные полмиллиарда рублей возможно направить на
увеличение помощи муниципальным образованиям.
Далее. Недопустимо в условиях острой нехватки финансов
"размазывать" бюджетные средства по тем краевым целевым
программам, которые дают сомнительный эффект. Мы не можем
отказаться от участия в ведомственных целевых программах, потому
что таким образом мы привлекаем федеральные средства. Но возможно
отказаться от финансирования неэффективных краевых целевых
программ.
По разделу "Здравоохранение, физкультура и спорт" возможно,
например, отказаться от финансирования краевых целевых программ
"Дети Алтая", "Предупреждение заболеваемости социального
характера", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотиков" и "Демографическое развитие Алтайского края". Так мы
сэкономим 49 миллионов 491 тысячу рублей. 20 миллионов рублей из
этих средств возможно дополнительно добавить в краевую программу,
предусматривающую сервисное обслуживание современной медицинской
техники, а 29 миллионов 491 тысячу рублей - на ремонт учреждений
здравоохранения в муниципальных образованиях края, многие из
которых находятся в плачевном состоянии.
В разделе "Социальная политика" возможно также отказаться от
финансирования программ "Дети Алтая" и "Демографическое развитие
Алтайского края". Это - 1 миллион 341 тысяча рублей. Деньги
небольшие, но их хватит, что провести хороший ремонт в каком-либо
конкретном социальном детском учреждении в одном из отдаленных
районов края.
И последнее. В разделе "Культура, кинематография, СМИ"
предусмотрено финансирование ведомственной целевой программы по
информационному обеспечению деятельности органов государственной
власти Алтайского края. Финансирование серьезное - более 57
миллионов рублей. Информатизация систем управления - это
необходимо. Но, чтобы лучше понять мою позицию, я предлагаю
прочесть роман Эдмонда Гамильтона "Хранители звезд". Я процитирую
со страниц этого романа часть обращения Хранителя звезд к
землянам: "Многие люди на вашей планете до сих пор умирают от
голода, не имеют крыши над головой, живут в темноте и невежестве.
Почему же вместо того, чтобы достроить свой дом, вы пытаетесь
заиметь еще один?". Очень актуальные слова, не правда ли? Так
вот, можно бы урезать участие края в финансировании этой
программы на 27 миллионов рублей и направить высвободившиеся
средства на финансирование учреждений культуры в муниципальных
образованиях. Потому что стоит ли говорить об информатизации
управления, пока полуразвалившиеся сельские клубы - очаги
культуры расположены в помещениях бывших бань и колхозных контор,
а их сотрудники живут более чем скромно?
07.12.2009 16:31
07.12.2009 16:43
07.12.2009 16:47
07.12.2009 16:56
07.12.2009 17:06
07.12.2009 17:12
07.12.2009 17:22
07.12.2009 18:17
07.12.2009 19:57
07.12.2009 20:21
07.12.2009 20:46
08.12.2009 00:17
08.12.2009 08:14
08.12.2009 08:23
08.12.2009 09:08
2. "Супруг Татьяны Ивановны" от должности в администрации края, как несовместимой со статусом депутата, отказался.
08.12.2009 12:08
08.12.2009 12:43
Теперь по остальному содержанию: его оправдывает только то, что автор - "простой сельский житель", имеющий весьма приблизительное представление о бюджетном процессе и связанных с ним вопросах. Остановлюсь на некоторых ошибках и неточностях.
1) Исполнение местных бюджетов по собственным не 50-60%, а 85-105. Реально из их налогов кризис немного затронул только НДФЛ и эти доходы пострадали гораздо меньше краевых.
2. Экономить муниципалттетам предложили прежде всего на штатной численности местных чиновников, число которых за последние 3 года в крае увеличилось больше чем на 1500 человек.
3) Ругать 131 закон могут только те, кто либо не понял его сути, либо привык прятаться за спину районного краевого начальника. Суть этого закона, образно говоря,в том, что те вещи(расходные обязательства), которые раньше валялись по комнате в беспорядке и было непонятно, чья та или иная вещь и кто за неё отвечает, просто разложили по полочкам и распределили ответственных за них. А сам по себе этот закон дополнительных денег не несет по определению. И полномочий от местной власти не добавил, а скорее наоборот - самые крупные расходы взял на краевой и федеральный уровень. Понятное дело, если до его вступления в силу денег не хватало, с чего вдруг их станет хватать, когда 131-й закон заработает. Конечно нет, просто станет больше порядка.
08.12.2009 12:58
4) Да местные бюджеты на следующий год действительно сильно "порезали", в среднем примерно на 20%. Но краевой бюджет порезали ведь не меньше. Всем тяжело. Фактически это означает, что в 2010 году будет не до какого-то там инновационного развития - просто выжить бы... .
5) Я не являюсь поклонником Щетинина, но вешать на него всех собак по поводу тарифов, если сказать без мата, просто некорректно. Неужели кто-то всерьез думает, что он сидит где-то там в своем ГУЭиИне и думает: какую бы ещё гадость сделать народу. Просто у него возможностей влиять на ситуацию не больше чем у несущегося по трассе на полной скорости бобслеиста... .
08.12.2009 13:06
08.12.2009 13:08
08.12.2009 13:11
08.12.2009 13:19
Если отменить отдельные программы, как предлагает О Бородин, то потеряем федеральных средств только по двум из них: "Дети Алтая" - 14.2млн. и "заболеваемость соц. хар." - 3.1 млн. Оно того стоит? И вообще, чтобы предлагать что-то отменять, надо сначала вникнуть: а на что конкретно эти деньги направляются, а не только по названию судить, тем более, что ни 50 ни 100 млн ситуацию в муниципалитетах кардинально не изменят.
И последнее. Хочу закончить на оптимистической ноте. Ещё не было ни разу за последние 5 лет, чтобы край не получил в течение года несколько дополнительных миллиардов, в основном правда из федерации, но иногда и за счет собственных доходов. Например, в 2009 году это больше 5 млрд., из них правда "не меченных" только 500 млн, то тоже хорошо.
Думаю, что и в 2010 году исключения не произойдет. Просто бюджеты сейчас на всех уровнях составлены в расчете на самый худший вариант. Например, только по собственным краевым есть реальный резерв их повышения примерно на 500-700 млн. Это не считая того, что может хоть немного подправиться прибыль. И само собой, что первым направлением траты дополнительных доходов будет именно помощь муниципалитетам. Так что, уважаемый О Бородин, не хороните никого раньше времени и лишней пиники тоже не наводите.
08.12.2009 13:31
08.12.2009 13:32
08.12.2009 13:32
08.12.2009 13:59
08.12.2009 14:09
08.12.2009 15:10
И последнее: лично я ни с кем не хочу ругаться и хамить, тем более "пыжиться и надувать щеки". Дискуссия должна быть уважительной и с реальными аргументами, а не с липой и подтасовкой. Поэтому я и пишу что-то далеко не постоянно, а только когда возникает подобная ситуация.
Потому, что знаю: администрацию АБК можно и нужно и много есть за что критиковать. Но только не за бюджетную и финансовую политику. Здесь ошибок почти нет и по большому счету это край и спасает.
08.12.2009 15:26
08.12.2009 15:36
08.12.2009 16:24
08.12.2009 16:56
И последнее, меня так и продолжают отождествлять с властями, мне это не нравится. Да был раньше чиновником, но уже лет 6 как им не являюсь, хотя и достут к информационным ресурсам определенный имею, немного занимаюсь анализом, в основном по привычке,а ещё знаю, где и что искать в сети.
08.12.2009 17:18
08.12.2009 17:19
08.12.2009 17:24
08.12.2009 17:44
Теперь персонально для М31: зря вы говорите, что совсем ничего не делается. Ведь есть реальные программы с реальными деньгами, разными там субсидиями, и по промышленности и по предпринимательству, а уж по с/х так там деньги вообще нешуточные. Только состояние нашей экономики такое, что всё это, хотя и приносит эффект, по большому счету так, капля в море. Но пока возможности направить на поддержку экономики больше денег просто нет, когда в краевом бюджете одна только зарплата учителей процентов 40 всех расходов весит. А ВСЕ налоги, что мы собираем в крае, включая фереральные, в разы меньше дотации, что получаем. То есть, себя и то прокормить не можем. Поверьте, за последние 5 лет всё-таки для улучшения экономики кое-что сделано, я знаю много примеров, но описывать их долго, просто поверьте. Но всё это приблизило нас к ХОРОШЕЙ экономике не больше, чем процентов на 10-15. Это очень мало, власть совершала и ошибки и популизмом тоже бывало занималась. Но, сработай они даже идеально, всё равно больше 20-25% добиться объективно бы не удалось. Край у нас такой.
08.12.2009 18:05
08.12.2009 18:06
1) Ликвидировать на корню от 30 до 50% всех сел, прежде всего мелких, а вместе с ними столько же школ,больниц, котельных, поселенческих администраций и т.д.
2. Сократить в минимум в 2 раза посевные площади. И здесь же гос. поддержку субсидиями оказывать только сильным и крепким хозяйствам, а остальные пусть загибаются.
Всё это резко снизит и бюджетные расходы и тарифы, а высвобождающиеся деньги можно будет направить на инновационное развитие и т.д.
А теперь подумайте, реально ли сделать всё это? Ведь это всё живые люди... Поэтому и политика у нас такая долбанная, большинство решений принимаются не из экономической целесообразности, а просто по причинам социальным. Поэтому, главное, за что бы лично я критиковал краевые власти - за то, что они боятся или не хотят сказать нам печальную ВСЮ правду, а пытаются внушить, что мы "динамично развивающийся регион". Может быть, если бы люди знали реальное положение дел и настоящую тяжесть всех проблем, тогда может быть и понимали бы, что не до жиру-выжить бы. И тогда даже небольшие успехи бы замечали и оценивали.
08.12.2009 19:15
08.12.2009 20:13
08.12.2009 20:27
08.12.2009 21:30
08.12.2009 21:57
08.12.2009 22:29
09.12.2009 08:18
09.12.2009 10:36
09.12.2009 10:42
09.12.2009 12:02
09.12.2009 12:20
09.12.2009 13:11
09.12.2009 13:19
09.12.2009 13:49
1) В крае действительно каждый год несколько сотен молодых семей получают от государства субсидии на приобретение жилья до 45% от его стоимости. НО НУЖДАЮЩИХСЯ В ТАКИХ СУБСИДИЯХ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ТЫСЯЧ И С КАЖДЫМ ГОДОМ ИХ ПРИБАВЛЯЕТСЯ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЛУЧИВШИХ ПОДДЕРЖКУ.
2)Действительно, развивается инфраструктура села: ремонтируются водопроводы, продолжается газификация, строятся и реконструируются школы, больницы, клубы и т.д. НО ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВСЁМ ЭТОМ, УЧИТЫВАЯ РАЗВАЛ ПРЕДЫДУЩИХ ЛЕТ В СОТНИ РАЗ БОЛЬШЕ.
09.12.2009 13:57
Ну и так далее, по всем вашим пунктам. Я думаю, что люди реально станут доверять власти только тогда, когда она найдет в себе мужество и научится говорить людям ВСЮ правду.
10.12.2009 09:28
10.12.2009 11:10
10.12.2009 13:03
10.12.2009 19:01
Вот кто был той ночью в этом злочастном клубе в Перми: Адвокат Сергея Дербенева Константин Войнич рассказал журналистам, что среди погибших и пострадавших гостей были сотрудники местной прокуратуры, милиции и ФСБ – по его словам, "элита правоохранительная".
В частности, в списке пострадавших, находящихся на излечении в Москве, значится начальник оперативно-розыскной части УБЭП ГУВД Пермского края Владимир Жильцов.
Тоесть вся номенклатура Перми. Всю ситуацию начали после случившегося разгребать так как это положенно!!! Почему это делать нельзя везде!!! Мы же не номенклатура!!! Мы живем в стране которая создана чиновниками и для чиновников. Мы же... Вот и ответ на многие вопросы.
10.12.2009 19:20
11.12.2009 09:55
11.12.2009 16:55
08.03.2010 17:33