Как рассказала исполняющая обязанности директора института, доктор психологических наук, профессор Людмила Колмогорова, в институте путем реорганизации и объединения сформировалось пять кафедр: дошкольного и дополнительного образования, педагогики и психологии образования, специальной педагогики и психологии, социальной педагогики и педагогических технологий, теории и методики начального образования.
Помимо этого создано 8 лабораторий, исследовательские задачи которых касаются различных тем: это и изучение проблем образования и развития детей, диагностики и коррекции отклонений в развитии, этно-экологического образования, преемственности дошкольного и начального образования и др. Для того, чтобы обеспечивать высокое качество учебной, научно-исследовательской работы, созданы новые подструктуры - это отделы по качеству образования и научной работе. При институте начнет функционировать Психолого-социально-педагогический центр, который будет оказывать помощь студентам как института, так и в целом АлтГПА в процессе адаптации, при решении трудностей и проблем во время учебы. Этот центр планируется задействовать в организации практик студентов, а для работы в нем приглашаются волонтеры и все желающие преподаватели вуза.
Вместе с тем, в настоящее время налаживаются научные контакты с другими вузами. Скажем, сотрудничество с Московским государственным психолого-педагогическим университетом, который ответственен за разработку стандартов третьего поколения по направлению "Психолого-педагогическое образование". Уже планируется реализация общих программ обучения магистрантов. Помимо этого разрабатываются новые линии сотрудничества с Российским государственным педагогическим университетом (Санкт-Петербург). Обсуждаются направления сотрудничества с Национальным университетом образования г. Кванчжу (Южная Корея), который осуществляет подготовку учителей начальных классов. В перспективе - установление международных связей с Центром Ж. Пиаже (Швейцария). Институт намерен активно взаимодействовать с учреждениями города и края, например, с краевым Центром психолого-медико-социального сопровождения "Семья+", который нуждается в специалистах психолого-педагогического профиля, а также поддерживать научные контакты с Томским, Бийским, Новосибирским и другими педагогическими университетами.