Top.Mail.Ru
18+

Политолог Юрий Чернышов о жителях Алтайского края и их уникальном "алтайском характере": Они не "бунтари", они просто менее раболепны!

Политолог Юрий Чернышов о жителях Алтайского края и их
уникальном "алтайском характере": Они не "бунтари", они просто
менее раболепны! В журнале Алтайской школы политических исследований директор АШПИ, доктор исторических наук, профессор Юрий Чернышов попытался разобраться, почему в последнее время регион привлекает к себе внимание жителей России. По его мнению, в этом "виноват" уникальный "алтайский характер". Предлагаем ознакомиться с доводами профессора.

- Столичные журналисты, пытаясь разобраться в каком-нибудь очередном нашем политическом скандале, часто задают один и тот же вопрос: "Да что у вас за регион такой бунтарский - то "красный пояс", то вы Михаила Евдокимова выбираете, то огромные митинги проводите, то единороссов на выборах обижаете, то сессии бойкотируете...?!". В двух словах это не объяснишь. Нужно заглянуть в историю региона, нужно попытаться понять, что представляет из себя "алтайский характер".

Сама история протестных акций на Алтае более-менее описана, а вот то, как формировался особый "алтайский характер", нужно еще исследовать и исследовать. Назовем лишь некоторые факторы.

Житель Алтая - сибиряк, человек, закаленный суровыми условиями жизни, стойкий и простодушный. Но среди жителей многих других сибирских регионов он отличается еще и особой близостью к крестьянскому укладу, к земледельческому труду. Этому способствуют запасы плодородной земли, природно-климатические условия юга Западной Сибири. До сих пор почти половина жителей Алтая проживает в сельской местности. Это несет с собой и минусы, и плюсы. Минусы - не слишком комфортные условия, бедность, относительная культурная отсталость, плюсы - близость к "природным корням", выживаемость, чувство справедливости и относительная неиспорченность нравов.

Очень важно то, каков сложившийся исторически "генофонд населения региона", а эта тема пока никем всерьез не исследовалась. На Алтае селилось немало выходцев из европейской части России, искавших землю и волю. Это уже был своеобразный "отбор". Расположенный вблизи величественных, почти не тронутых цивилизацией Алтайских гор, регион славился в легендах как место расположения счастливой страны - Шамбалы или Беловодья. Сюда, в частности, бежали крестьяне-старообрядцы в поисках свободной и чистой жизни. В то же время здесь были и "кабинетские земли" императоров, напрямую связанные с Петербургом. Здесь никогда не было крепостного права. Здесь возникла довольно большая немецкая колония (немцы после русских и украинцев составляют третью по численности группу населения). Барнаул уже в XVIII века стал известен как город просвещенных людей, центр горнозаводского производства. Следы прежнего "петербургского лоска" местами проявляются и поныне.

В 1918-1920 годы по Алтаю прокатились волны крестьянских восстаний - против красных, против белых, снова против красных... Затем последовала волна репрессий. С 1919 года до середины 1960-х годов Алтайским ГубЧК было осуждено более 40 тысяч человек. Освоение целины принесло новые волны переселенцевэнтузиастов. В последующие годы Алтайский край долгое время имел имидж консервативно-патриархальной сельскохозяйственной глубинки, в которой распространение разного рода инноваций происходило с запозданием.

В 1991-1996 годы на Алтае пытались проводить демократические и рыночные реформы губернаторы Владимир Райфикешт и Лев Коршунов, но на фоне произошедшего спада производства попытки оказались не совсем удачными. С 1996 года, после прихода к власти Александра Сурикова, край закрепился в "красном поясе", и политика всех ветвей власти вновь приобрела монопартийную направленность. Политическая жизнь характеризовалась застойностью. Лишь через восемь лет, весной 2004 года, вся страна была поражена вестью с Алтая: на губернаторский пост жители края избрали артиста Михаила Евдокимова. Александру Сурикову не помогли ни административный ресурс, ни привозные политтехнологи, ни единогласная поддержка им же "отфильтрованной" региональной "элиты". Многие жители Алтая проголосовали тогда не столько за Евдокимова, сколько в знак протеста против засидевшегося "алтайбаши".

Бывший незаметным в масштабах страны Алтай стал более чем на год одним из главных "ньюсмейкеров" в стране по рубрике "политическая борьба в регионах". Для Кремля затянувшееся противоборство всенародно избранного губернатора со старой элитой и, в частности, с краевым Советом народных депутатов, возглавляемым Александром Назарчуком, стало серьезной проблемой. После гибели Михаила Евдокимова на Алтай был делегирован из Москвы прокурорский работник Александр Карлин. Бюрократическая элита еще раз подверглась "фильтрации", и на Алтае снова наступило относительное затишье, изредка нарушаемое стихийными выступлениями нищих пенсионеров.

Глядя лишь на статистические показатели региона, трудно понять, на чем основаны имеющие хождение весьма амбициозные культурные мифы: о чуть ли не мессианском предназначении Алтая в мировой истории ("место последней битвы сил добра и зла") и о том, что Барнаул - "столица мира", "четвертый Рим". Население края составляет 1,8% населения РФ, в его столице проживает менее 650 тысяч жителей, уровень средней заработной платы в крае один из самых низких в стране... Тем не менее, некий "амбициозный кураж" в региональном сознании присутствует.

Конечно, протестные настроения в "депрессивном" регионе в чем-то способствуют повышению гражданской активности, пробуждению внимания населения к проблемам политической жизни. Характерным показателем такой активности явился самый массовый в России митинг против монетизации льгот, который состоялся зимой 2005 году (он собрал до 10 тысяч участников); тогда же состоялся митинг в защиту Конституции РФ и против отмены всенародных выборов губернаторов, и тогда же более 120 журналистов Алтая выступили с заявлением против попыток использовать их для травли политиков, высказывающих оппозиционные взгляды. На последних думских выборах край дал один из самых низких результатов для "Единой России" (54,7%, по стране - 63,3%). Всплески "симпатий" к Зюганову или Жириновскому - на самом деле во многом лишь проявления протеста против такой политики, которая не улучшает жизнь.

Однако с помощью сухих фактов и статистических данных вряд ли можно передать специфическую атмосферу региона. Некоторые особенности менталитета земляков прекрасно отразил в своих произведениях Василий Шукшин: если в деревню случайно заедет "умник"-специалист, то его обязательно постарается "срезать" своим мудреным вопросом какой-нибудь всем интересующийся местный "чудик", живущий исключительно "своим умом".

В народе сохраняется искреннее убеждение в том, что настоящая правда живет лишь среди простых людей, и что чем "выше" по чиновничьей вертикали власти, тем этой правды становится меньше. Собственно, и "феномен Евдокимова" тоже был во многом связан с этим ментальным комплексом: "народный губернатор" на глазах у всех предпринял отчаянную попытку привнести эту мужицкую правду в "верхние" кабинеты власти...

Эта своеобразная атмосфера, несомненно, повлияла и на некоторые особенности процесса формирования экспертного сообщества, на складывание центров политической науки в регионе. Долгое время проводимые на Алтае "круглые столы", политологические и экономические конференции международного уровня способствовали просвещению местной элиты, ускорили формирование гражданской журналистики.

Собственно, все последние конфликты, вызвавшие те или иные протестные выступления на Алтае, были вызваны неумением и нежеланием чиновников вести диалог с обществом. Выборы теперь либо отменены, либо превращены в фарс. Людей больше всего возмущает то, что с ними все чаще обращаются, "как с быдлом", что противодействовать чиновничьей коррупции и произволу становится невозможно. "По-медвежьи" грубо оттесняя и подавляя всех "инакомыслящих", власть имущие сами провоцируют переход оппозиции из "системного" в "несистемное" русло.

Наверное, у жителей Алтая чаще, чем у некоторых других, проявляется чувство справедливости и нетерпимость к официозной фальши. Наверное, они менее раболепны, чем те, которые готовы бездумно выполнять все, что бы от них ни потребовали "начальники". Но по природе своей они вовсе не "бунтари". Это мирные небогатые люди, положение которых в условиях кризиса еще более ухудшается. Не стоит доводить их до бунта.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 35
читатель

19.03.2009 17:42

Вот так, простым и ясным слогом профессор Чернышов показал главное богатство края- его народ, который является главным капиталом, а не вторичным, как у вице-премьера Иванова, который недавно брякнул, что человек, после нефти, тоже капитал
Денис

17.09.2022 14:03

Ужас
Читателю

19.03.2009 18:03

Ух ты! Давно это знал! Но что бы так проколоться Где это он брякнул?
В статье

19.03.2009 18:08

понравился только четвертый с конца абзац, от остального за версту воняет заказухой. А что касается как этого абзаца, так и ссылок на другие т.н. "стихийные" волнения - так это наша беда, в том, что мы такие наивные, темные и неграмотные, верим в доброго царя "из наших", всерьез думаем,что с ним заживем хорошо и ведемся на призывы разных политдеятелей то митинговать, то дороги перекрывать.
чаплин

19.03.2009 18:26

А мне вся статья понравилась, не только 4 абзац: искренне и от души.
кибальчич

19.03.2009 18:39

достойно написано.всё по сути.
Brother Che

19.03.2009 19:17

У гордых бритов экстравагантность- лелеемая и почитаемая национальная черта. В нашем случае это всего лишь флуктуация основных свойств русской души, не затрагивающая базиса. В языке закрепилось выражение "косить под дурака" и это более всего соответствует алтайской чудаковатости. Шутовство и карнавальность в духе Бахтина. Здесь нет глубины, а только кривляние. Евдокимов не Гамлет, притворяющийся сумасшедшим, а скорее Йорик забравшийся на трон. Четко выражает отличие рассказ Шукшина в котором герой бесуспешно пытается собрать perpetum mobile. Интеллектуальная скудость в сочетании с упрямостью и, к тому же, эмоциональная расхлябанность . Юродивость - это своего рода эскапизм, бегство от реальных проблем и трусость, нежели героизм и мужество. Ни одна краевая газета во время предвыборной гонки Евдокимов-Суриков не опубликовала по-настоящему серьезных критических материалов о Сан Саныче. Это что свободолюбие?
Или "чувство справедливости и нетерпимость к официозной фальши". Господин профессор, как и многие русские интеллигенты галлюцинирует объевшись местных "патриотических" мухоморов, в обилии поставляемых Кремлем. В русском фольклоре есть метод лечения,- "А ты его не чеши". Уверяю, тогда все и пройдет,"как с белых яблонь дым". С уважением, командир партизанского отряда "Архаровцы Горного Алтая"
емеля 2 Brother Che

19.03.2009 19:56

Вот спасибо, от души повеселился. А вы, видимо, местный, но отсюда уехавший, и на время приехавший ? Скучать изволите ?
Brother Che Емельяну П

20.03.2009 08:56

А Вы что, предлагаете организовать кастинг смуглянок-молдаванок?
емеля 2 Brother Che

20.03.2009 09:16

Не получится. Какой идиот из весны в зиму поедет. Хотя, я же приехал.
Brother Che Емельяну

20.03.2009 09:57

С милой и рай в шалаше)))))
дядя Вася

20.03.2009 09:59

Трудно понять, в чем не живешь."Наверное, у жителей Алтая чаще, чем у некоторых других, проявляется чувство справедливости и нетерпимость к официозной фальши. Наверное, они менее раболепны"... Чувство справедливости- при самой низкой зарплате в стране, а в деревне и без неё-где это чувство, какие бунты? Вся оппозиция профанация, все протестные акции - выпускание пара, которого и нет. Мил человек-поживи в деревни с годик, тогда и увидишь и поЧуствуешь.
Вопрос всем

20.03.2009 10:37

А чего такого сделал Карлин, что не смогли сделать Евдокимов, Суриков, Коршунов и Райфикешт? Вот давайте конкретно, оставим всех предшествующих губернаторов в покое, и посмотрим. После Мишани хоть "скорые помощи", 2 стадиона, да "алтайский бройлер" остались, а после Богданыча одни бумажки, которые даже на подтирку ж0пы не годятся. История рассудит, но одно сегодня ясно, на долгие века в Алтайском крае останется только один губернатор, все остальные только в архивах и статистических отчетах.
Brother Che

20.03.2009 10:57

А что смотреть то? Надо разрабатывать и реализовывать комплекс мер по приуждению узурпатора к добровольной отставке?
Фреш

20.03.2009 12:21

Братцу Че - размечтался. Узурпатора только операция по принуждению к миру заставит отставиться.
Павел П.

20.03.2009 12:59

Слезы душат... Читаю и плачу... А тут еще диарея... Так и не дочитал до конца профессорско-преподавательский труд. Чем там у него кончилось?.. Pardon, вот сейчас только дочитал. Нет, диарея всё-таки лучше...
Brother Che to Fresh

20.03.2009 13:01

Зря ты так. В соотвествии с теорией неоплатонизма все хорошие идеи эманируют и воплощаются материально. И чем более эстетически прекрасна идея, тем более она имеет шансов на реализацию. Это как в шахматах. Выигрышная комбинация всегда восхишает своей красотой. Вот давайте и устроим brain storm. Наши посты ведь будут читать как Карлин, так и оппозиционеры. Это что-то вроде штабных игр. Своего рода think tank. Мы же не призываем к оружию экстремистскими лозунгами, а проводим мероприятия в рамках закона)))) Вот пусть профессор Чернышов выступит в качестве эксперта, он же главный борец с рабством. А любая свобода начинается со свободы мысли.
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА, открывайте ветку BRAIN STORM (есть мнение). И вперед с богом!
вопросу всем

20.03.2009 15:04

Карлин тоже кое-что сделал. Филармония, театр драмы. Филармония до него десяток лет стояла - сколько коттеджей построили и продали имеющие отношение к стройке?
начальников городских кой-каких строит, и правильно делает, а то они себя тут полными барами чувствовали
Не профессор, а знаю

20.03.2009 16:25

По результатам Всероссийской переписи населения 2002, национальный состав населения края был следующим:

Народ Численность в 2002 году, %
Русские 92 %
Немцы 3,05 %
Украинцы 2 %
Казахи 0,38 %
Татары 0,34 %
Белорусы 0,32 %
Армяне 0,31 %
Центропуповсу

20.03.2009 16:38

Оно и видно, что не профессор:) Динамику миграций надо учитывать.
:tkf. pyfnm

20.03.2009 16:50

Огласите, ув. профессор, пожалуйста, миграционную попрвочку
О мигрантах

20.03.2009 17:18

Немцы - самый отъезжающий сейчас с Алтая (в Германию) народ, это известно. Плохо, что еще и русские молодые и талантливые уезжают. Скучно им тут и тесно, и работы нет, даже за эту самую маленькую в стране зарплату.
емеля

20.03.2009 18:07

Насчет немцев. Разве многие способны сдать Start Deutsch A1 ? По последним вестям из фридланада там сейчас христиане из ирака. Хотя - дурь полная. Зачем им это ?
Едут-таки

20.03.2009 18:17

Более 80% выехавших за границу с Алтая за год - немцы. По данным опросов алтайских немцев, более 40% из них считают своей перспективой эмиграцию. На втором месте вариант "ассимиляция".
Рыболоff

21.03.2009 08:20

Зачотная трава у Brother Che. Аж завидки берут
Цитата

21.03.2009 09:02

"Когда я просил своих новых знакомых в Алтайском крае и Горном Алтае поразмышлять об алтайском характере, то в ответ часто слышал: "Алтайцы народ шебутной...". Эта характеристика относилась и к коренным жителям Горного Алтая, и к русскому населению Алтайского края. В слово "шебутной" вкладывается множество значений... Здесь и кураж, и задор, и авантюризм, и целеустремленность, и несгибаемость, и какие-то непередаваемые "легкость и радость жизни", которые ощущаются на Алтае...".
Бес

21.03.2009 09:10

Статья профессора абсолютно совковая, эдакий "научный коммунизм". В 21 веке Алтай может гордиться только 18 веком, поскольку только там мог реализоваться Ползунов. Фигура мистическая. К нему можно добавить Фролова младшего, Гребенщикова, Евдокимова, Шукшина и Золотухина. Все остальные фигуранты (Суриков, Назарчук, Райфикшет, Коршунов и т.д.) могут претендовать только на упоминание. Что касается истории Алтая, важно подчеркнуть "присутствие" хохлов, пусть не обижаются, имеется в виду активное переселение с Украины обездоленных крестьян. Однако они сыграли крайне важную роль не только в освоении новых земель, но и в создании соврешенно раннее неизвестную ситуацию толлерантности. Все это требует дальнейшего изучения. Автор прав. Будущее России во многом будет зависить от Алтая. Более благородного места в России ныне не сыскать.
Противный бес

21.03.2009 18:56

Спасибо профессору. Так, в качестве информации. Всякие звания могли получить только солисты императорского театра. Их было 4.
Кот Матроскин

22.03.2009 23:14

"Житель Алтая - сибиряк, человек, закаленный суровыми условиями жизни, стойкий и простодушный. Но среди жителей многих других сибирских регионов он отличается еще и особой близостью к крестьянскому укладу, к земледельческому труду. "

Как только Земля носит этих современных мифотворцев! Возьмут какой-нить популярный стереотип и шмаляют от него теорию. Тьфу! Еще бы сказал: Алтай находится в центре мира, а потому в архетипа барнаульца лежит исконный центризм, стремление к равновесию. Тьфу! А в архетипе новоалтайца - как жителя города окраинного, а край это что? маргинализм, то есть как жителя маргинального города, лежащего на краю добра и вселенского равновесия лежит стремление к разрушению. поэтому в Новоалтайске любят наркотики.
Билл

23.03.2009 08:30

Как далеки вы от народа уважаемый профессор. Из собственных наблюдений скажу, редко встретишь такой народец, как в Алтайском крае. Просто омерзение, от чудовищной необразованности ( не о димломах речь ), хамства, зависти, желания обгадить тех, кто более удачен и успешен в жизни. Вот такие колхозники понаехали в Барнаул из окрестных мест, а нутро то красно-коричневое, кумачевое, и вонь, просто вонь стоит, душать нечем.... а вы оды сочинять изволите...
Билл

23.03.2009 08:34

В продолжение... Эко вас ломает после конгресса интеллигенции, общение с сильными мира сего не проходит бесследно,люди просто мутируют, вот и у вас жажда: просто чего то писать романтическое о колхозниках и городских сумашедших....Снимите роховенькие очечки...

и Вас тоже вылечат...
И впрямь чудики

23.03.2009 10:14

Только у Шукшина они не прячутся за анонимными комментариями.
Биллу от Дебилла

23.03.2009 10:20

Билл, я с тобой полностью согласен! Только ты трохи опоздал, твои посты в январе-апреле 2005г. были бы весьма актуальны, в самый раз. А сейчас, это выглядит как оправдание недееспособной власти, которая стоит по уши в дерьме, и пытается делать уважаемому Профессору замечания.
аркан

23.03.2009 12:48

Мы не сделали скандала, нам вождя не доставало.
Настоящих буйных мало, вот и нету вожака...
хе-хе

23.03.2009 13:06

кстати, соглашусь с Биллом. мне Р.С. Федорова рассказывала, почему в Алтайском крае не прижились семейные детские дома - ну, невозможно. Зависть, осуждение, враждебность "деньги за их плотют, вот и взяли" - и вуаля, наш край единственный, где нет семейных детдомов. нах-нах такой особый характер, хе-хе
Календарь
/ /
27.11.2024