Top.Mail.Ru
18+

"Зоны экономии": государство заявило о выходе из финансирования свободных зон.

РосОЭЗ решило секвестировать госрасходы на особые экономические зоны на 15% и предложить инвесторам самим строить инфраструктурные объекты, сообщила 24 декабря газета "Ведомости". В результате зоны потеряют свою привлекательность для инвесторов, уверены эксперты.

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) подготовило предложения по изменению функционирования зон в условиях кризиса и в ближайшее время собирается внести их в Минэкономразвития. "Мы оценили все затраты, определили приоритеты и поняли, где можно сэкономить", - говорит руководитель РосОЭЗ Андрей Алпатов.

В 2008 г. в бюджете выделено 17 млрд руб. на создание ОЭЗ, почти все средства использованы, в 2009 г. - на 1 млрд меньше, говорит замруководителя агентства Кирилл Янков: "Но есть установка снизить в 2009 г. госрасходы на 15%, эта сумма и будет сэкономлена".

Чтобы секвестировать госрасходы, РосОЭЗ будет привлекать к созданию инфраструктуры частных инвесторов. Сейчас всю инфраструктуру строит государство, говорит Алпатов.

К финансированию объектов инфраструктуры РосОЭЗ планирует подключиться ВЭБ, рассказывает директор департамента Минэкономразвития Дмитрий Левченков, - чтобы заменить бюджетное финансирование на кредитное. Банк будет кредитовать и РосОЭЗ, и инвесторов, отмечает он.

ВЭБ будет искать инвесторов, говорит начальник управления ВЭЬ Михаил Перевозов. Окончательный список зон и объектов, которые могут быть построены через механизм государственночастного партнерства, еще не утвержден, отмечают Перевозов и Янков.

Основное преимущество особых зон именно в том, что инфраструктуру строит государство, отмечает исполнительный директор "Финансового и организационного консалтинга" Моисей Фурщик. Налоговые льготы почти не играют роли, согласна вице-премьер и министр финансов Республики Алтай Светлана Гашкина. Инвесторы же согласятся строить инфраструктуру, только если она быстро окупится, уверен Фурщик: это возможно в промышленно-производственных зонах.

Тем не менее, желающие принять участие в строительстве инфраструктурных объектов уже есть, утверждает Алпатов: например, в ОЭЗ в Тольятти - по развитию автомобильного кластера, а "Ростехнологии" заинтересованы в проекте "Титановая долина" по производству титана, магния и другой продукции в Свердловской области. Представитель "Ростехнологий", однако, отказался от комментариев.

Второй антикризисный механизм развития ОЭЗ - передать зоны на завершающем этапе их создания в управление регионам, рассказал Алпатов. Однако регионам будет сложно финансировать зоны самостоятельно, сомневается Гашкина: например, на зону "Алтайская долина" республика выделяет около 2 млрд руб. в год, а федеральный бюджет - 8 млрд руб.

Обе меры затормозят развитие части зон, сетует Фурщик: сроки запуска зон, требующих крупных госвложений, могут быть перенесены. Зоны задумывались для реализации пилотных технологических проектов, напоминает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. О них можно будет забыть, если государство переложит на бизнес не только создание инфраструктуры, но и финансирование ее строительства, уверена она.

Стоит отметить, что в настоящий момент на Алтае заявлено о существоании трех зон - двух туристических и одной игорной. Последний проект вообще не упоминается в списке зон РоОЭЗ, освоение его не начато и, судя по всему, уже не начнется никогда. Две туристические зоны находятся в начальной стадии своей реализации, получив за первые годы своего существования лишь скромные инвестиции в размере до 1 млрд рублей, потраченные преимущественно на различные бюрократические игры. Очень остро стоит проблема создания для них базовой инфраструктуры: новой линии энергоснабжения (инвестиционная емкость проекта порядка 5 млрд рублей), а для турзоны Алтайского края - реализация проекта транспортной доступности зоны с территории края (инвестиционая емкость 1-2 млрд рублей). Ряд других крупных инфраструктурных проектов - газоснабжения зон, модернизация аэропортов также достаточно актуальны. Безусловно, в ближайшие годы говорить о вероятности привлечениея в эти проекты частных инвестиций не приходится, в связи с чем идею создания турзон в прежнем понимании можно считать похороненной.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 0
Календарь
/ /