Режиссер Алвис Херманис отлично известен театральной Москве, как
и коллегам из Цюриха, Кельна, Вены, пишет 28 ноября в
"Новой газете" Елена Дьякова. На
гастроли его Нового Рижского театра не попасть. В октябре 2008-го
Херманису вручена премия Станиславского (европейскую премию
"Новая театральная реальность" он получил в 2007-м). 22 ноября на
сцену вышел первый российский спектакль Алвиса Херманиса -
"Рассказы Шукшина" в Театре Наций. И возможно, судьба "Золотой
Маски"-2009 за лучшую мужскую роль уже определена. Она уйдет
толпе "чудиков", сыгранных Евгением Мироновым.
Сцена аскетически чиста и пуста. Декорации - отличные фото,
сделанные художником спектакля Моникой Пормале в селе Сростки, на
родине Шукшина. Яркие, вырвиглаз, полки сельпо-2008. Блеск зубной
нержавеечки в ухмылке стариков. Камуфляжные штаны мужиков,
стоящих в неясной думе над рекой Катунью. Райская краса дивана в
алых розах и надписях "Beautiful". Умордованные стены алтайских
"хрущоб". Цепкие взгляды баб в леопардовых халатах. И лицо
мальчишки лет десяти: только оно, да еще долина Катуни, залитая
солнцем, окупают золотым запасом эпиграф к спектаклю: "Все было
не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести
победы...".
Три с лишним часа действа. Десять новелл. Они разнородны по
качеству: первую и последнюю, честно сказать, можно было бы
утратить без ущерба. Но уже во второй новелле, "Сапожки",
вступает в силу союз Миронова и Чулпан Хаматовой. О, это не
"Звезды на льду", не удвоенный звон брендов! Лучшего дуэта на
сцене я не видела давно. Они слажены - точно играли вместе
годами, они искрят вольтовой дугой, явно щеголяют друг перед
другом, рассыпая филигрань жестов. И профессионализм Евгения
Миронова (неизменный, но иногда холодный) обретает ту яростную
силу, с которой живет на сцене Чулпан.
...Тракторист Серега купил жене за немыслимые деньги белые
городские сапожки - а его изработанная, худая, как муравей,
Клавдя не влезла в них: крестьянская пятка подвела. Другой Серега
влюбился до онемения в городскую медсестру Клару в багряном мини
и лисьей шапке, продвинутую дешевку образца 1960-х.
Поводырка-жена опекает слепого певца Гаврилу Романыча, служит его
дару, исходит тихой гордостью, цепко собирает в кепку рубли - да
в деревне запели телевизоры и Гаврила Романыч стал никому не
нужен. И лучший их дуэт, рассказ "Жена мужа в Париж провожала", о
любви-ненависти трезвой, денежной портнихи Вали (ох, как она,
верно, развернулась в 1990-х!) - и сибирского солдатика Кольки,
из иной, уже уходящей, прямой и жертвенной породы русских.
Все здесь об одном: о мучительном, маргинальном XX веке. О том,
как больно менял человек "одной шестой" крестьянскую шкуру на
городскую, прежде чем сделался окончательно "к разврату готов",
по шукшинскому же диагнозу. Начетчик Глеб Капустин из рассказа
"Срезал!" - спившийся русский ангел Колька - слепой певец Гаврила
Романыч - кривоносый столяр "Заготзерна", ушибленный мечтой о
большой науке ("Микроскоп") - фронтовой санитар Броня Пупков с
дикой историей о том, как в 1943 году он стрелял в Гитлера...
Евгений Миронов преображается в каждом сюжете, превращает
"Рассказы Шукшина" в свой бенефис - и в аттракцион неслыханной
актерской щедрости к зрителю. Он меняет облик и пластику в каждом
эпизоде, но играет их все на разрыв аорты.
И тем - как шукшинский "чудик" у городского ларька - хватает
премьерного московского зрителя за отутюженные лацканы души.
Притягивает лицом к лицу - взглянуть в красные от ветра, слез,
самогонки, мечтательные и бешеные (каких уж больше не делают!)
глаза села Сростки. И его окрестностей - от Брянска до Курил.
..."Лишние билетики" на "Рассказы Шукшина" народ стреляет за
квартал. И абсолютно прав в своем архаическом порыве: это нужно
смотреть.