6 июля 2007 г. Красноярск
(Текст официального сайта СФО).
Прошел год со дня проведения первого в истории Сибири съезда строителей, который ориентировал строительный комплекс на реализацию целей и задач приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
В прошедшем 2006 году нам удалось достичь высоких темпов ввода жилья - 23,8% (Россия - 15%), в округе построено 5,4 млн.кв. метров. Ввод индивидуального жилья вырос на 28%.
В своем Послании Федеральному собранию 26 апреля 2007 года Президент России В.В.Путин сказал, что поставленные в нацпроекте высокие ориентиры уже не могут удовлетворить потребности современного российского общества. По-хорошему, требуется строить не меньше 1 кв. метра в расчете на каждого гражданина России, а у нас только 0,28 кв. метров (в Алтайском крае - 0,17 - Банкфакс).
Поэтому перед строителями Сибири стоит задача увеличить ввод жилья почти в 3 раза.
Подавляющая часть населения Сибири желает строить свой дом или улучшить жилищные условия. Нельзя забывать, что реальная возможность иметь собственное жилье для широких слоев населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, преодолению иждивенческих настроений. Решать эту проблему нужно сейчас и в первую очередь строить индивидуальное жилье, закладывая тем самым основы родового поместья.
Родовое поместье становится основой сохранения лучших традиций поколений, скрепляя семейные отношения.
Образ жизни в родовом поместье способствует формированию и укреплению здоровой семьи, воспитанию полноценного поколения будущего, сохранению национальных традиций народов, населяющих Сибирь.
По мнению специалистов, в пригородных зонах городов на постоянной основе должно проживать до 30% городского населения (в основном пенсионного возраста).
В идеале для городской семьи необходимо одновременно наличие квартиры и загородного дома. Тогда старшее поколение с возрастом, уходя на пенсию, переезжает жить в пригород, уступая жилье молодым. С ростом доходов семьи молодое поколение может улучшить свои жилищные условия в городе. Родители и дети в свободные от работы и школьных занятий дни проживают за городом у бабушки и дедушки.
Для реализации такого уклада жизни у нас в Сибири есть неоспоримое преимущество - колоссальные земельные ресурсы.
Города, поселения и села занимают менее одного процента территории. У нас есть реальная возможность разгрузить перенаселенные города и обеспечить сибиряков жильем за счет малоэтажной застройки в пригородных зонах.
О "малоэтажном" варианте решения жилищного вопроса говорил и Президент России В.В.Путин на заседании Президиума Госсовета в Казани.
В ближайшее время появится новый закон о малоэтажном строительстве.
Малоэтажный вариант отличается тем, что муниципалитеты и субъекты Федерации будут участвовать бюджетным рублем не в удешевлении кредитов, а в снижении затрат на строительство индивидуальных домов.
За счет чего произойдет удешевление? В законодательстве предусмотрены три обязанности государства и муниципалитетов.
Первая: бесплатно выделить земельные участки гражданам, объединившимся в кооператив для малоэтажной застройки.
Вторая: за счет местного бюджета обеспечить этот участок инженерной инфраструктурой.
Третья: предложить кооперативу готовые архитектурные решения, которые специально разрабатывает для таких поселений Росстрой. Архитектурные планы будут бесплатными и общедоступными.
Кроме того, особо важная задача - строительство индивидуального высокотехнологичного жилья на селе. Наличие такого жилья - основа возрождения деревни. Житель села не может и не должен быть оторван от земли, семья должна иметь возможность вести личное подсобное хозяйство, а также нормально отдохнуть после трудного рабочего дня. Сельскому труженику и, особенно, молодежи, необходимо создать достойные условия проживания, не хуже чем в городе.
Приведу пример Кемеровской области, где в 1999 году была принята областная целевая программа государственной поддержки индивидуального жилищного строительства на селе "Сельский дом". Только в 2006 году по программе введено 40 тыс. м2 жилья на селе - это лучший результат в округе.
Для организации массового строительства индивидуального жилья на селе необходимо активное участие администраций регионов и органов местного самоуправления, постоянный поиск ими нестандартных решений, в том числе по финансированию программ, а также участие граждан, представителей бизнеса и средств массовой информации.
Формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания определяют социальную направленность нового этапа экономических преобразований.
Несмотря на рост доходов населения, доступность жилья не повышается. Не секрет, что себестоимость строительства жилья составляет менее половины его стоимости. Анализ цен показал, что в 2006 году в округе стоимость жилья на первичном рынке увеличилась на 22%, на вторичном - на 34%. В первом квартале 2007 года рост цен продолжился и составил в среднем по округу 15%.
Для обеспечения доступности жилья необходимо внедрять в производство новые виды эффективных строительных материалов, изделий и конструкций, использовать мощный научноисследовательский потенциал Сибири.
Строительство доступного жилья должно стать приоритетным и стратегическим направлением деятельности региональной и местной власти, всего строительного комплекса Сибири. Органы власти должны не только осуществлять жесткий контроль, но и обеспечить со своей стороны помощь и поддержку, как населению, так и строительной отрасли.
Представляется целесообразным внедрить на рынке жилья социально-ориентированный наём жилых помещений (доходные дома). Жилье в таких домах должно предоставляться с учетом принципа социальной поддержки - очередникам, студенческим и молодым семьям. Оценочно плата за жилое помещение будет в 3 раза ниже, чем по договору коммерческого найма. Безусловно, окупаемость такого бизнеса требует большего времени, чем просто продажа квартир.
В связи с этим заслуживает внимания концепция развития рынка социально-ориентированного жилья, разработанная в Иркутской области, где найден баланс между доходностью и доступностью.
Строительство доходных домов начато в 2007 году в городах Иркутске и Шелехове (небольшие одно-, двухкомнатные квартиры площадью до 40 кв.метров). Стоимость найма квартиры будет составлять около 4 тысяч рублей в месяц.
Реализация данного проекта позволит частично удовлетворить потребность жителей в улучшении жилищных условий, окажет благотворное влияние на уровень цен на рынке коммерческого найма жилых помещений и, как результат, повлечет повышение доступности жилья. Возможность строительства таких домов в настоящее время изучается в Кемеровской, Омской и Новосибирской областях.
К концу 2007 года в Новосибирской области начнет действовать пилотная программа развития земельной ипотеки. Предполагается, что земельная ипотека будет работать по той же схеме, что и жилищная. По предварительным прогнозам подобная форма ипотечного кредитования снизит стоимость квадратного метра жилья до 30%.
Для повышения доступности жилья Агентствам ипотечного жилищного кредитования необходимо повсеместно реализовывать механизмы залога земельных участков для получения муниципалитетами средств на развитие инженерной инфраструктуры.
Также необходимо предусмотреть использование механизмов ипотечного кредитования на этапе строительства как многоквартирных, так и малоэтажных домов.
Из-за дефицита бюджетных средств в большинстве муниципальных образований не разработаны и не утверждены правила землепользования и застройки, генеральные планы. Мы вышли с предложением законодательно разрешить возможность залога муниципальных земельных участков с целью разработки градостроительной документации.
Ипотека земельных участков должна стать эффективным механизмом в решении проблемы привлечения заемных средств в жилищное строительство.
Сфера градостроительства является важным фактором стратегии планирования развития территорий. Взаимоувязка и согласование федеральных, региональных, межрегиональных и межотраслевых приоритетов и программ развития позволит выстроить механизм эффективного использования имеющихся ресурсов каждого из регионов.
Архитекторы и проектировщики должны обеспечивать создание благоприятной среды проживания для сибиряков. Перед ними стоит непростая задача, не отказываясь от индустриальных методов строительства, уйти от монотонности панельных коробок прошлых лет. Необходимо создавать жилые кварталы из зданий переменной высотности, с мансардными этажами, выразительными цветовыми решениями. Это относится как к многоэтажным комплексам, так и к районам с малоэтажной жилой застройкой. Малоэтажная застройка должна быть оригинальной и красивой, чтобы в пригороде или на селе жить было также комфортно, как в мегаполисе.
По-прежнему важным направлением является сохранение и обновление существующего жилого фонда за счет реконструкции.
Половину жилого фонда округа составляют панельные дома первых массовых серий, которые в ряде городов составляют 25% существующей жилищной застройки. По мнению специалистов, задержка с их реконструкцией приведёт к "одномоментному выходу их из эксплуатации" через 15-20 лет.
Москва может позволить себе снос панельных пятиэтажек. Мы должны идти по пути их реконструкции. Опыт реконструкции жилых домов показывает, что площадь дома увеличивается на 20-40% за счет возведения мансардных этажей, потери тепла уменьшаются на 40%, улучшается архитектура зданий, не требуется строительство инженерных сетей, в результате - вводимая жилая площадь в 1,5 раза дешевле, чем новое строительство.
Хочу напомнить также о важности проведения мероприятий по оптимизации теплопотребления на существующем жилищном фонде с целью высвобождения мощностей для объектов нового строительства жилья.
Для этого, прежде всего, необходимы установка приборов учета тепловой энергии и устройств погодоведомого регулирования потребления тепловой энергии, а также осуществление мероприятий по снижению потерь тепла при его транспортировке.
Реализация таких проектов позволяет на 20-25% высвободить мощности, снизить нагрузки на тепловые сети, что является скрытым резервом в ускорении и удешевлении строительства жилья.
Намеченный интенсивный рост жилищного строительства предъявляет повышенные требования к промышленности строительных материалов. В связи с этим на первый план выходят вопросы о текущем состоянии промышленности строительных материалов. В целом, существующие производственные мощности отрасли еще позволят ей развиваться в ближайшие 2-3 года, но исходя из прогноза объемов потребления отдельных видов строительных материалов на период до 2010 года, специалистами делается вывод о том, что строительную отрасль ждет дефицит практически по всем основным видам строительных материалов.
Решение этих проблем возможно только с участием частного капитала, поэтому на всех уровнях власти необходимо создавать условия для участия бизнеса в развитии промышленности строительных материалов.
Организация местных производств и оптимизация транспортных перевозок явится одним из способов уменьшения стоимости строительства.
Нельзя забывать о решении задач подготовки конкурентоспособных профессионалов строительного комплекса. Для чего силами службы занятости, работодателей, учебных заведений необходимо проводить анализ рынка труда и мониторинг структуры востребованных профессий и специальностей. Строительные организации на долгосрочной основе должны работать с образовательными учреждениями.
Для создания мотивации профессии строителя необходимы регулярные встречи преподавателей и студентов с руководителями строек, специалистами, организация производственных практик на передовых объектах, внедрение прогрессивных методов обучения, именных стипендий.
И здесь в полной мере следует использовать возможности по развитию системы начального и среднего профессиональнотехнического образования, предоставляемые с 2007 года нацпроектом "Образование".
Поставленные главой государства сложные стратегические цели как в целом по развитию экономики России, так и по увеличению ввода жилья, предполагают кардинальное повышение эффективности строительной деятельности, формирование оптимальных механизмов регулирования и контроля в данной сфере, нового уровня взаимодействия государства и строительного бизнеса.
Эти важные задачи могут быть успешно решены при переходе строительной отрасли на саморегулирование: от совместного с государством регулирования до полной передачи функций регулирования строительной деятельности профессиональным объединениям строителей.
Вводимый институт саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности в России, как механизм общественного регулирования и коллективной ответственности, является инновационным с точки зрения регулирования рыночных отношений.
В настоящее время назрела необходимость незамедлительно начать проведение работы по внедрению на территории округа системы саморегулирования в сфере градостроительной деятельности.
Саморегулирование профессиональной строительной деятельности призвано ускорить формирование в России современного строительного рынка, отвечающего требованиям ВТО (Всемирной торговой организации) и другим международным стандартам.
Для совершенствования систем управления в сфере строительства округа необходимо уже сегодня организовать работу по становлению института саморегулирования. "Пилотным" проектом по использованию методов саморегулирования выбрана Кемеровская область. Также планируется создание консультативного совета при полномочном представителе.
Строительный комплекс является одной из ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики округа.
Перед властью стоит задача, чтобы в основу инвестиционностроительной политики каждого субъекта федерации округа была заложена концепция, обеспечивающая формирование полноценной среды жизнедеятельности - жилье должно быть по настоящему доступно и комфортно.
Формирование партнерских отношений между государством, инвесторами и строителями - единственный путь к повышению эффективности строительного комплекса. Только объединив усилия, мы сможем развивать строительную отрасль и обеспечить достойную жизнь для сибиряков.
09.07.2007 15:32
09.07.2007 18:03
09.07.2007 18:29