Чуть более двух лет назад, в конце ноября 2004 года я принял предложение возглавить экономическое ведомство Республики Алтай, которое в то время представляло собой аморфную структуру, занимающуюся в основном экономической статистикой. Рабочее качество министерства было таково, что оно даже не было в состоянии в течение и 15-ти лет подготовить среднесрочную Программу социально-экономического развития, согласовать её с заинтересованными ведомствами и внести в федеральный реестр, несмотря на значительные средства, истраченные на это неоднократно.
Дальнейшее отсутствие стратегического программного документа лишало наш регион самой перспективы существования в качестве самостоятельного субъекта и могло создать в будущем один из очагов социально-экономического напряжения, граничащий с тремя сопредельными государствами. Принимая в этих условиях предложение о работе на государственной службе, я поставил перед собой несколько целей:
1. Доказать и показать на примере, что Горный Алтай, несмотря на свою глубокую провинциальность, обладает достаточным собственным интеллектуальным потенциалом и в состоянии сформировать команду макроэкономистов, способную формулировать цели, решать задачи и осуществлять свою деятельность в соответствии с самыми высокими требованиями федерального уровня.
2. Научить коллектив министерства работать по-новому. Так, как не работают ещё в подавляющем большинстве субъектов России, т.е. с использованием самых современных автоматизированных информационных технологий мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона, позволяющих в рамках решения экономико-математических задач макроэкономического моделирования сформировать оптимальные цели и пути их достижения.
3. Научить коллектив ведомства побеждать провинциальные комплексы и готовить заявочные документы на уровне, способном выигрывать как российские, так и международные конкурсы любого уровня.
4. На примерах, подсказывая и разбирая ошибки, научить социально-экономическому программированию и подготовке соответствующих программ, способных проходить инстанции любого уровня.
5. Показать, что незначительно изменив структуру и обновив кадровый потенциал, можно и в госсистеме создать творческую рабочую атмосферу без традиционных министерских интриг и подсиживаний друг друга.
Конечно, достижение этих целей происходило не просто. Были и эмоции, и неоднократные коренные переработки программных документов. Всё было. Но сейчас с полной ответственностью могу сказать, что все эти цели достигнуты, и эти задачи выполнены. К концу 2007 года мы планировали подготовить одного доктора экономических наук и не менее пяти кандидатов, а также сверстать Комплексную программу социально-экономического развития республики на период 2008-2022 годов, которая уже с 2016 года позволит сформировать бездотационный бюджет республики, перейти в разряд доноров, а значит, навсегда снять вопрос о "включении" республики в состав любого другого региона.
Если департамент территориального развития Минэкономразвития РФ уже сейчас рекомендует другим субъектам федерации обращаться за консультациями по подготовке региональных программ социально-экономического развития к специалистам нашего Министерства, значит, в работе нашего ведомства многое было правильно, и мы работали не зря.
Восемнадцатого января на заседании Правительства РФ было принято Постановление Правительства России о создании "Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Майминском и Чемальском районах Республики Алтай". Для меня это событие означает последнюю точку в выполнении личных обязательств перед республикой по разработке среднесрочной Программы социальноэкономического развития РА на период 2006-2009 гг., подготовленной и представленной в Минэкономразвития РФ ещё в декабре 2005 года, до прихода нынешнего правительства РА. То, что предполагало осуществить наше ведомство, - осуществилось; вектор социально-экономического развития Республики Алтай развернут в направлении её экономического оздоровления и резкого увеличения налоговой базы.
Это качественно новый этап, а также новые испытания и для всего населения республики, и для её органов власти.
Теперь несколько слов о текущей деятельности Минэкономразвития РА в 2005-2006 годах. Ещё летом 2005 года, когда в Сибирском федеральном округе (СФО) никто не поднимал вопроса о комплексном программировании на муниципальном уровне, и только осуществлялась передача государственных полномочий на муниципальный уровень, в соответствии с законом N 131 работники Минэкономразвития РА объехали все муниципальные образования республики и провели кадровый, технический и технологический мониторинг экономических служб муниципальных образований.
По результатам этого мониторинга в 2005 и 2006 годах министерством была проведена серия семинар-совещаний с руководителями и специалистами экономических служб муниципальных образований. В ходе их проведения были определены основные задачи по стратегическому и территориальному планированию муниципальных образований, разработаны и переданы необходимые методические материалы. С 2006 года начался процесс регулярного социальноэкономического мониторинга муниципальных образований. В рамках предложений Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СФО муниципальное образование "Майминский район" вошло в число семи пилотных районов округа, на территориях которых отрабатывается методика комплексного программирования социально-экономического развития МО. Минэкономразвития РА и Майминская администрация в кратчайшие сроки подготовили проект Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования "Майминский район" на 15-летний период. Результаты совместной работы легли в основу методических рекомендаций по социально-экономическому планированию в субъектах всего Сибирского федерального округа.
В период 2006 года сотрудниками министерства проведен ряд выездных практических семинаров в муниципальных образованиях по теме "Комплексное планирование социально-экономического развития территорий". Эта каждодневная, методичная и кропотливая работа не на словах, а на деле готовит муниципальные образования к переходу на программно-целевые методы планирования их социально-экономического развития.
В соответствии с Перечнем поручений Президента РФ по итогам Президиума Госсовета РФ органам госвласти субъектов РФ приоритетным направлением было определено совершенствование методов госуправления.
Минэкономразвития РА, опираясь на имеющийся в ведомстве опыт по применению средств автоматизации в процессах госуправления, в части планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона, предложило Правительству республики поддержать инициативу и обратиться в Правительство России с предложением определить республику в качестве пилотного региона для создания на её территории единой вертикально интегрированной автоматизированной системы управления субъектом на базе государственной автоматизированной системы "Управление", что позволит получить для реализации заявленного проекта из федеральных источников порядка 20 млн. рублей и резко повысить эффективность процессов управления республикой, с учетом новых задач, встающих на современном этапе ее развития.
Министерством подготовлен и внесен пакет конкурсной документации по отбору субъектов РФ в целях отработки и внедрения в 2007-2008 годах типовых программно-технологических решений в сфере региональной информатизации в Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации. По обозначенным направлениям успешно пройдено уже два тура конкурсов на федеральном уровне.
В конце 2005 года в Минэкономразвития РА была подготовлена и внесена необходимая документация для участия республики в проекте Программы сотрудничества Европейского союза и Российской Федерации ТАСИС под названием: "Стратегия регионального развития". По итогам заседания Организационно-руководящего комитета проекта ТАСИС, реализуемого при поддержке Совета Федерации, 25 июля 2006 года Республика Алтай заняла первое место и вошла в число семи регионов, где будет реализовываться престижный проект.
В рамках рекомендаций Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию в 2003 году был создан международный альянс горных стран - Горное партнерство. Республика Алтай является единственным горным субъектом Российской Федерации, входящим в эту международную организацию. Наше министерство в 2006 году подготовило заявку на выполнение технико-кооперативного проекта "Разработка стратегии устойчивого развития горных районов Республики Алтай" (ТСР/ALTAI). В данное время заявка принята Горным партнерством и по ней готовится положительное решение. Реализация проекта позволит пройти международную экспертизу и повысить инвестиционный рейтинг республики.
В начале 2007 года Минэкономразвития РА начало подготовку заявки на участие в федеральном конкурсе на получение средств из инвестиционного фонда Российской Федерации на сумму 9-11 млрд. рублей. В подготавливаемых заявочных документах предполагается создать производственную инфраструктуру, направленную на переработку древесины, лекарственно-технического сырья, пантовой и сельскохозяйственной продукции в рамках единого холдингового проекта. Поэтому считаю, что команде Минэкономразвития РА, которая молода, амбициозна и успешна, заниматься есть чем на перспективу не менее трех лет.
В республике мало кто знает о том, что обоснование для получения республикой Ордена Минина и Пожарского также готовилось в недрах Минэкономразвития Республики Алтай по результатам работ в 2005- 2006 годах.
Не хочу комментировать поводы для ухода из Правительства республики - они возникали неоднократно. Последний широко освещался во всех средствах массовой информации на минувшей неделе. Если же говорить о причинах, то время само выявит и истинные причины, и настоящих "героев" всей этой неприятной истории. Бог им судья.
29.01.2007 11:20
29.01.2007 11:58
29.01.2007 12:08
29.01.2007 12:10
29.01.2007 12:13
29.01.2007 13:01