"К экспансии китайцев в Россию стоит относиться как к данности. Мы - растущая нация. И рано или поздно придем сюда" - так китайская студентка ответила на опасения, высказанные девушкой из России. Это было недавно на заседании международного координационного совета студентов в Алтайском крае. Китаянка ошиблась только в одном: российские специалисты по Китаю считают, что наш сосед уже давно завоевал Сибирь. Достижения китайцев уже подтверждены китайскими учебниками, картами и глобусами. По словам профессора Алтайского аграрного университета, доктора философских наук Андрея Иванова, в китайских учебниках так и написано: "Западная Сибирь по Томскую область включительно - временно утраченная китайская территория". Как китайцы незаметно для россиян осваивают наши территории? Каким оружием воюют в Сибири? И не мы ли сами в этом виноваты? Корреспонденты "Известий" Сергей Тепляков, Константин Антонов и Юлия Сандлер попытались выяснить это.
Китайский пуховик за 30 долларов мы продадим за 500
Ли очень улыбчивый и вежливый китаец. На русское "Леня" он всегда отзывается улыбкой и легким поклоном. Кто бы к нему ни обратился: "Здорово, Леня!" - отвечает: "Здараствуй! Ка дила? Каласо?"
На крупнейший за Уралом Гусинобродский рынок он попал после того, как лет 15 назад познакомился с русским челноком у себя в Маньчжурии. "Леня" рассказывает эту историю всем, полагая, что он делает комплимент бывшим "старшим братьям". Он тогда торговал пуховиками вместе со своим отцом. Однажды к ним в оптовую лавку завернул русский. "Сколько за пуховик просишь?" - обратился он к Ли. "Сто долларов", - брякнул китаец, хотя на самом деле красная цена по всему городу им была 30 долларов. Русский что-то считал на калькуляторе, а потом купил у них целую партию - 40 штук.
Тогда Леня-Ли сделал далеко идущий вывод: русские - очень щедрые люди, даже не торгуются. Через полгода он приехал в Иркутск и обнаружил, что такие же пуховики на барахолке стоят 500 долларов. "Конечно, тот русский не прогадал, но все же, почему он даже не поторговался? Я бы ему обязательно до 30 долларов цену скинул", - который год мучается вопросом "Леня". Сейчас у него появился новый друг - руководитель одной крупной агропромышленной ассоциации. Русского друга китаец нашел в сибирском селе, куда повез свой товар. Их дружба началась со спора.
"Китайса!" - с гордостью сказал Ли, увидев на площади перед конторой русского директора новенькое оборудование. "Нет, это германские машины, "Сименс", - важно возразил директор. Дотошный Ли добрался до "бирки", показал пальцем и открыл директору глаза: "Сименс". Сделано в Китае". Директор еще больше удивился, когда узнал, что эти машины просто перевозятся из Китая в Германию, откуда через дилерскую сеть продаются в России. Втридорога, естественно. Директор еще долго клял проходимцев, а Ли в очередной раз убедился, что русские - очень щедрый народ.
- Надо же, русские обязательно дадут заработать и китайцу, и немцу, и своему русскому брату-перекупщику! - радуется он. Ли пообещал новому другу помочь поставить нужные машины прямо из Jитая. Без всяких немцев-проходимцев.
- Если бы Джон Леннон был китайцем, он бы спел: "Занимайтесь торговлей, а не войной", - считает Марина Черепанова, выпускница Алтайского государственного университета. Тема ее дипломной работы: "Становление и эволюция военно-политической доктрины КНР 1949-2004 годов". - Главный вывод, который я сделала: Пекин не будет жертвовать экономическим прогрессом ради усиления военной мощи. Зачем посылать в Сибирь солдат, если она уже и так завоевана китайскими пуховиками?
Посмотрев на Ли, понимаешь, что она права: китайцы завоевали Россию уж точно не баллистическими ракетами. Пуховиками. И хитростью. А еще - неприхотливостью.
- Они живут по 20 человек в однокомнатной квартире, а чаще всего там же - на производстве, довольствуются низкой зарплатой, - Марк Рудник, замгубернатора Кемеровской области, Америки ни для кого не открывает.
Китайцы - палочка-выручалочка и для местных предпринимателей. Директор молочного завода в поселке Промышленная Кемеровской области Александр Сухинин привел пример: на его заводе должны работать 230 человек, но в поселке русских работников найти невозможно. "Потому что каждый раз после дня выдачи зарплаты обязательно кто-то не в состоянии выйти на работу", - возмущается Сухинин. И выбирает китайцев.
"Нет надежды, что китайцы обрусеют! Раньше Россия пожелтеет!"
В отличие от остальной России, китайцы в Сибири завоевали позиции не только на вещевых рынках. Сегодня, по словам первого заместителя полпреда президента в Сибирском федеральном округе Игоря Простякова, товарооборот между сибирскими регионами и Китаем резко растет. Сибирь обеспечивает 40% всего российского экспорта - 5,8 млрд долларов. В основном это, конечно, сырье. Как правило, оно идет в Китай.
Китай для сибиряков - единственный партнер: местные губернаторы регулярно наведываются с визитами в Поднебесную. Прошедшей весной делегации всех сибирских краев и областей побывали там с визитами. Бизнесменов уговаривали делать инвестиции в Россию. На днях китайский замруководителя правительства по лесному хозяйству Ли Юйчай подписал с нашим Минприроды соглашение об аренде 1 млн га леса в Сибири в рамках пилотного проекта по совместному освоению лесных ресурсов.
- У китайцев будет меньше шансов отправлять круглый лес на родину, а больше - заниматься переработкой древесины, обеспечивая работой российских граждан и пополняя отечественный бюджет, - заявил "Известиям" начальник управления перспективного развития и правового обеспечения Рослесхоза Юрий Гагарин. - Рослесхоз, предоставив китайской стороне лесной массив площадью 1 млн га, предпримет попытку освоения малоиспользуемых лесных ресурсов и привлечения инвестиций в лесную отрасль страны. Гагарин говорит, что речь идет об инвестировании в российскую экономику китайского капитала: мы предоставляем сырьевую базу, китайцы - деньги.
Практически в это же время губернатор Свердловской области Эдуард Россель предложил китайским инвесторам взять и обрабатывать 5 тысяч га заброшенных сельхозземель. Сейчас в администрации Росселя ждут специалистов из Китая, чтобы обсудить a ними конкретные условия работы.
После этого в Сибири стали раздаваться громкие заявления.
- Готовность некоторых чиновников лоббировать интересы Китая на сибирских территориях поражает! - говорит Юрий Чернышов, руководитель Алтайской школы политических исследований. - Из всех стран, с которыми граничит Россия, потенциально наибольшая опасность исходит от Китая. Геополитическая обстановка и перспективы ее развития таковы, что нам надо обдумывать любое появление Китая на нашей территории. У китайцев особая миграция: она всегда компактна и не ассимилируется с местным населением. Нет надежды, что китайцы обрусеют! Раньше Россия пожелтеет! Но на самом деле в сибирском лесу китайцы уже давно чувствуют себя хозяевами. В самом "лесном" - Красноярском - крае 94% всего леса уходит в Китай. Причем жителям Поднебесной он достается на 30 долларов за кубометр дешевле, чем североамериканский. Такая же ситуация практически во всех лесных сибирских областях. Китайцы отправляются в леспромхозы, покупают кругляк за бесценок и переправляют за границу. Наши не сопротивляются.
- Если бы не китайцы, то лесопромышленный комплекс был бы похоронен, - убежден лесник Николай Арышев. - Пятнадцать лет отрасль выживает за счет того, что китайцы покупают кругляк. Пусть за копейки, но кроме них он вообще никому до последнего времени не был нужен.
"Следующим мэром Новосибирска будет Хунь Сунь Юнь"
Возможности расширения границ Китая до Урала - одна из самых горячих тем в Сибири. При обсуждении трассы "Алтай-Китай" один из наиболее веских аргументов "против" такой: вдоль дороги поселятся китайцы и создадут еще - не дай бог - "пятую колонну". То, что Китай не делает на эту тему никаких заявлений, местные жители воспринимают как восточную хитрость. И подтверждают свои подозрения насчет территориальных притязаний Китая географическими доказательствами. Например, по Алтаю гуляет фотокопия карты, где к Поднебесной присоединена Южная Сибирь. А безымянные китайские авторы попавшего в редакцию сувенирного глобуса пошли дальше - у них Китай нарисован до Западной Европы. Мелочь, а нервирует!
В последнее время в Сибири зреют антикитайские настроения. Отчасти еще и потому, что не все китайцы оказались такими вежливыми и тихими соседями, как Леня-Ли. "Они с пренебрежением относятся к нашим законам!" - считает замгубернатора Томской области Юрий Сухоплюев.
Боятся экспансии китайцев и в Новосибирске. Там уже появились листовки с предостережением: "Следующим мэром Новосибирска будет Хунь Сунь Юнь". А томские предприниматели направили своему губернатору открытое письмо с требованием найти управу на китайских торговцев. "Не платят налогов, демпингуют, нарушают санитарные правила. Словом, вытесняют российский бизнес", - жалуются они на соседей. Местная власть начала призывать "дешевую рабсилу" к порядку административными методами. На днях в суд было направлено дело против владельцев частной сауны. Китайцы арендовали помещение и сделали там "помывочную". Несколько месяцев назад пожарные запретили там париться. Но китайцы запрет проигнорировали, а в конце мая сауна сгорела. Человеческих жертв чудом удалось избежать.
Арбитражный суд Томской области сейчас рассматривает дело о ликвидации "китайского рынка". А из северных районов выдворяются браконьеры из Поднебесной, промышлявшие незаконным ловом рыбы и рубкой леса. В Кузбассе провели рейды по торговым точкам. Было арестовано больше 100 тонн барахла, ввезенного в страну по липовым документам на 2 млн рублей. Хозяин не объявился и уже вряд ли признается, что это его собственность.
- Недавно и мы выявили одного такого предпринимателя из Китая, - рассказывает замгубернатора Кемеровской области Марк Рудник. - Пригласили его в администрацию. Поговорили. Через несколько дней он уплатил 2 млн рублей налогов в бюджет.
В Сибири уже начинают понимать: мы сами создали условия для того, чтобы нас взяли одними лишь пуховиками. И если Россия не выстроит с соседом цивилизованных взаимоотношений, чтобы в гостях китайцы вели себя по нашим правилам, то ничем хорошим это не закончится.
"Мы сами виноваты, что китайцы нас дурят, - отрезал лесник Николай Арышев. - Они бы не вели себя так нагло в нашем лесу, если бы в этом не были заинтересованы люди в лесничествах, гаишники, таможенники. Так кто виноват, что наш лес вывозится за бесценок: мы сами или китайцы?"
Теперь во всех сибирских регионах стали проводить постоянные проверки миграционные службы, налоговые органы. Только в Кузбассе в течение нескольких месяцев были выдворены за пределы России 94 незаконных мигранта из Китая. Их "транспортировку" вынуждены были оплатить российские работодатели, да еще и крупный штраф заплатили.
- Когда мы стали регулярно заниматься этой работой, - рассказывает замгубернатора Томской области Юрий Сухоплюев, - 400 человек добровольно покинули пределы России. Они поняли, что прошли те времена, когда власть смотрела на эту проблему сквозь пальцы.
Как считает Юрий Чернышов, Россия должна выработать свод правил и требовать от китайцев их исполнения. - Мы должны тоже научиться работать с ними цивилизованно, с выгодой для себя, - утверждает Игорь Простяков. - Сейчас разрабатываются планы привлечения китайцев к реализации нацпроекта "Доступное жилье". Они придут со своими капиталами, технологиями. Пока же в Харбине квадратный метр жилья стоит 300 долларов, а в Новосибирске - 1000.
Леня-Ли тоже вынужден признать, что с русскими стало работать тяжелее. Толкового продавца среди сибиряков за прежние деньги уже не найдешь, да и не всякий товар можно продать. Русские хоть по-прежнему такие же щедрые, но какие-то капризные стали: то им строчка на джинсах кривая, то кожа на ботинках не та. А под Новый год китайский "Леня" вообще чуть по миру не пошел. Санитарные органы изъяли и уничтожили всю партию пиротехники. Сказали: опасно. Вот и подумывает Ли: не открыть ли ему пошивочное ателье?
Являются ли соседи "скрытой угрозой"?
Доктор экономических наук Кемеровского госуниверситета Маргарита Курбатова: - Россия пока не испытывает острого дефицита рабочих рук. Как ни парадоксально, при снижении общей численности жителей страны происходит рост трудоспособного населения за счет многочисленного поколения восьмидесятых. Но через 5-6 лет проблема трудовых ресурсов серьезно обострится. Особенно в области непрестижных профессий.
Эта тенденция видна уже сейчас. Приведу пример. На постройку взлетно-посадочной полосы - сложного инженерного объекта - кузбасские власти пригласили строителей из бывшей Югославии. А вот строить жилые дома или объекты попроще власти хотят позвать китайцев. Мигранты структурно встраиваются в экономику, и в будущем они вряд ли отдадут эти ниши коренному населению. Мировая тенденция такова, что мигранты заполняют отрасли, относящиеся к неформальной экономике - к тем производствам, которые находятся в тени. Это строительство, сельское хозяйство, сфера услуг. Россия не является исключением. В Сибири есть своя специфика. Если раньше вектор миграции был направлен с запада страны на восток (комсомольские стройки, высокие заработки, северный коэффициент и т.д.), то сейчас все больше людей из Сибири уезжают на запад и в центр страны. Оказалось, что там легче и выгоднее прожить. Ясно, что их нехватка будет восполняться за счет мигрантов, в том числе и из Китая.
Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев: - Да, есть угрозы. Китаю, который активно развивается, скоро предстоит решать серьезные проблемы - экологическую, дефицита жизненного пространства и так далее. За счет внутренних ресурсов стране вряд ли удастся решить эти вопросы, поэтому следует тщательнее строить миграционную политику в России. Есть ряд механизмов, которые должны обеспечить постоянное формирование населения на Дальнем Востоке, откуда в начале 90-х годов уехало около 1,8 млн человек. Решение этой проблемы за счет китайских мигрантов не обсуждается. Это только сезонные рабочие.
Сергей Тепляков, Юлия Сандлер, Константин Антонов, "Известия", 18 октября 2006 г.