В связи с предложением региональной организации партии "Единение" перевести всех депутатов Алтайского краевого Совета народных депутатов на штатную основу председатель правления АКОО "Школа реальной политики" Константин Емешин распространил следующий комментарий:
"Напомню, что с 2004 года в краевом Совете 68 депутатских кресел. Из них на штатной основе работают председатель и заместитель председателя крайсовета, семь председателей и пять заместителей председателей комитетов. Всего, таким образом, на штатной основе работают - 14 депутатов. В предыдущем составе Совета эта цифра была в два раза меньше - 7 депутатов из пятидесяти. В начале девяностых годов на 225 депутатов было всего два штатных депутата. Первый рывок был сделан в 1991 году, когда вновь избранный председатель крайсовета Александр Суриков ввел штатные должности пяти председателей комитетов. Новый рывок штатной численности был сделан в 2004 году. И вот теперь, через одну из партий, в общественное мнение вбрасывается идея - перевести всех краевых депутатов на штатную основу. Подобная идея в России уже реализована с 1993 года в Государственной Думе России - все 450 депутатов работают на штатной основе. Авторы из партии "Единение" обосновывают свое предложение тем, что на октябрьской и ноябрьской сессии краевым депутатам пришлось напряженно работать аж с 10 до 20 часов! Однако уточним, что это был лишь один день в месяц, и фактически они работали не до 20, а все-таки до 19-15. Кроме этого, справедливости ради, надо отметить, что активизация законотворчества в конце 2004 года - это особенная ситуация. Летом 2004 года был принят пакет федеральных законов, уточняющих полномочия различных уровней власти, над которыми работали годы. А край свой аналогичный пакет законов должен принять за полгода. Учитывая летние каникулы, этот срок сократился. Вот почему активизация регионального законотворчества это временное явление - сейчас эти законы надо срочно принять, а потом еще полгода надо будет исправлять ошибки такой поспешности. Теперь по существу предложения - переводу всех краевых депутатов на штатную основу.
1. Штатный парламент будет уже другой, т.к. человек, идя в депутаты, должен будет принять решение о смене своего рода деятельности. Успешный директор вряд ли уйдет с предприятия в краевые депутаты, т.к. в отличие от Госдумы величина зарплаты невелика, социальных гарантий (пенсия и др.) - никаких, а кроме этого надо помнить, что краевой депутат не имеет "депутатской неприкосновенности". При выборах на нижних уровнях власти (например - глава села) проявляется иная закономерность - идут на выборы, как правило, безработные. Вот почему при переводе краевого Совета на штатную основу также может возникнуть тенденция маргинализации депутатского корпуса. Хотя может быть кому-то это и выгодно.
2. Проблема затяжных сессий крайсовета частично объясняется в Алтайском крае некоторой спецификой организации работы. А именно, в крае традиционно сессии являются своеобразным ежемесячным ритуалом, на который приглашаются масса чиновников разного уровня и обязательно все должно случиться в один день. Заседания комитетов также проводятся, как правило, в один день, причем одновременно. Недавно я был в Красноярске и мне понравилось, что там депутаты планово собираются чаще, причем основная работа идет на регулярных заседаниях комитетов и фракций, которые не заседают одновременно, а каждый депутат может сам выбрать график работы в зависимости от тематики законопроекта. И еще важная деталь - у депутатов есть штатные помошники. Таким образом, сессия это не некий ритуал, а очередное рабочее заседание. Поэтому и в работе Алтайского краевого Совета тоже можно убрать парадность, а организовать чисто рабочую технологию организации заседаний без авралов.
3. Перевод депутатского корпуса на штатную основу принципиально изменит технологию лоббирования. Сейчас многие депутаты занимают высокие посты в отраслях и откровенно занимаются лишь лоббированием своих отраслей и предприятий. Штатные депутаты больше ориентируются на руководство Совета и политические структуры, а лоббирование отраслей осуществляют лишь на договорных условиях.
4. Теперь об эффективности работы депутатского корпуса. Сам когда-то был депутатом, а в последние 10 лет присутствовал почти на всех сессиях и на заседаниях комитетов и фракций. Сразу могу сказать, что резервы повышения эффективности работы крайсовета безусловно есть.
Законотворчество затрагивает очень широкий спектр отраслей знаний. Но даже в Государственной Думе среди 450 депутатов невозможно подобрать специалистов в различных областях человеческой деятельности и для законотворческой работы привлекается большое количество творческих научных коллективов. В Алтайском же крае традиционно законотворчество вершится на уровне чиновников ведомств. Ученые и общественность от законотворчества отстранена. Вот почему, если в краевом бюджете появятся дополнительные финансовые средства, то наиболее эффективно использовать их не на увеличение численности штатных депутатов, а на формирование структуры интеллектуального обеспечения законотворчества.
Еще два года назад мы предложили для решения этой проблемы создать "Институт регионального законодательства", как в Иркутске. Этот институт смог бы привлечь для управления краем не только научный потенциал вузов края, но и ученых других регионов. Только независимый компетентный ученый может составить конкуренцию закостенелому чиновнику, который рано или поздно все равно в бюрократической машине начинает работать по принципу: "Я - начальник, ты - дурак".
Идея "Института регионального законодательства" была отвергнута губернатором Александром Суриковым. Он сослался на то, что его вполне устраивает законотворческая работа чиновников администрации. К ученым и науке, что предыдущий губернатор Суриков, что нынешний Михаил Евдокимов, да и председатель крайсовета Алекснадр Назарчук относятся, мягко говоря, настороженно. Хотя в этом году сделан первый маленький шажок - в крайсовете создан информационно-аналитический отдел, который возглавил профессиональный ученый Александр Троцковский. Но это пока только первые шаги, но, на наш взгляд, в правильном направлении.
Без соответствующей системы интеллектуального обеспечения деятельности органов власти Алтайского края, штатный крайсовет превратится лишь в еще одну чиновничью структуру, которая работает по Закону Паркинсона базирующимся на двух аксиомах:
1. Чиновник множит подчиненных, но не соперников;
2. Чиновники работают друг для друга.
06.12.2004 08:27
06.12.2004 08:50
06.12.2004 08:58
06.12.2004 09:41
06.12.2004 13:25
06.12.2004 13:48
Василий, я известент только потому, что привык подписываться своим именем и фамилией, а также давать свой адрес. Так что не надо критиковать БАНКФАКС.