В настоящее время в Восточно-Казахстанской области начат третий этап проекта "Прозрачный город" - "Открытое информационное пространство Усть-Каменогорска" - который осуществляет ОФ "Центр развития местного самоуправления" при финансовой поддержке фонда "Сорос-Казахстан", а также акимата областного центра. Целью данного проекта является повышение прозрачности работы органов местной власти, повышение уровня вовлеченности граждан в решение общественных проблем и, в конечном итоге, отработка модели "электронного правительства" и системы эффективного информационного обмена между жителями и местными органами власти в Усть-Каменогорске. В результате был создан городской интернетпортал, где было сконцентрировано около 300 сайтов акимата и маслихата Усть-Каменогорска, их служб, местных СМИ и НПО, больниц, школ, институтов, библиотечные архивы. Также организован общественный доступ, регулярно проводится сбор и анализ собранной с городского портала информации, среди населения города по ходу реализации проекта проводятся контрольные исследования.
Однако при реализации проекта его операторы столкнулись с рядом проблем, главной из которых был консерватизм чиновников и населения: большинство людей с обеих сторон оказались не способны и не готовы к таким "неконтактным" методам общения. Оставляет желать лучшего и уровень технической и компьютерной образованности жителей города.
В качестве примера Олег Чернышев привел факт нерационального использования выделенных средств на компьютеризацию районных библиотек ВКО. По его словам, в регионе действует 18 районных библиотек, которым выделено спутниковое оборудование для выхода в Интернет. Ежемесячно из бюджета на эти цели выделяется по 45-60 тыс. тенге. Однако исследование фонда показало, что имеющиеся ресурсы использовались максимум на 3%, так как директоры библиотек запрещали посетителям пользоваться своим оборудованием. В результате затраченные деньги фактически не использовались. Между тем проект выявил и положительные аспекты. Так, разработанный регламент прохождения электронной заявки сократил общепринятые сроки ответов на запросы населения на 60%. В большинстве случаев срок ответа госоргана на запрос составляет 5 дней вместо традиционных 30 суток. Как и следовало ожидать, наиболее популярной рубрикой сайта города стал интернет-диалог с акимом города: с марта 2003 года к нему поступило 1233 запроса. При помощи консультантов фонда акимат сумел оптимизировать расходы на оргтехнику, что позволило вырученные средства затратить на дополнительное обучение сотрудников акиматов.
В результате реализации двух этапов проекта специалисты фонда "Центр развития местного самоуправления" пришли к выводу, что для успешной реализации проекта создания "е-правительства" необходимо, прежде всего, участие самих граждан в реализации проекта и их заинтересованность в получении информации из государственных органов. Кроме этого, нужно преодолеть консерватизм населения и госслужащих к использованию информационных систем, а это можно сделать посредством их обучения. "Обучение населения должно стать главной задачей НПО при реализации этой концепции", - считает Чернышев.
Стоит отметить, что на Алтае идея электронного правительства частично реализована лишь в Горно-Алтайске: там уже в течение нескольких лет действуют электронная приемная Михаила Лапшина. В Алтайском крае какие-либо элементы обратной связи в онлайновых проекта власти пока отсутствуют.