Уважаемый Александр Григорьевич.
В последнее время в работе Алтайского краевого Совета народных депутатов со всей очевидностью проявилась проблема, игнорирование которой далее просто невозможно, уже хотя бы в силу того, что она благодаря СМИ стала известна самым широким слоям общественности Алтайского края. Первым средством массовой информации, огласившим на весь край суть проблемы, стала ГТРК "Алтай", которая сначала в новостном блоке, а затем в спецрепортаже о 6 сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов (состоявшейся 28 октября 2004 года), показанном по ГТРК "Алтай" 30 октября 2004 года, сообщила следующее:
"Вопросов повестки 6 сессии крайсовета вполне могло хватить на 2 заседания и по количеству, и по важности вынесенных на обсуждение законопроетов. 45 пунктов повестки депутаты рассматривали до 8 часов вечера. И по заверению председателя крайсовета Александра Назарчука, такой случай - единственный в его практике: (вставка видеоинтервью председателя КСНД А.Г. Назарчука) "Такой насыщенной сессии у нас (и я тоже) не помню, чтобы 44 вопроса и депутатский запрос. Поэтому сегодня мы вынуждены голосовать о продлении времени (видимо, речь идет о добавочном времени для работы сессии - прим. наше при цитировании) для работы сессии. Поэтому беспрецендентная нагрузка сегодня на депутатов"."
Однако следующая, 7 сессия КСНД, состоявшаяся 25 ноября 2004 года, показала, что созданный на предыдущей сессии прецедент имеет далеко идущие последствия, поскольку была еще более напряженной. Хотя количество обсуждаемых вопросов на 7 сессии было на один пункт меньше, чем на предыдущей 6 сессии, но качественно это были другие пункты повестки: из 44 обсуждаемых вопросов 31 были законами, причем в их числе был и Проект закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2005 год".
Таким образом, общее количество вопросов повестки 8 сессии КСНД вполне может составить 29 вопросов повестки дня, как это было на 5 сессии КСНД, состоявшейся 30 сентября 2004 года, или же 30 - как на сессии КСНД, состоявшейся 26 августа 2004 года.
Данная статистика свидетельствует о том, что нормой рассмотрения законопроектов на сессии является примерно 30 вопросов повестки дня. Даже если учесть, что сессия КСНД проходит в течение двух дней: день работа в комитетах и фракциях и день пленарного заседания, а рабочим временем считать все 48 часов, то и тогда на проработку каждого вопроса у депутатов есть 1 час 36 минут астрономического времени.
А ведь депутат - это человек. Биологические потребности человеческого организма включают отдых, сон и питание. На все это тоже надо время. Если же за рабочую норму взять 8-ми часовой рабочий день, то на проработку каждого вопроса у депутата есть всего 32 минуты (округление с увеличением). При рассмотрении 44 вопросов повестки сессии, время на проработку одного вопроса сокращается до 25 минут (округлено с увеличением). А за 25 или даже за 32 минуты невозможно (при этой концепции управления) провести полноценное рассмотрение и обсуждение такого сложного (оба смысла: "с ложью" + многокомпонентный) законопроекта, как Проект Алтайского края "О краевом бюджете на 2005 год".
Бесусловно то, что одни вопросы требуют более, а другие менее детальной проработки, и за счет этого можно маневрировать, уделяя одним вопросам времени больше, а другим меньше. Но возможность такого маневра вовсе не означает, что предусмотренное для работы время достаточно для качественной проработки вопросов и выработки решения, в полной мере отвечающего сложившейся обстановке и перспективе развития ситуации в будущем.
Не решает проблему и продление времени (рабочего дня) сессии, поскольку работоспособность человека обратно пропорциональна периоду непрерывной работы, причем в геометрической прогрессии. Усталый человек - статистически предопределенно - принимает заведомо неверные решения, поскольку по мере уставания от его внимания ускальзает все больше и больше информационно связанных параметров, учет которых необходим для принятия правильного и сбалансированного решения.
Любой же недочет депутатов в их законодательной работе проявляется в ухудшении качества жизни населения Алтайского края (если, конечно, за аксиому принимать положение о том, что депуатами становятся не представители клановых структур, направленные в законодательный орган власти для того, чтобы урвать для своего клана часть бюджетного пирога и/или на достижение иных корыстных целей, но, напротив, честные, бескорыстные люди, решившие посвятить себя служению людям).
Недочеты в работе депутатов КСНД неизбежны уже в силу того, что законодательной деятельностью занимаются люди, как правило, не имеющие даже элементарных знаний о принципах и законах управления системами и суперсистемами, каковой в частности и является субъект Российской Федерации Алтайский край. Это более, чем наглядно подтвердила прошедшая 7 сессия КСНД, когда при обсуждении проекта закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2005 год" депутаты за редким исключением (все исключения - депутаты, работающие на постоянной основе) вместо рассмотрения системообразующей роли и целеполагания обсуждаемого проекта кинулись обсуждать частные вопросы, которые не могут изменить и не могут повлиять на общий замысел предложенного на обсуждение закона.
Это происходит потому, что в настоящее время депутат КСНД фактически отстранен от написания законов. Он получает закон от разработчиков в готовом виде, но при этом ему не хватает ни профессиональных навыков, чтобы разобраться в сути закона, ни времени для его подробного изучения. А у разработчиков могут быть (и есть) цели, отличные от тех, на достижение которых и работает депутат КСНД и люди, избравшие его в высший законодательный орган Алтайского края. Для того, чтобы разобраться в сути предложенного закона, депутату требуется время и знания.
Однако изучать законы депутат должен в свободное от основной работы время. Для изучения закона требуются знания в различных областях жизнедеятельности. Для этого требуется общеспециальная подготовка депутата и консультации депутата со специалистами. Но, чтобы достичь этого, необходимо обучение депутатов Достаточно Общей Теории Управления (ДОТУ) и проведение парламентских слушаний по тому или иному вопросу, что в данном формате работы КСНД практически невозможно.
Все это ставит перед обществом Алтайского края насущную задачу изменения формата работы депутатов Алтайского краевого Совета народных депутатов. В настоящее время на постоянной законодательной основе в КСНД работают только 14 депутатов из 68. Необходимо перевести всех депутатов КСНД на постоянную форму работы. Однако, в настоящее время сделать это одномоментно невозможно, поскольку потребует дополнительных затрат, непредусмотренных в бюджете края. Поэтому целесообразно увеличить время работы каждой сессии с двух дней до пяти. Это, конечно, тоже потребует дополнительных затрат, но они являются возможными в рамках бюждета на 2005 год.
В бюджете же на 2006 год необходимо заранее предусмотреть средства на обеспечение работы депутатов на постоянной основе. За текущий 2005 год необходимо будет также принять поправку в закон Алтайского края о статусе депутата КСНД, согласно которой запрещается совмещение работы депутата и иной коммерческой деятельности или государственной службы, за исключением научной, преподавательской и врачебной деятельности.
Работа депутатов на постоянной основе позволит:
- участвовать в подготовке закона в прочессе его написания,
- заниматься законодательной деятельностью, не отвлекаясь на посторонние дела,
- провести обучение депутатов основам управления системами и суперсистемами,
- проводить по наиболее важным вопросам парламентские слушания с привлечением узких специалистов.
Перевод депутатов КСНД на постоянную форму работы решит и еще одну проблему: резко сократит проникновение в депутатский корпус случайных людей, а работа тех, кто пришел решать свои корыстные цели, станет очевидной людям уже после 1-2 лет его работы депутатом, что тоже будет препятствовать такому корыстному человеку в его стремлении стать депутатом.
Следует также отметить, что будущее избрание депутатов на пропорциональной основе (только по партийным спискам) лишь отчасти может обеспечить повышение качества законодательной деятельности (за счет выработки общепартийного подхода к решению того или иного вопроса). Но вся работа по претворению партийного замысла видения проблемы в конкретных обстоятельствах - это исключительно работа конкретного депутата. На депутата же ложится и выработка согласованного с иными политическими силами, представленными в законодательном органе, конкретного законопроекта. В противном же случае, вместо плодотворной законодательной работы в интересах всего общества будет только столкновение между различными политическими силами.
В плане подготовки общественного мнения к проведению не популистской меры по переводу депутатов КСНД на постоянную законодательную работу, необходимо развернуть разъяснительную кампанию, направленную на то, чтобы объяснить людям, что экономия на зарплате депутатов в конечном счете дорого обходится самому обществу, вынужденному ухуждшением качества своей жизни оплачивать все законодательные просчеты депутатов.
03.12.2004 07:48
03.12.2004 09:03
03.12.2004 14:57