Митрополит Андриан особо отметил, что надеется на помощь глав территорий, где расположены общины староверов. "Старообрядство после тяжелых многочисленных гонений очень ослабло и требует помощи", - заявил священнослужитель. Кое-где ему действительно удалось провести встречи с губернаторами. В частности, в Красноярске митрополиту вручили золотую медаль, отлитую в честь 350-летия города и его принял Александр Хлопонин. На Алтае, считающимся одном из оплотов православия старой веры, митрополита, однако, встречали скромнее - губернатор, как известно, был слишком занят для встречи - 1 сентября он священнодействовал в роли крестного отца Михаила Лапшина.
Фотография в газете "Коммерсант-Западная Сибирь" дает ответ на мучивший православную общественность вопрос - являются ли алтайские губернаторы сторонниками канонического крещения "полным погружением" - либо "усеченного", путем окропления водой?
Газете "Алтайская правда" удалось взять интервью во время краткого пребывания митрополита в Барнауле.
- Владыка, с какой целью вы приехали на Алтай?
- Познакомиться с приходами Сибири и Дальнего Востока. Барнаул - это второй город, который я посетил в этой поездке. Далее маршрут пролегает до самого Владивостока.
- Как вы оцениваете барнаульскую старообрядческую общину?
- Барнаульская община очень активна, у нее глубокие исторические корни. Я рад, что у вас в городе силами общины и с помощью благотворителей ведется строительство большого храма. Сначала мы думали, что это будет не по силам. Но с помощью Божьей храм растет, и есть надежда, что в ближайшие год-два строительство будет завершено.
- Ваши отношения с русской православной церковью?
- Отношения складываются хорошие, есть взаимное понимание и уважение, терпимость. Встречался я с несколькими иерархами новогреческой церкви, по крайней мере, диалог идет, открытого конфликта нет. Мы стараемся особо не акцентировать внимание на наших разногласиях, это дело внутреннее. Сейчас очевидно, что в те далекие времена были сделаны грубые ошибки. Нельзя было так поспешно и непродуманно проводить церковные реформы.
В 1971 году состоялся Собор русской православной церкви (РПЦ), который признал старые обряды равночестными новым. Это было их внутреннее решение. Но мы остаемся при своем мнении, что старые обряды более чистые и благочестивые. Неслучайно наши предки так активно и отчаянно, иногда ценой жизни, их придерживались и старались передать грядущим поколениям. Мы осеняем себя крестным знаменем так же, как древние святые, изображенные на иконах, например, Сергий Радонежский. Старообрядцы - это люди, которых не устраивает поверхностность, формализм, они хотят вникнуть в веру глубже. Самое главное - сохранить дух.
- Где еще, кроме нашей страны, есть старообрядческие церкви?
- У нас есть епархия в Германии, к нам перешел немецкий епископ Амвросий со своей паствой, прихожане его - немцы. Епископ-немец, изучив нашу историю, решился на такой кардинальный шаг. Есть у нас приходы в Австралии и в США. Так исторически сложилось, что староверы, прежде всего по причине гонений, разбрелись по всему свету. Они перебирались в Сибирь, на Дальний Восток, в Китай и в Америку. У нас в общинах есть потомственные старообрядцы, а есть люди новые, которые приходят в поисках истины, в поисках Бога. И мы их принимаем, наша церковь всегда была открыта.