Top.Mail.Ru
18+

Документальная публикация: ежегодный доклад михаила лапшина о положении в республике алтай.

12 мая 2004 г. глава республики Алтай (РА) Михаил Лапшин в соответствии с Конституцией РА обратился к Госсобранию республики - Эл Курултай - и народу республики с ежегодным Докладом о положении в Республике Алтай. В нем представлены основные итоги 2003 года и направления совместной работы органов государственной власти, местного самоуправления в этом году. Приводим текст этого документа полностью:

ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД

ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ МИХАИЛА ЛАПШИНА О ПОЛОЖЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

г. Горно-Алтайск 12 мая 2004 г.

Уважаемые депутаты! Уважаемые жители республики Алтай!

Сегодня в соответствии с Конституцией республики Алтай я обращаюсь к Государственному Собранию - Эл Курултай и народу республики с ежегодным Докладом о положении в республике Алтай. В нем представлены основные итоги 2003 года и направления совместной работы в этом году органов государственной власти, местного самоуправления, организаций различных форм собственности, предпринимателей, общественности во имя социально-экономического и культурного развития нашей республики, повышения благосостояния всего населения.

В прошлом году мы продолжили заниматься выполнением тех обязательств, которые взяли на себя еще два года назад, когда было сформировано новое Правительство республики. Многое из того, что было запланировано, удалось осуществить. Есть положительные тенденции в различных отраслях хозяйства, в здравоохранении, образовании, культуре, спорте, других сферах. Однако пока рано говорить о кардинальных переменах в жизни республики. Процесс созидания, в котором участвует вся республика, только набирает силу.

Одна из главных задач на сегодня состоит в том, чтобы создавать благоприятные условия для каждого жителя республики, защищать его права, обеспечивать его гражданские и политические свободы. Другая стратегическая задача - создание эффективной экономики, которая позволит людям спокойно трудиться и увеличивать свое благосостояние.

В наше время особенно остро встает вопрос понимания огромной ответственности - и коллективной, и личной - как руководителями разного ранга, так и всеми тружениками нашей республики. По сути дела, мы сегодня вместе созидаем новую жизнь, создаем новые отношения, проникнутые заботой жителей друг о друге и о судьбе нашей малой Родины. Правительство по-прежнему видит свою главную роль в создании благоприятных условий для развития организациям и предприятиям различных форм собственности, частным лицам - всем тем, кто осуществляет созидательную деятельность и вносит вклад в улучшение нашей жизни.

Как и в прошлом году, мы видим, что люди готовы объединяться вокруг конструктивных идей, базовых ценностей и активно участвовать в общественно-политической, культурной и духовной жизни, способствовать социально-экономическому развитию республики. На мой взгляд, это самое знаменательное и отрадное явление прошлого года и настоящего времени.

Сегодня мы должны всерьез говорить и об особой роли органов государственной власти республики в решении многочисленных проблем. Именно от уровня их профессионализма, ответственности и активности во многом зависит состояние дел в республике. Наряду с положительными результатами их работы по широкому кругу вопросов существуют определенные недостатки и упущения, к устранению которых нужно принять строжайшие меры. Власть у нас все еще остается недостаточно эффективной. Речь идет не только об органах исполнительной власти. Недоработки, которые нужно устранять, есть и у депутатов разного уровня, и у федеральных структур, действующих на территории республики, и у органов местного самоуправления.

Население ждет от структур власти качественной работы, результативности, самоотдачи. Деятельность всех основных звеньев исполнительной, законодательной, муниципальной власти должна быть эффективной. Бюрократия, которая съедает время и нервы простых граждан, должна быть искоренена. Поэтому в нынешнем году мы доведем до конца работу по оптимизации структуры органов управления. Эта реформа должна привести к системности в деятельности органов власти, их прозрачности, доступности и эффективности. Такие перемены позволят не на словах, а на деле укрепить государственную власть и все ее институты в республике.

Сегодня нам нужно еще раз проанализировать причины возникновения наших ошибок. Сейчас у ответственных политиков, руководителей, государственных служащих слишком мало оснований для того, чтобы находиться в благодушном настроении. Мы еще не обеспечили в должной мере социальноэкономическое развитие республики. Но те реальные позитивные перемены, которые происходят сейчас благодаря объединенным усилиям структур власти и населения, вселяют веру в то, что мы находимся на правильном пути, невзирая на трудности.

Уважаемые депутаты! Уважаемые жители республики Алтай!

Два года назад мы определили, что в процессе развития мы будем добиваться коренных перемен в экономике, сельском хозяйстве, строительстве, социальной сфере. Удалось ли реализовать эти задачи? Мы должны откровенно поговорить о результатах работы и путях дальнейшего развития. В прошлом году была поставлена задача разработать программу, которая содержала бы научнообоснованный подход к экономической политике и социальным процессам в республике. В качестве генерального документа на долгосрочную перспективу разработана "Стратегия развития республики Алтай до 2010 года". Она предполагает реализацию экономической политики на основе собственных ресурсов и системы жизнеобеспечения. Тщательно разрабатывается Программа социально-экономического развития республики. Сейчас идет процесс ее согласования и доработки.

Два года назад Правительство республики обозначило в качестве одного из приоритетных направлений возрождение села, развитие сельского хозяйства. Для региона, где 75% населения проживает в сельской местности, это очень важная задача. В прошлом году были приняты два основных закона Республики Алтай по развитию сельского хозяйства: "О государственной поддержке агропромышленного комплекса Республики Алтай" и "О государственной поддержке финансовой аренды (лизинга) в Республике Алтай". Эти законы были подкреплены несколькими постановлениями Правительства.

Сегодня наблюдается рост производства продукции сельского хозяйства в сравнении с 2001 годом почти на 50%.

Увеличилось число прибыльных хозяйств, а количество убыточных хозяйств сократилось. В настоящее время животноводство в республике дает до 82% всего объема сельскохозяйственной продукции. Производство мяса в живом весе в прошлом году превысило показатели 2002 года. Темпы роста в этом направлении за последние два года выше темпов за 2000-2001 годы в 3-4 раза. Наблюдается рост поголовья молочного скота, хотя продуктивность пока еще остается низкой. Увеличилось производство шерсти и пуха.

Также существенно увеличилось в прошлом году поголовье племенного и продуктивного скота в хозяйствах всех категорий. В этом большую роль сыграл региональный лизинг.

Но наряду с положительными примерами в сельском хозяйстве остаются серьезные проблемы. Это уменьшение посевной площади, нехватка семян, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений. За прошедшие два года предприняты серьезные меры в плане механизации сельскохозяйственных предприятий. По региональному лизингу приобретено 26 зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, 17 автомобилей "КАМАЗ", 194 трактора "Беларусь" и ДТ-75. И в конце декабря прошлого года в республику поступило еще 77 тракторов. Сейчас ставится задача обеспечения хозяйств навесным и технологическим оборудованием.

Есть определенные перемены в вопросах закупа сельхозпродукции. В прошлом году закупом скота в республике занимались 48 предприятий и заготовительных организаций. За этот период объем заготовок возрос в 2 раза. При этом почти в 5 раз выросло производство предприятиями республики колбасных изделий.

Основная часть молочной продукции перерабатывается в твердые сыры высокого качества. Но вместе с тем нужно отметить, что производство цельномолочных продуктов до сих пор не налажено. По этому поводу соответствующим структурам исполнительной власти уже делались неоднократные замечания. Отдельные виды сыров, колбас, меда, традиционных бальзамов, произведенных на предприятиях республики, по качеству и основным характеристикам являются лучшими в Российской Федерации. Это подтверждено участием сельхозтоваропроизводителей республики в престижных выставках и золотыми медалями, которые они там получили.

Говоря о состоянии дел в сельском хозяйстве, нельзя не затронуть один принципиальный вопрос. Еще два года назад наше Правительство одним из видов поддержки сельских жителей определило выплату дотаций за сданную сельхозпродукцию. В прошлом году эта форма поддержки была сохранена. Выплата дотаций позволяет сельчанам решать множество проблем, дает возможность укреплять свои хозяйства. Дотации как система поддержки и развития села, несомненно, эффективны в нынешних условиях, когда мы решительно боремся с бедностью на селе. Такая система широко применяется во многих развитых странах и способствует развитию сельского хозяйства. Следует учитывать, что дотации получают не только жители сел, занятые крестьянским трудом. В число получателей входят также сельские учителя, врачи, работники культуры - то есть люди разных профессий, которые производят продукцию в своем личном подворье. Но это только часть мер по развитию села в нашей республике. Дальше нам нужно развиваться, шире применяя и другие методы. Правительство ставит задачу развития перерабатывающей отрасли, создания условий для комплексного развития сельской местности. Это предполагает не только экономический рост, но и значительное оживление культуры на селе, спортивной жизни, создание чистоты и уюта на улицах, развитие интеллектуальных и духовных ценностей.

Оценивая экономические показатели и определяя приоритеты на будущее, нужно особо сказать о задаче, которую в прошлом году обозначил Президент России Владимир Владимирович Путин. Она затрагивает интересы всех россиян. Эта задача заключается в том, чтобы за десятилетие удвоить валовой внутренний продукт страны. В республике мы должны вести работу по значительному увеличению валового регионального продукта. Это будет нашим вкладом в социально-экономическое развитие страны. Отрадно то, что в данном вопросе мы имеем определенный прогресс. В прошлом году валовой региональный продукт, по сравнению с 2001 годом, возрос на 54%.

Характерной особенностью бюджетной ситуации в республике является устойчивое увеличение финансовых потоков в части бюджетного финансирования. Несмотря на это республика остается субъектом Федерации, получающим безвозмездные перечисления из федерального бюджета в объеме, превышающем 50 процентов доходов из консолидированного бюджета.

Сумма полученных доходов в расчете на одного жителя республики в прошлом году составила 22 тысячи рублей и по сравнению с 2002 годом увеличилась на 4 тысячи рублей. В целом за 2002-2003 годы собственные доходы увеличились более чем на 40%.

В последние годы делались некоторые шаги на пути реформирования бюджетного сектора. Но они оказались недостаточными и, в сущности, не очень смелыми. Суть нового подхода к совершенствованию бюджетного процесса состоит в том, чтобы расходы производились не ради расходов, а ради достижения конкретных результатов в тех сферах, где государство является более эффективным, чем рыночный сектор. Для достижения этих целей, нужно, во-первых, оптимизировать сети бюджетных учреждений, добиться их реорганизации и внедрения новых форм их финансирования. Во-вторых, нужно реформировать межбюджетные отношения. Основным звеном реформы станут органы местного самоуправления, которым предполагается предоставить дополнительные бюджетно-налоговые полномочия.

Предполагается повысить ответственность главных распорядителей бюджетных средств, их роль в процессе исполнения бюджета. Будут усилены меры воздействия на тех, кто допускает нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств.

Третья задача - внедрение механизмов среднесрочного планирования. Должен быть совершен переход к многолетнему бюджетированию. Многолетнее финансовое планирование и бюджетирование повысит финансовую и экономическую стабильность и позволит решать другие задачи.

Необходимо, чтобы каждое министерство и ведомство понимало свои цели и задачи, умело оценивать степень их достижения и необходимые расходы. Для этого планируется ввести в бюджетный процесс на постоянной основе доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

Правительство намерено продолжить реализацию мер, направленных на увеличение собственных доходов бюджета Республики Алтай, на достижение сбалансированности бюджетов всех уровней, а также повышение эффективности функционирования бюджетной системы в целом.

Положение дел в промышленном производстве пока еще оставляет желать лучшего. К сожалению, объемы производства некоторых видов промышленной продукции снижаются. Такую картину мы наблюдаем в цветной металлургии, легкой, пищевой, мукомольно-крупяной промышленности. Однако есть увеличение объемов производства предприятиями полиграфической, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также промышленности строительных материалов, машиностроения и металлообработки.

Сегодня в сфере промышленности ведутся стратегически важные разработки. Продолжается строительство фабрики по переработке волластонита в Чойском районе. Разрабатывается региональная целевая программа "Развитие лесопромышленного комплекса Республики Алтай на 2004-2010 годы", согласно которой будет осуществляться реструктуризация лесопромышленного комплекса. Осуществляется льготное инвестиционное кредитование промышленности и предоставление бюджетных гарантий Правительства республики. В этом году в республиканском бюджете на предоставление таких гарантий предусмотрено 70 млн рублей.

Развивая традиционные направления в экономике, мы должны рационально использовать природные ресурсы, которыми располагает республика. У нас есть большие лесосырьевые запасы. Однако объемы заготовок древесины падают. Это вызвано объективными причинами. Материально-техническая база деревообрабатывающих предприятий изношена, оборотных средств не хватает, во многих районах отсутствуют лесовозные дороги, заготовленная древесина зачастую перерабатывается некачественно. Но те разработки, которые ведутся в настоящее время, должны будут обеспечить наращивание мощностей по заготовке древесины как ценного сырьевого материала.

Республика богата лекарственным сырьем, таким, как золотой и маралий корень. Но это сырье часто вывозят за пределы республики. Его по низкой цене скупают приезжие торговцы. У нас еще не созданы эффективные производственные цеха по переработке лекарственного сырья, различных видов нашего природного богатства - кедрового ореха, ягод, трав. Такие производства нам предстоит создать.

В прошлом году активно осуществлялась разведка золотоносных месторождений, велись поисковооценочные работы на месторождении спекулярита Рудный Лог. В нынешнем году будут направлены средства на создание материально-сырьевой базы для переработки волластонита на обогатительной фабрике в Чойском районе. На другом участке геологическое изучение Синюхинского рудного поля позволит укрепить сырьевую базу действующего горнодобывающего предприятия.

Важнейшим направлением развития республики является строительный комплекс. Рациональное распределение финансирования по строящимся объектам позволило в 2003 году многие из них сдать в эксплуатацию. Среди них здание медучилища в Горно-Алтайске, школа в селе Верх-Черга и дом престарелых в селе Усть-Кан, школа в селе Нижняя Талда, спортзал "Юный спартаковец", спальный корпус школы-интернат и первая очередь сооружений конно-спортивной школы. Здесь осенью 2003 года удалось провести первые соревнования по этому виду спорта на первенство России. Для сдачи пристройки к школе N 13 в полном объеме, а это, по сути дела, новое здание на 800 учащихся, осталось завершить строительство всех учебных классов, достроить учебный гараж и котельную. Сдан в эксплуатацию фельдшерскоакушерский пункт в селе Верх-Черга. Удалось приблизить к завершению строительство таких жизненноважных объектов, как школы в селах Шыргайта и Тондошка, оздоровительный центр педагогического колледжа, Катунский водозабор, республиканские библиотека и драмтеатр, 58-квартирный жилой дом Госуниверситета, республиканский центр реабилитации детей-инвалидов, республиканский психонаркологический диспансер, дом культуры в селе Соузга. Наконец-то реально начато возведение школы в селе Коргон. Таких объектов на очереди немало, а их нормальная жизнедеятельность напрямую влияет на социально-экономическое положение нашей республики.

В прошлом году производились капитальный ремонт и реконструкция национальной библиотеки, здания Правительства. В нынешнем году будет освоено около 15 млн рублей на строительстве нового корпуса республиканской гимназии имени Плакаса.

В 2003 году организациями всех форм собственности в республике построено более 40 тысяч квадратных метров жилой площади. Показатель 2002 года превышен более чем на 50 процентов. Решению жилищного вопроса в настоящее время Правительство республики придает огромное значение. На строительство и оказание помощи в приобретении жилья населению из средств республиканского бюджета в прошлом году было предусмотрено более 38 млн. рублей. Из республиканского фонда развития выделялись средства на льготное кредитование работников бюджетной сферы, на строительство или приобретение жилья молодым семьям. Через открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" оформлялись ипотечные кредиты.

С 2002 года в республике реализуется программа "Красивый сельский дом". Ее финансирование происходит за счет кредитования из республиканского бюджета и бюджетов районов под готовую сельскохозяйственную продукцию. Сегодня можно уверенно говорить о том, что эта программа является одним из наиболее реальных путей обеспечения жильем специалистов, молодых семей, различных категорий граждан в сельской местности.

В будущем вопрос строительства жилья будет стоять не менее остро, чем сейчас. Согласно статистике, в Горно-Алтайске в очереди за земельными участками стоит более 4 тысяч человек. Очередь в Майме и Кызыл-Озеке тоже достаточно длинная.

В настоящее время ведется разработка концепции генерального плана Горно-Алтайска и Маймы. Нам в ближайшее время нужно усилить государственный контроль за осуществлением градостроительной деятельности и реализацией принятых в этом направлении решений. Все жилищные проблемы за короткий срок решить, конечно же, невозможно. Но мы должны ускорять темпы, чтобы снизить напряженность в этой сфере. Необходимо в ближайшее время возобновить и развернуть долевое строительство жилья в республике, привлечь средства населения, банков и предприятий.

Следует отметить, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства начата работа по подпрограмме "Переселение граждан Республики Алтай из ветхого и аварийного жилищного фонда", продолжена реализация подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан". Действует подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты", участниками которой являются офицеры запаса. Строительная отрасль сегодня требует к себе повышенного внимания. В процессе строительства как социальных объектов, так и жилых домов должны быть учтены многие требования. Люди должны жить в комфортных квартирах и домах, должны быть обеспечены горячей водой, бесперебойной электроэнергией. Существуют специальные стандарты жилой или рабочей площади в расчете на одного человека в учреждениях образования, культуры, спорта, в жилом секторе. Сейчас мы пытаемся строить как можно более современные и удобные здания и дома. У нас уже есть яркие примеры качественно проделанной работы: спальный корпус школы-интернат, спортзал "Юный спартаковец", медицинское училище. Но все-таки наши достижения еще очень скромны.

Приведу некоторые цифры. В среднем на одного жителя республики приходится 14,5 квадратных метров общей жилой площади. В среднем по России этот показатель составляет 19,4 квадратных метров. По обеспеченности населения жилой площадью наша республика находится на одном из самых последних мест в Российской Федерации.

Уровень благоустройства жилищного фонда до сих пор остается крайне низким, особенно в сельской местности. Если городской жилищный фонд, включая частный сектор, оборудован центральным водопроводом на 60%, канализацией на 60%, центральным отоплением на 78%, горячим водоснабжением на 34%, то в сельской местности жилищный фонд оборудован водопроводом на 10%, канализацией на 8%, центральным отоплением на 26%, горячим водоснабжением на 1,2%. Отсюда можно сделать вывод об условиях жизни жителей республики в целом. В будущем для решения жилищной проблемы в республике, создания современной инфраструктуры в расходной части бюджета должны предусматриваться такие объемы средств, которые позволят нам эффективно решать данные задачи.

Вместе с этим мы должны стремиться на должный уровень поднять вопрос развития архитектуры. Пока что архитектурная мысль в республике проявляется явно недостаточно. Архитектурные новшества предусматривается ввести в процессе строительства или реконструкции таких объектов, как национальный драмтеатр, национальная библиотека, школы, дома культуры. В будущем современные архитектурные разработки при возведении любых объектов должны стать естественной нормой.

Сегодня в каждой сфере деятельности нужно искать наиболее приемлемые пути развития. Очень важным направлением развития, бесспорно, является создание единого современного информационного пространства. Жители республики, и не только в глубинке, в отдаленных селах, но и порой совсем рядом со столицей республики нуждаются в оперативной и объективной информации о положении дел. Наша обязанность - создавать условия для того, чтобы никто не находился в изоляции, в информационном вакууме. Поэтому нужно искать пути дальнейшего развития республиканских, городских, районных средств массовой информации. Эта работа предпринималась и раньше, но в будущем она будет усилена.

В целях модернизации телекоммуникационной системы республики Правительством Республики Алтай утверждена региональная целевая программа "Развитие спутникового телерадиовещания и связи в Республике Алтай на 2003-2005 годы". Охват населения республики вещанием ГТРК "Горный Алтай" до сих остается неполным - наше телевидение смотрит 66 процентов жителей республики. В нынешнем году планируется охватить ряд сел вещанием телеканалов "Культура" и "НТВ". А вещание республиканского телевидения до конца года намерены распространить на всю территорию нашего региона.

В прошлом году Правительство республики приступило к выполнению мероприятий по реализации федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика". Из средств республиканского бюджета начато строительство малой ГЭС в районе села Джазатор. Сейчас перед нами стоит крайне важная задача не откладывая решать вопросы энергетической безопасности республики.

Ближайшие 10 лет должны стать периодом приоритетного строительства и ввода в эксплуатацию малых- и микрогидроэлектростанций в республике. Мы смогли запустить малую ГЭС на Кайру, и этот ценный опыт позволяет быстро продвигаться в этом направлении.

В последнее время Правительство республики старается активизировать деятельность по разработке проектно-сметной документации на строительство Катунской ГЭС. Многие специалисты по данному вопросу считают, что создание этой гидроэлектростанции имеет огромное значение для республики. Проект Катунской ГЭС таит в себе огромные возможности, его реализация позволит открыть совершенно новые горизонты и резко увеличить нашу экономическую мощь.

В дорожной отрасли республики в прошлом году произошли два события, которые изменили отработанный годами механизм ее функционирования. Во-первых, изменились источники доходов, формирующие дорожные фонды, что в первую очередь привело к дефициту доходной части бюджета Территориального дорожного фонда республики. Во-вторых, федеральная автомобильная дорога М-52 "Чуйский тракт" была передана в ведение ГУ ФУАД "Сибирь" в г. Новосибирске. Это несколько осложнило работу дорожников. Тем не менее, в этой отрасли есть немало положительных примеров.

Можно отметить, в частности, что за счет субсидий федерального бюджета начато строительство мостового перехода через реку Катунь у села Усть-Сема. Завершается строительство автомобильной дороги ГорноАлтайск - Таштагол - Абакан с подъездом к Телецкому озеру. Эта дорога обеспечит беспрепятственный выход в Кемеровскую область и позволит укрепить торговые и деловые связи между нашими регионами. Однако проблем в сфере развития дорожной отрасли по-прежнему достаточно много. Над их решением нужно активно работать. Мы все знаем, что качество дорог напрямую связано с вопросами обеспечения социально-экономического благополучия.

Государственная собственность является одним из основных источников пополнения собственных доходов. Однако у нас в действительности все обстоит по-другому. В прошедшем году в бюджет республики от использования государственной собственности поступило всего около 13 млн рублей, что составляет менее одного процента от суммы собственных доходов республики.

Надо отметить, что процедура банкротства, ориентированная на скорейшее взыскание задолженности, в настоящее время не дает реальных результатов. Задачей государственных органов должно быть финансовое оздоровление предприятий.

Очень сложным остается вопрос разграничения госсобственности на землю. На сегодня в общей сложности зарегистрированы права собственности всего лишь на 62 земельных участка. Другие участки у нас просто не оформлены. Это катастрофически медленные темпы разграничения государственной собственности на землю. Неоформленные земли не будут приносить доход ни в казну республики, ни в казну муниципалитетов. Поэтому в ближайшее время мы должны внести существенные коррективы в ход земельной реформы в республике.

Сфера туризма потенциально одна из самых прибыльных для республики. Здесь можно ожидать крупных доходов. За прошлый год объем прямых налоговых поступлений от туристской деятельности превысил 10 млн рублей. В настоящее время в республике работают более 100 зарегистрированных туристских предприятий. Действуют десятки новых частных туристских комплексов, рассчитанных на прием небольших групп туристов.

В прошлом году на заседании Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" наша республика была отмечена как регион, где развивается сельский туризм. В нынешнем году, тем не менее, нам нужно будет поработать над вопросом совершенствования механизма сбора налогов с юридических и физических лиц, осуществляющих туристскую деятельность в республике.

В ближайшее время необходимо обратить пристальное внимание на развитие деятельности региональных природных парков. Возрастает их роль и роль других учреждений в защите окружающей среды. Защита экологии, сохранение первозданной природы республики - очень важная задача, решению которой Правительство придает большое значение. Но следует сказать, что это та сфера, которую необходимо до конца исследовать. И в решении данного вопроса Правительство надеется на активность общественности. Развитие малого предпринимательства непосредственно относится к сфере интересов государства. Доля малого бизнеса в валовом региональном продукте по итогам прошлого года составила около 13%. Это, прямо скажем, невысокий показатель. Но в прошлом году в этом направлении наметились хорошие перемены. Была принята республиканская целевая программа "Развитие малого предпринимательства Республики Алтай на 2004-2007 годы". В соответствии с ней финансирование будет осуществляться по новой методике - будут предоставляться поручительства под инвестиционные проекты и микрозаймы субъектам малого бизнеса. На эти цели в 2004 году предусмотрено 25 млн рублей, очень крупная сумма. Эти средства нужно грамотно и рационально освоить.

Развитие малого бизнеса сегодня одна из приоритетных задач Правительства. Мы шли в сторону увеличения поддержки малого предпринимательства в течение последних двух лет с полным осознанием того, насколько важно его развитие для экономики республики в целом.

В этом году Правительство планирует направить 5 млн. рублей в виде субсидий на возмещение части процентной ставки по привлеченным кредитам и более 40 млн рублей в виде бюджетных кредитов по льготной процентной ставке. Кроме того, в бюджете предусмотрено 55 млн рублей на предоставление юридическим лицам государственных гарантий республики для расширения и модернизации производства. В нынешнем году интересным и полезным новаторским проектом стало внедрение механизма государственной регистрации юридических лиц по принципу "Одного окна". Концепция "одного окна" предполагает регистрацию, постановку на учет в налоговые органы, внебюджетные фонды, Госкомстат для присвоения кодов на основании однократного предоставления необходимых документов в налоговые органы.

Существующая система регистрации предполагает большие материальные и временные затраты, хотя есть положительный опыт регионов в решении данного вопроса через создание центров, работающих по принципу "одного окна". Деятельность центра "Одно окно" позволяет в одном месте и в конкретные сроки принять заявление, подготовить и выдать в установленные законодательством сроки необходимый пакет документов.

Уровень жизни населения - один из важнейших социальных показателей. В прошлом году среднедушевые денежные доходы выросли по сравнению с предыдущим годом почти на 25%. В то же время прожиточный минимум населения возрос более чем на 20%. За прошедший год реальная среднемесячная заработная плата возросла на 9%. Сокращена задолженность по выплате заработной платы с 21 млн рублей на конец 2003 года до 4,6 млн рублей на 1 января 2004 года. Следует назвать и средний размер назначенной месячной пенсии в республике с учетом компенсационных выплат. Он стал немного выше, на конец года составил 1454 рубля, или 97,3% от величины прожиточного минимума.

По сравнению с 2002 годом численность занятых в экономике людей возросла на 1 900 человек. Хотя на конец года уровень общей безработицы снизился, уровень официально регистрируемой безработицы в республике остается по-прежнему высоким. Более 90% безработных проживает в сельской местности. В этой связи вопрос создания новых рабочих мест, ликвидации безработицы приобретает особую актуальность. Правительство намерено этой работе на территории всей республики придать дополнительный импульс.

В прошлом году показатель рождаемости по отношению к предыдущему году увеличился почти на 1 процент. Естественный прирост имел положительное значение. Однако, несмотря на рост показателя рождаемости, у нас увеличивается общая смертность населения. В прошлом году смертность увеличилась на полпроцента. Причины по-прежнему заключаются в высокой заболеваемости, несчастных случаях, суицидах, отравлениях, травмах.

Правительством республики принимаются конкретные меры для оказания адресной социальной помощи малообеспеченным и многодетным семьям, ветеранам войны и труда. Расширена сеть учреждений социального профиля для обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей и подростков. В этом плане важными событиями стали открытие республиканского дома-интерната для престарелых и инвалидов в селе Усть-Кан, социальной гостиницы и стационарного отделения при Реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями. Среди первоочередных задач в этом направлении - с целью поддержки социально уязвимых категорий населения - стоит создание основ государственной службы комплексной реабилитации инвалидов, геронтологического центра, детского оздоровительного центра.

В сфере образования одной из самых острых проблем остается дефицит подготовленных кадров в республике. Нельзя сказать, что в этом отношении проводится мало работы. На подготовку и обучение будущих специалистов выделяется немало средств, на учебу в другие регионы и в Москву направляются многие выпускники наших школ. Ежегодно на целевую подготовку специалистов в ведущих учебных заведениях страны мы выделяем 6,5 млн рублей. В последние годы в высших учебных заведениях Москвы, Новосибирска, Томска, Омска, Барнаула, других городов на целевых местах учатся сотни молодых людей из республики. Но потребность в сильных специалистах все еще довольно большая.

В общеобразовательных учреждениях выстраивается определенная система по углубленному изучению отдельных предметов, раннему изучению информатики, иностранного языка, реализуются задачи профильного обучения. Ряд школ участвуют в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования и с начала этого учебного года - национально-регионального компонента, предмета "История Горного Алтая".

В сфере здравоохранения постоянно ведется целенаправленная работа по повышению качества и доступности бесплатной медицинской помощи для жителей республики. Ежегодно утверждается территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Для укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, повышения доступности и качества оказания медицинских услуг проводится работа по привлечению дополнительных финансовых средств. В результате в прошлом году значительно улучшилось финансирование по федеральным и республиканским целевым программам.

Важным событием стало завершение капитального ремонта детского туберкулезного санатория. Продолжены строительно-монтажные работы на многих других объектах, реализуются мероприятия в рамках Концепции развития здравоохранения и медицинской науки до 2005 года.

В прошлом году проводилась целенаправленная работа по реализации молодежной политики в республике. Проведены различные мероприятия по обеспечению досуга, оздоровления, занятости молодежи. В этой сфере предприняты усилия по организации системной работы, направленной на решение многочисленных проблем молодежи. Начаты преобразования, которые направлены на широкое использование физкультуры и спорта в решении социальных проблем молодежи. Активизирована работа в плане развития студенческого движения, игр КВН, проведения различных конкурсов, которые укрепляют молодежную солидарность.

Повышенное внимание в последние годы стало уделяться решению жилищных проблем молодых семей. Правительство заинтересовано в том, чтобы финансирование этого направления осуществлялось на должном уровне.

Следует особо отметить ту работу, которая веде

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 0
Календарь
/ /
06.09.2024