Хотя пакет законов о третейских судах, являющихся своеобразным органом общественной самодеятельности и одновременно частью государственной судебной власти, принят уже несколько лет назад, в настоящее время в Алтайском крае действует только один третейский суд, созданный при Алтайской торгово-промышленной палате и специализирующийся на общехозяйственных спорах.
Поясняя свое видение поля задач третейского суда по предвыборным спорам, правый блок в заявлении для СМИ сообщает: "Такой третейский суд станет своеобразным "буфером", который отсеет "зерна от плевел", укажет политическим партиям и кандидатам на нарушения незначительного характера, которые необходимо исправить в последующей агитационной деятельности. Более того, работа подобного экспертного звена мотивирует политических участников к более конструктивному диалогу и разрешению претензий "на берегу". Серьезные нарушения предвыборного законодательства, а также спорные решения третейского суда, станут предметом разбирательства уже в судах общей юрисдикции. Однако, по опыту прошедшей кампании по выборам депутатов Государственной Думы можно предположить, что важные юридические последствия имеют только 1-2% от огромного объема жалоб, поступающих на СМИ, партии и кандидатов по территориальным округам".
В организационном плане проект создания третейского суда предполагает, по мнению инициаторов, следующую схему:
"Чтобы придать третейскому суду полную легитимность, он будет создан при общественной организации, в которую войдут на добровольных началах политические партии, средства массовой информации и кандидаты по одномандатным округам (физические лица). Третейский суд в полном объеме полномочен рассматривать споры между участниками политического поля, заключившими третейское соглашение. Предполагается, что в состав третейского суда войдут квалифицированные юристы, представители политических партий, независимые эксперты".