Стоит отметить, что полного текста этого заявления Драчевского не было распространено ни по официальным каналам, нет его ни на официальном сайте полпредства. Тем не менее, ряд акредитованных на форуме СМИ достаточно подробно передали заявление полпреда, на что со стороны его ведомства не последовало никаких опровержений.
Стоит отметить, что заявление полпреда было достаточно необычно по форме, что отмечают все хорошо знающие его люди - в своих обычных заявлениях Драчевский в полной мере оправдывает сложившуюся у него репутацию человека весьма закрытого и крайне осторожного. Столь жесткая критика губернатора, может быть отчасти оперирующая реальным содержанием, тем не менее явно выходит за рамки того набора, в которым Кремль считает для себя возможным критиковыть региональных лидеров. Чего стоит хотя бы такой пассаж: "Участники совещание вынуждены были констатировать, что в экстремальной ситуации руководство республики продемонстрировало свою полную неготовность к решению первоочередных задач по ликвидации последствий стихии". Конечно, работы по ликвидации последствий стихии велись со срывами - это и явно низкие темпы ремонта жилья (что, впрочем, объяснимо в условиях практически полного отсутствия в республике стройиндустрии), и срывы в обеспечении эвакуированных и многое другое. Явно не ко времени выглядит и активно ведущаяся властями РА кампания судебных исков к обижающим их негосударственным СМИ. Впрочем, хотелось бы посмотреть, как с такими задачами справились бы другие сибирские губернаторы - тем более в условиях нищей республики с практически полностью дотационным бюджетом. Смеем предположить, что примерно на таком же уровне. Если не хуже - хотя многие в республике думают иначе, потенциал высших сибирских чиновников отнюдь не столь уж высок. Зачем же полпред подверг Лапшина уничижающей критике, граничащей с заявлением о непригодности губернатора к исполнению своих обязанностей?
Здесь необходимо вспомнить ведущуюся последний год кампанию по пропаганде ликвидации Республике Алтай как самостоятельного региона. Начавшись как вялотекущий конфликт Лапшина с руководителями Алтайского края, на определенном этапе кампания приобрела весьма активные формы регулярного обмена жесткими заявлениями, и даже организационной активности. Формальным противником Лапшина выступал губернатор Алтайского края Александр Суриков, однако всем сколько-нибудь осведомленным людям было ясно, что движущие силы кампании уходят значительно выше. В самом деле, для достаточно депрессивного Алтайского края присоединить еще более дотационную территорию республики - весьма спорное решение, последствия которого губернатор объединенной территории тут же почувствует на своей шкуре. Кто же был истинным двигателем этого узла политического напряжения? Есть основания полагать о том, что позиция ликвидации республики достаточно лично близка Леониду Драчевскому, отношения которого с Михаилом Лапшиным давно и прочно не сложились. Стоит отметить, что в этих оценках удалось убедить и администрацию президента и, по-видимому, лично Путина. В том, что во время августовского пребывания в Алтайском крае президент все-таки высказался по поводу желательности ликвидации РА, теперь уже, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений.
Какое же событие стало поводом для нового витка "наезда на Лапшина", проведенного в ноябре? Смеем предположить, что здесь проявились два факта. Во-первых, свою роль сыграло "дело Юкоса". Конечно, не в том смысле, что Михаила Лапшина кто-то может рассматривать как своего рода "сибирского Ходорковского". Скорее, связь здесь более опосредованная - высшим чиновникам администрации президента, в том числе и на местах, сегодня дан явный "зеленый свет" на отбор и удаление с политического и экономического поля слишком независимых или просто почему-то неудобных им фигур. Вот под последнюю категорию и попал лояльнейший к московской администрации президента Михаил Лапшин. Вторым фактом, ставшим поводом для выступления именно сегодня, стало объединительный процесс в Коми-Пермяцком автономном округе, поездка туда президента, упомянувшего о наличии в России еще пары таких же регионов - кандидатов на укрупнение. Послание президента было явно вовремя прочитано его представителем.
Сегодня в РА фактически объявлен прямой курс на отстранение от власти Михаила Лапшина и даже провозглашено частичное внешнее управление регионом. Как это намереваются осуществлять - организационно и юридически - абсолютно неясно (будем надеяться, что никак не намереваются). "Республике нужна помощь извне, так как иначе с последствиями она не справится должным образом. Мой заместитель Владимир Овчинников будет оказывать управленческую помощь в регионе до тех пор, пока это будет необходимо", - заявил Леонид Драчевский. Впрочем, г-ну Овчинникову можно только посочувствовать - оказывать региону "помощь" в условиях постоянной бюджетной недостаточности задача не из приятных, стяжать на ней лавры просто невозможно.
Что же следует ожидать дальше? Об этом может свидетельствовать последний пассаж в заявлении полпреда: "Леонид Драчевский заявил, что он согласен со словами Сергея Шойгу о том, что каждый, кто идет на выборы должен для себя ответить на вопрос: достоян ли доверия людей и соответствует ли он статусу политика, чтобы быть ответственным за самую сложную ситуацию". Кто здесь записан полпредом в недостойные, пожалуй, не нуждается в комментариях.
Что же, Михаил Лапшин получил открытый вызов - теперь в его силах достойно ответить на него. По крайней мере, ситуация стала более открытой и честной - маски, укрывавшие участников конфликта, сброшены. Ближайшие месяцы покажут, кто сумеет взять верх в этом конфликте, столь характерном для современной России.