СУДЬБА РЕСПУБЛИКИ ВИСИТ НА ТОНКОМ ВОЛОСКЕ. ПРЕДВЫБОРНЫЕ БЕСЕДЫ С БРОНТОЕМ БЕДЮРОВЫМ.
После длительного отъезда в Горно-Алтайск вернулся известный общественный деятель Бронтой Бедюров. Будет ли он каким-то образом участвовать в выборах депутатов Госдумы России? Как повлияет нынешняя избирательная кампания на политическую жизнь Республики Алтай? Об этих и других проблемах он рассуждает в беседе с нашим корреспондентом.
- Бронтой Янгович, очень скоро будет дан старт очередной предвыборной кампании. Как вы думаете, итоги выборов в Госдуму России уже заранее предопределены или могут быть какие-то неожиданности?
- Если говорить об общих тенденциях, которые складываются в Республике Алтай, то ничего существенного не произойдет и в этот раз. Каждый кандидат в той или иной мере будет выражать интересы какой-то партии или группировки, и именно эти интересы будут навязывать нашим избирателям. Я пока что не вижу ни одного по-настоящему самостоятельного кандидата, который был бы готов как политик отстаивать насущные интересы республики на федеральном уровне. В этом смысле ничего нового на выборах, по всей видимости, не будет и в этот раз. Не только к сожалению, но очень большой тревоге каждого, кто беспокоится о судьбе нашей республики.
А победить может кто угодно - представитель Кузбасса или Подмосковья, ставленник силовых структур или "денежный мешок". В доме, где нет хозяина, может устроиться кто угодно. Мы терпим одно поражение за другим по причине общего синдрома инфантилизма и бездуховности, которым страдаем с 1991 года. В республике покамест ещё нет политического класса, который был бы ответственен за ее судьбу. Ни для кого не секрет, что наша номенклатура (или, как теперь пытаются внедрить модное самоназвание, "элита") не консолидирована после 1991 года, она никак не ощущает свои интересы, и именно этой разобщенностью пользуются все, кто был бы не прочь нами "порулить".
Наша верхушка по-детски радуется любым деньгам, которые ей обещают, она готова продаваться кому угодно ради собственных шкурных интересов. У республики не может быть никакого развития до тех пор, пока здесь будет господствовать языческое мышление, при котором не могут отделить главные задачи от второстепенных, частные - от общих, долгосрочные - от сиюминутных. Это чувствуется во всём. Пройдите по кабинетам правительства, Госсобрания - и вы в этом убедитесь. Не только бездуховность мешает нам жить; если брать шире, то это уже деградация. Нет ни объединяющих идей, ни концепции дальнейшего развития, нет ничего...
- А почему так происходит, как Вы думаете?
- Я уже сказал: в эшелонах власти никто - лично и персонально - не чувствует свою ответственность за все происходящее у нас в республике. Хотя на самом деле у нас есть все: есть способные, думающие люди, есть талантливая молодежь - но вся власть "приватизирована", и самым лучшим, самым талантливым серятина и посредственность не дают хода. Кстати говоря, во многих регионах происходит нечто подобное. Люди, захватившие власть, не отдают отчета перед людьми. Они чувствуют свою безответственность, свою безнаказанность, и действуют нагло, цинично - как временщики-барынтачи.
Если они не согласны с тем, что я говорю, пусть приведут хотя бы один пример, когда советовались с народом, прежде чем принять какое-то решение. По пустякам, да, они могут советоваться. Но во всех действиях так называемой "элиты" очевидна какая-то туземная простоватость. И посторонние это видят, и знают прекрасно. С чего они взяли, что кто-то со стороны идет к нам с единственной целью - облагодетельствовать всех здесь живущих? Извините, господа, в наше время так не бывает. Сейчас нет филантропов, которые будут за просто так "делать нам красиво". Все эти PR-акции, все эти громкие проекты, игры "в инвестиции" кончатся тем, что нашим потомкам придется расплачиваться за нынешнее головотяпство землёй, недрами, лесами, озерами, всем Алтаем! Мы что, собираемся оставить не только наших внуков, но уже и самих себя ни с чем?
Вы только послушайте наших чиновников, когда они прибедняются: мы такие бедные здесь, такие нищие и убогие... С чего они это взяли? На самом деле мы живем в регионе, который ничуть не хуже любого другого. У нас есть все для того, чтобы народ сам, без подачек извне, наладил жизнь собственными силами.
- Вы говорите о том, что элита, а вместе с ней, конечно, и все избиратели сейчас разобщены, и этим будут пользоваться. А что в таком случае может всех нас объединить?
- Только осознание общности нашей судьбы. Нас так мало в республике - 200 тысяч, и нам некуда деваться - а мы все ещё продолжаем делиться на какие-то партии, национальности, оглядываемся то на Америку, то на Турцию, то на Китай... Одним нужен Зюганов, другим - Жириновский, или Явлинский, или Березовский. Мы раздаем свои голоса направо и налево, не понимая, что владеем бесценным мандатом Алтая. И потому на нас невозможно смотреть с некоторых пор иначе как на туземцев. Вы можете себе представить, чтобы уровень бывшего спикера парламента в Туве или Саха-Якутии оценивали не выше автомобиля "Нива"! А у нас - запросто.
Я знаю многих людей, которые при слове "Алтай" испытывают настоящий трепет. Для них это высокое, священное понятие. А что они видят, приезжая к нам? Что, я спрашиваю? Если одного в коридоре власти можно купить "Нивой", другого - квартирой или престижной путевкой куда-нибудь на юг, что можно говорить обо всех остальных? Это - что? Достойный народ или скопище глупцов, стоящих с протянутой рукой? Как нас уважать после этого?
Я так скажу: нам даже олигархи послужили бы с превеликой радостью, будь мы едины и консолидированы. Мне скажут: хорошо смотреть со стороны, легко обличать других. Я отвечу: а разве я, в отличие от других, молчал все эти годы, и разве не я говорил о том же самом, что и сейчас, а значит - действовал, и только поэтому стал неугоден. Но сейчас я вернулся домой, потому что не могу больше без содрогания смотреть на всё, что здесь происходит.
- И что же, на Ваш взгляд, здесь происходит - в этом, говоря словами рекламных буклетов, "самом стабильном из всех регионов"?
- А ничего не происходит, потому что движения нет. Все замерло и никуда не движется. Хотя процессы меж тем идут - очень опасные. Я вижу много людей, которые ходят по городку с дутыми титулами, вижу людей, довольных красивыми должностями. А какой от этого прок нам, народу? Что сделали они для своих избирателей? Хлеб дали, работу? Я хочу спросить: не пора ли их остановить? Ведь их по-настоящему еще не били, и они не знают, что только через поражение можно освободиться от прежних иллюзий и дурных комплексов. Сейчас я думаю даже, что в победе "уральцев" была бы своя польза для республики. "Уральцы" заставили бы наших быстрее прийти к консолидации. Или окончательно добили бы, убедив в том, что они изначально - политические банкроты.
До сих пор у нас в республике не было альтернативной силы, не было настоящей оппозиции. Была просто политическая возня вокруг портфелей и кабинетов. Кто думал об интересах республики? О ее развитии - политическом, духовном, экономическом и т.д.? Не было таких! Нашей республике уже 12 лет. И чего мы достигли за эти годы? Дотационности на уровне 95 процентов? Мы, что, ради этого создавали республику?
- Но тогда получается, что идея укрупнения сибирских регионов - единственный выход из нынешнего тупика. Ваше отношение к этой идее?
- Мы получили республику с опозданием на 70 лет. И очень жаль, что в республике как не было, так и нет настоящего хозяина. Нас даже не спрашивают, когда обсуждают проекты строительства ГЭС на Катуни, или строительства газопровода, или автодороги на Китай... Если же говорить всерьез об идее укрупнения, то это должен быть мощный регион всего Обского бассейна. В разные годы его называли по-разному: Томская губерния, Западно-Сибирский край, потом был Западно-Сибирский совнархоз, а сейчас это Сибирский Федеральный округ. Если говорить о таком укрупнении, то я двумя руками "за"! В свое время Ойротия на правах автономной области прекрасно чувствовала себя внутри региона с центром в Новосибирске. А сейчас мы чувствовали бы себя еще лучше внутри такого же региона, но уже в статусе республики. Я не хочу даже спорить с политиками из Барнаула или Кемерова, которым неймется присоединить нас к себе, чтобы продлить своё существование в губернаторских креслах. Ничего не выйдет, господа. Укрупнение будет одинаково справедливым и для Республики Алтай, и для Кузбасса, и для Алтайского края. Всеми нами будут руководить из Новосибирска, и это будет исторически справедливо. Зачем нам объединяться с таким же нищим Алтайским краем, который сам боится укрупнения или присоединения? От этого двое нищих не станут богаче.
- И все-таки насколько было бы оправданным такое укрупнение с исторической точки зрения?
- Давайте не будем забывать, чьим правопреемником выступала Ойротия. Через два-три года будет 250-летие добровольного вхождения алтайских земель Джунгарии в состав России. Амыр-Сана и его зайсаны, понимая, что им уже не сохранить свою страну - Ойротский союз, пришли, спасаясь от Китая, в подданство к Белому Царю. В наше время нелишне хотя бы изредка обращать взоры на карту бывшей Томской губернии - это и есть будущий Западно-Сибирский край, в составе которого образовалась Ойротия. А что сделали после этого большевики? Сначала уничтожили естественный в своих границах Бийский уезд, потом расчленили его на два Алтая - Рудный и Горный... В конце концов они уничтожили и Западно-Сибирский край, и Ойротию. Остался в виде исторического казуса Алтайский край, который никогда не был самодостаточным. Но с чьей дальновидной подачи, задумайтесь?
Давайте будем помнить, что наша территория исторически - северный алтайский улус огромной Джунгарии, или Ойротского ханства - от Сибири до Кашмира. Мы имели более серьезную государственность в сравнении с другими. Кем были в то время народы Забайкалья, верховьев Енисея, Поволжья и Кавказа? У них не было такой государственности, как у нас, ойротов. Зная, чьими правопреемниками мы выступали в 1756 году, мы не имеем права называть себя "маленькими людьми". Только больные люди, потерявшие память, могут именовать себя так в присутствии "денежных мешков", приходящих к нам с подачками со стороны. Извините, я себя никогда не ощущал "маленьким". Даже не из Москвы - из какого-нибудь пригорода явится богатый инвестор, и перед ним готовы ползать на брюхе, готовы ему пятки лизать. Как будут к нам после этого относиться?
Если уж так хочется "красивой жизни", так уподобьтесь хотя бы чукчам - найдите нувориша типа Абрамовича, или бурятам из Агинского - они позвали Кобзона, тем же карачаевцам - к ним пришел Березовский. Вы только посмотрите, кто к нам идет, перед кем мы унижаемся и выпрашиваем подачки. Только рабская психология, воспитанная внутри областной и районной партийно-комсомольской номенклатуры, не дает нашей "элите" понять, насколько велик мандат депутата Госдумы от Республики Алтай.
Они никогда не понимали того, что Республика Алтай давно способна обрести в парламенте России такой авторитет, в котором нуждаются и национальные республики, и сам федеральный центр. Будучи не в состоянии ничего понимать, не зная, что предложить народу, эта "элита" сбивает с толку наших избирателей ящиками водки, мешками муки, мешками сахара - на большее у них не хватает фантазии...