В середине декабря в Керченском проливе потерпели крушение два нефтяных танкера. В результате происшествия в Черное море попали тонны мазута, которые вымываются на берега российских курортов, в том числе Анапы, Севастополя, Краснодарского края и Крыма. В очистке берегов и помощи пострадавшим животным участвуют волонтеры со всех уголков страны. Одним из добровольцев стала маркетолог из Санкт-Петербурга, выпускница Алтайского госуниверситета Ирина Елкина, которая в начале января уехала из Санкт-Петербурга в Анапу, где на базе оперативного штаба оказывала первую помощь птицам. О своей волонтерской работе она рассказала «Банкфаксу».
Ирина Елкина около 15 лет прожила в Алтайском крае и окончила здесь АлтГУ, отучившись на филолога и переводчика. Она родилась в Санкт-Петербурге, в семье военных, поэтому ей приходилось часто переезжать в разные регионы России. В Северную Столицу девушка вернулась после учебы в Барнауле.
Она рассказывает, что узнала о разливе нефтепродуктов в Черном море из соцсетей. «Очень сильно меня это эмоционально задело. Я прям не могла вообще собрать себя в кучу, переживала очень сильно, осознавая масштаб бедствия. И больше всего меня убивало то, что все замалчивалось. <…> Я решила, что надо ехать [в Анапу], потому что я такой человек: обычно, когда меня что-то беспокоит, я иду и решаю эту проблему», - подчеркивает Ирина Елкина.
В начале новогодних праздников она подала заявку на сайте волонтеров, чтобы стать добровольцем. Ее одобрили, поэтому 4 января девушка выехала из Санкт-Петербурга в Анапу, где стала волонтером штаба и пробыла там неделю.
Насколько известно Ирине Елкиной, в Анапе функционирует больше пяти штабов, часть из них развернули волонтеры, а часть - администрация. Она работала в штабе на Жемчужной улице, который во многом существует за счет гуманитарной помощи неравнодушных людей со всей страны. Там девушку определили в стационар, куда поступали отмытые птицы. Ирина Елкина совместно с другими добровольцами кормила, ухаживала за животными, оказывала базовое лечение. Далее работали ветеринары, которые отправляли птиц в различные реабилитационные центры, в том числе в Краснодарском и Ставропольском краях.
Собеседница отмечает, что сейчас в одном из помещений штаба появился реабилитационный центр, где сделали бассейны и вольеры для птиц: «Их там будут продолжать выхаживать до перелиновки, что очень хорошо, потому что во время перевозки [в реабилитационные центры] много птиц погибает, так как они тяжело переносят переезд. Поэтому, чем дольше они будут крепнуть, не переезжая никуда, тем лучше».
Выживаемость птиц после попадания в реабилитационные центры весьма мала, говорит Ирина. «Часть птиц погибает в дороге, а из оставшихся выживает всего 15% (по статистике одного из реабилитационных центров). Представьте, эти 15 % еще потом должны на воле выжить каким-то образом, потому что весной у них сменится оперение, и их должны выпустить на волю. А на воле, считай, вся кормовая база замазучена, поэтому непонятно, куда их выпускать. А сколько будет еще мазут выходить - тоже неизвестно, потому что опять же по чатам смотрю, каждый день куда-то выносится мазут», - отмечает собеседница.
По словам Ирины Елкиной, в смену в отделение могут поступать сотни птиц. «Накануне моего приезда привезли там какое-то безумное количество птиц, там сразу чуть ли не тысячу отловили. И когда я первые несколько дней дежурила, только в нашем стационаре было 500-600 птиц. Всех нужно было очистить и пролечить. Весь процесс не быстрый, потому что мойка тоже ограничена по количеству мест. Одну птичку моет сразу несколько человек. Один держит, второй ее крахмалит и чистит, третий наносит «Фэйри» и так далее. Кроме того им прочищают стоматологическими брашами клювы и глаза. Одному крайне сложно, так как птица вырывается. Также и у нас в станционере одной птицей занималось два человека: один - держит и меняет пеленки, второй - ставит зонд и вводит лекарства. К концу моего пребывания в Анапе птиц привозили все меньше», - вспоминает девушка. В штаб попадали чомги и поганки, иногда краснокнижные гагары, бакланы и чайки.
Ирина Елкина отмечает, что мазут воздействует на весь организм птиц. Например, на теле и перепонках лап он оставляет ожоги, поражает пищевод и другие органы. По ее словам, ветеринары говорили, что нефтесодержащие продукты уничтожили всех паразитов - гельминтов, которые переносят дикие особи.
Волонтеры берутся за всех птиц, тогда как в западной практике, по словам экспертов, не помогают особям, которые загрязнены более чем на 30 %, так как «шансов выжить у них нет», подчеркивает девушка. Несмотря на вовлеченность волонтеров и специалистов, большой процент птиц все равно погибает. «Для птиц все это большой стресс: и отмывка от мазута, и его токсичность, и дальнейшая их транспортировка, поэтому выживает лишь малый процент. Но, как говорят ветеринары: «Нужно отставить эмоции и бороться за сохранение популяции», - говорит Ирина.
Волонтер также успела поработать в другом штабе, который занимается поиском и ловлей птиц. По правилам, ловить их на воде нельзя, так как это опасно и для животного, и для человека. В связи с этим волонтеры ждут, когда обессиленные птицы выйдут на берег, что тоже потребует времени из-за их состояния. Кроме того, поймать особь тоже не особо легко, так как они дикие и боятся людей. В итоге весь этот процесс может занять несколько часов, отмечает девушка.
Вместе с тем волонтеры и власти стараются очищать пляжи Анапы от выбросов мазута. Со слов Ирины Елкиной, экскаваторы не могут просеивать мазут, поэтому песок загребают ковшом и вывозят. Волонтеры, работающие на пляже, отмечают, что в некоторых зонах пляжи выскоблены до грунта. «Пары очень сильные, конечно. Все делается в респираторе, но просто, чтобы вы понимали токсичность этого всего. Девочка, с которой я работала, мыла сапоги без респиратора. Около, наверное, трех часов она этим занималась на открытом воздухе. Весь следующий день она промучилась с отравлением и тошнотой. Слышала, что девчонкам, кто работал даже в стационаре с чистыми птицами более 20 дней, тоже требовалась какая-то медикаментозная помощь, капельницы, кажется. В принципе всем волонтерам ежедневно выдают сорбенты и прочее, чтобы чистить организм», - объясняет Ирина.
Также собеседница обеспокоена состоянием Бугазской косы. «Просто для меня это такая боль, потому что, мне кажется, в наш век заполненностей пляжей, это было единственное место с песчаным берегом, отсутствием народа и где можно было увидеть проплывающих дельфинов», - говорит она. Насколько ей известно, оказать помощь дельфинам гораздо сложнее, так как в России нет реабилитационного центра для этих животных, и их нельзя отлавливать, пока он сами не выбросятся на берег. Пока специалисты оказывают помощь дельфинам на местах выброса.
«В целом это прям большая трагедия, колоссальный удар не только по животным, но и в общем по песку, по морю, по экологии», - считает Ирина Елкина.
19 января пресс-служба МЧС России проинформировала о последних итогах работ в Керченском проливе. По данным ведомства, всего за месяц было собрано более 168 тысяч тонн загрязненного песка и грунта. Из этого количества более 129 тысяч тонн вывезено на площадки временного хранения, а свыше 39 тысяч тонн было утилизировано. Отмечается, что к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлечены более 4400 человек и примерно 740 единиц техники. Они обследуют акваторию Керченского пролива, в том числе берега Анапы, Севастополя, Краснодарского края и Крыма. За прошедшую неделю от мазута было очищено около 280 км.
В МЧС проинформировали, что к корме одного из танкеров была построена подъездная техническая дорога, для которой специалисты отсыпали и выровняли более полукилометра пути. Спасатели собирают и вывозят нефтепродукты, которые вылились с кормовой части танкера «Волгонефть-239». За прошедшую неделю экстренные службы вывезли более двух тысяч тонн мазута. Кроме того, для нефтепродуктов, собранных в районе судна, на терминале навалочных грузов сформированы ж/д составы для отправки на утилизацию. Мероприятия планируется завершить до конца января. Также специалисты разрабатывают план по подъему затонувших частей танкера «Волгонефть-239» и танкера «Волгонефть-212».
Фото: Ирина Елкина
23.01.2025 09:24
23.01.2025 15:26
23.01.2025 09:42
В этом году планы и традиции менять не собираюсь.
23.01.2025 09:51
23.01.2025 15:25
Откуда у тебя на Анапу? Ты даже в горноалтайское Кaкaшкино себе не можешь позволить смотаться.
23.01.2025 09:44
23.01.2025 09:52
Счас их наш Трамп накажет.
23.01.2025 09:44
23.01.2025 15:28
Железный занавес был не зря построен
23.01.2025 09:50
23.01.2025 10:59
Да, не дорабатывают. Надо, чтобы об авариях никто не знал - больше uдuoтoв сдохнет! ))
23.01.2025 10:21
билеты сдаю на Анапу.
я лучше гамак привяжу,
чем валяться в мазутном пляжу.
23.01.2025 10:35
23.01.2025 11:16
Волонтёры Чёрное море чистят. Волонтёры трусы солдатам собирают. Волонтёры больных детей лечат.
А щекотрясы, которые "государство", придумывают всё более новые "весёлые" законы и учат всё более лучше родину любить...
23.01.2025 11:43
А ведь так и есть
23.01.2025 11:56
Проститутки же тоже должны как-то зарабатывать. Ну, пусть.
23.01.2025 11:29
Но тут на всём этом явно кто-то кормится и что-то там себе отмывает на банковских счетах.
23.01.2025 11:47
23.01.2025 11:44
23.01.2025 11:48
Надобно её лет на 10 дискредитацию привлечь.
23.01.2025 12:07
23.01.2025 12:21
А вообще в удивительное время мы живём: некий олигарх, используя для перевозки танкеры времен, когда "кроме калош в стране ничего не производили", по вине этого олигарха происходит экологическая катастрофа,последствия которой"разгребает" не этот олигарх за счёт своих личных денежных средств, а бесплатно пашет народ - волонтёры.
Почему работа по устранению экологического бедствия вследствие негативного влияния из-за разлива мазута, не была оплачена владельцами
танкеров и мазута? Почему они не компенсировать работу волонтёров во вредных условиях, питание, проживание, средствп защиты, медикаментозные
средства и т.д. - все то, что применяется и используется ради спасения природы?
23.01.2025 12:28
Видите ли, эти танкера смешанного плавания "река-море". Был такой класс регистра в советское время. Они использовались на реках, и в прибрежном плавании у берегов моря, в основном в зоне прямой видимости. Иногда чуть более дальними рейсами ходили , но в условиях полного штиля. Не может речное судно подвергаться морской качке. Перелом корпуса неизбежен. А насчет владельцев... Читайте новости: наши танкера торчат в портах, никто не берет нефтепродукты. Санкционная война. Владельцы здесь едва ли причем.
23.01.2025 12:36
Ну, если Сам ножкой топнет, то и олигарх-гадина выделит волонтерам мешок ролтона. Но это надо на прямой линии на весь мир ему сказать, но прямая линия теперь не скоро. Так что олигарх не пострадает, волонтеры за него все сделают бесплатно, ему даже с отдыха отлучаться не надо.
23.01.2025 15:29
Дурачка ана
23.01.2025 15:37
23.01.2025 12:30
23.01.2025 15:34
Твой рот грязный заложи его вата. Мало понимать в морская перевозка жижа.
23.01.2025 12:51
23.01.2025 15:30
Навсегда забудь это говнолужу
23.01.2025 15:33
Приезжай к нам в Дагестан, там много моча и калл в море плавать, вам вместе понравится очен
23.01.2025 14:56
23.01.2025 15:30
Чиновник ложот
23.01.2025 15:03
23.01.2025 15:31
Это такое добрый дел для много свободный время человек
23.01.2025 17:47
Со своим колхозным дибильным юморком. Не иначе с одной деревни с тупицей главредом, раз она тебя не трет.
25.01.2025 04:50:39
23.01.2025 16:40
23.01.2025 17:04