Достигнутое по итогам прошедших двух лет снижение в очереди детей-сирот на жилье, как объяснил министр строительства и ЖКХ Алтайского края Иван Гилев, во многом произошло из-за актуализации списка нуждающихся. По словам министра, из него исключили тех, кто больше не подходит под необходимые параметры, в том числе купивших жилье своими силами, уехавших из края, погибших и т.д.
Свой доклад Гилев представил во время заседания в краевом правительстве 8 декабря. Он отметил, что на текущий момент очередь из детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, в Алтайском крае составляет 5624 человека. Кроме того, Минстрой учитывает еще чуть больше 1600 человек из данной категории в возрасте от 14 до 17 лет. Каждый год очередь, по подсчетам Гилева, в среднем растет на 700-750 человек. Соответственно, такой же объем квартир необходимо закупать ежегодно, чтобы очередь хотя бы не росла. Однако найти столько подходящих помещений на первичном рынке в крае, по словам Гилева, крайне сложно. Даже в рекордный 2022 год в регионе ввели в эксплуатацию лишь почти 8,5 тысячи квартир. Учитывая требования законодательства, примерно две тысячи из них годились для закупки под нужды детей-сирот. Таким образом, краю необходимо ежегодно выкупать существенную долю всех однокомнатных квартир в новостройках, что, как отмечает министр, наверняка приведет к заоблачному росту цен на такую недвижимость. Поэтому подобный вариант, по его оценкам, едва ли реализуем. Безусловно, закупать жилье, подходящее под требование законодательства, можно и на вторичном рынке, однако это тоже сопряжено с целым рядом сложностей. Так, участие в госзакупках для физлиц оказывается почти недоступно из-за бюрократических препон. Поэтому на вторичном рынке квартиры краю продают юрлица, которые в основной своей массе занимаются риелторством. Тем не менее это не создает существенного перекоса в сторону новостроек. Так, из 255 законтрактованных в этом году квартир 115 были найдены на первичном, а 140 - на вторичном рынке.
Гораздо меньше ограничений существует в населенных пунктах, где проживает менее 10 тысяч человек - там для детей-сирот можно отдавать более четверти квартир в одном доме. Но и здесь есть проблемы. Так, по словам Гилева, сейчас в министерстве есть два строительных проекта для Шелаболихи (на 28 квартир) и Тальменки (на восемь квартир). Однако, по предварительным оценкам, даже дом в Тальменке будет ориентировочно стоить порядка 57 млн рублей. На эти деньги, как подсчитал Гилев, можно было бы выдать 19 жилищных сертификатов и тем самым удовлетворить потребности большего числа сирот. Поэтому он полагает, что эти проекты, скорее всего, придется отложить на неопределенный срок. Губернатор Алтайского края Виктор Томенко попросил министра не торопиться с подобными оценками и все взвесить, прежде чем принимать решение.
Отдельно Гилев рассказал и о механизме предоставления жилищных сертификатов. За все время, что действует эта мера, то есть с 2021 года, было выдано 899 сертификатов на 2,1 млрд рублей. С учетом сертификатов, в текущем году 626 сирот улучшили свои жилищные условия. В целом Гилев отметил, что за последние два года очередь из сирот на жилье сократилась на 585 человек - до того она лишь прирастала. Присутствующие заметили, что указанное министром снижение несколько не вяжется с данными о предоставленном жилье и теми 700-750 гражданами, на которых в среднем ежегодно растет очередь. Иван Гилев объяснил, что список просто актуализировали - из него убрали всех тех, кто уже не отвечает обязательным требованиям: кто-то покинул регион, кто-то уже успел своими силами обзавестись жильем. Есть, по словам чиновника, и факты выбытия из очереди по смерти. Едва ли в ближайшем будущем, как заметил министр, список актуализируется столь же ощутимо, поэтому он и упомянул о необходимости закупать ежегодно около 700 квартир, чтобы очередь не разрослась снова. Он упомянул, что министерство сейчас размышляет над механизмом, по которому застройщики могли бы получать землю для своих проектов безвозмездно, но с условием предоставления жилплощади сиротам.
В то же время на сегодня остаются неисполненными 1,8 тысячи судебных решений о предоставлении сиротам жилья. По части из них начаты исполнительные производства, штрафы и сборы для Регионального жилищного управления составляют уже порядка 278 млн рублей. Этого, по подсчетам Гилева, хватило бы еще на 85 квартир. Однако, как отметил Томенко, сейчас эти деньги просто уходят в федеральный бюджет. Он указал чиновникам на необходимость обсудить возможность направления этих потоков на закупку жилья. Представители ряда ведомств на заседании выразили готовность работать в данном направлении.
11.12.2023 20:43
Так вот почему очередь не движется. Чиновники ждут пока сироты сами себе купят или уедут, или погибнут. Сами чиновники не ждут, потому иногда мошенничают с чужим жильём.
11.12.2023 20:56
А вы как думали? Чиновники ещё те перцы! А идей по совершенствованию законодательства в области улучшения жизни людей, на которых они работают, пруд пруди. С апреля месяца попрут, как из рога изобилия. Ждите...
12.12.2023 10:20
А чиновники эти с Марса упали? Это ваши дети, жены и мужья. Бейте себя чаще по затылку как рекомендовал профессор Преображенский.
12.12.2023 17:45
12.12.2023 13:29
12.12.2023 13:46
Тут скорее юристы слабые,которые пропустили подобное на подпись шефу
12.12.2023 16:21
рассмешили, чиновник, подисывающий приказ, сам несет ответственность