Около трети хозяйств Алтайского края сейчас испытывают трудности с покупкой топлива в виду его дефицита и роста цен. При этом проблема носит общероссийский характер. Так, глава федерального Минсельхоза Дмитрий Патрушев заявил, что российские аграрии вовсе рискуют остановить уборочную кампанию и не выполнить сев озимых, пишет ТАСС. Позднее министерство сообщило, что сельхозпроизводители будут получать топливо для техники в приоритетном порядке.
В начале сентября текущего года Минсельхоз РФ заявил о своих опасениях по поводу срыва полевых работ в регионах из-за дефицита горюче-смазочных материалов и роста цен. В министерстве уточняли, что им поступают сообщения из регионов о недоставке топлива. Об этом информировало агентство ТАСС со ссылкой на представителей федерального органа. Глава ведомства Дмитрий Патрушев тогда же предложил приостановить экспорт нефтепродуктов до стабилизации ситуации.
Сложившаяся ситуация обсуждалась 8 сентября на совещании с вице-премьером Александром Новаком. Было принято решение обеспечить поставки ГСМ сельхозпроизводителям в первоочередном порядке. В пресс-службе ФАС, в свою очередь, рассказали, что территориальные органы службы проверят экономическую обоснованность стоимости мелкооптовой реализации топлива с нефтебаз, а также другие составляющие, которые включаются в конечные цены для потребителей, в том числе аграриев. «Будет проанализирована цепочка формирования ценообразования от закупки на нефтеперерабатывающем заводе до реализации потребителю. В случае выявления нарушений будут приняты меры антимонопольного реагирования. Соответствующее поручение было направлено по итогам штаба ФАС России по мониторингу ситуации на рынке нефтепродуктов», - отметили в ведомстве.
Как удалось выяснить «Толку», сельхозпроизводители Алтайского края также столкнулись с острым дефицитом топлива и ростом цен. Причем наибольшую актуальность в крае имеет первая проблема. Глава Минсельхоза Алтайского края Сергей Межин сказал изданию, что сельхозпроизводители региона традиционно закупают заранее около 70 % от необходимого на уборочную объема топлива, остальные 30 % приобретаются в процессе, поэтому потребность в ГСМ является очень высокой. Исполнительный директор Союза крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных формирований Алтайского края Александр Вайс предположил, что 25-30 % крестьян испытывают трудности с покупкой топлива на текущую уборочную. А председатель Союза Александр Балаков заявил, что немногие аграрии имеют объемы, которых хватит на весь сезон.
Что касается динамики цен, то, по данным «Толка», в конце июня стоимость тонны дизтоплива в мелком опте у «Роснефти» и «Газпромнефти» составляла почти 59 тысяч рублей, а на 7 сентября преодолела 73 тысячи рублей. При этом в рознице (на сетевых заправках) цена топлива в пересчете на литр на 10 рублей дешевле.
Между тем Алтайский топливный союз еще в середине августа направлял официальное письмо на имя губернатора Алтайского края Виктора Томенко с просьбой обратить внимание на проблему с диспаритетом оптовых и розничных цен на топливо, которая может привести потенциально к его дефициту и закрытию независимых АЗС - их в крае большинство. Ответ пришел 7 сентября за подписью министра экономического развития края Анатолия Нагорнова. В нем говорится, что ценовая ситуация «находится на постоянном контроле», что губернатор направил обращение в правительство РФ и полпреду президента в СФО «с просьбой о принятии комплекса мер по недопущению дефицита ГСМ в регионе и урегулированию ценовой ситуации на топливном рынке». Также в ответе Алтайскому топливному союзу отмечается, что правительство обратилось в краевое УФАС с просьбой провести контроль ценообразования на рынке. А в региональные представительства «Газпромнефти» и «Роснефти» направили письма, чтобы те приняли меры «по исполнению заявок независимых операторов в полном объеме».
Причиной нынешней ситуации эксперты называют озвученное государством намерение снизить, а затем и вовсе отменить выплаты по демпферу производителям ГСМ - компенсации разницы между экспортными и внутренними ценами. Весной Минфин России заявил о намерении снижать выплаты, а потом и отказаться от них.
Напомним, что в текущем аграрном сезоне хозяйства региона столкнулись еще и с засухой. В связи с этим в Алтайском крае 21 августа ввели режим ЧС. Алтайские аграрии уже оценивают убытки: по данным Национального союза агростраховщиков, на 1 августа они уже подали заявления на сумму 20 млн рублей.
11.09.2023 15:36
Вице-премьер Александр Новак 30 августа заявил, что на внутреннем рынке топлива нет дефицита предложения и наблюдается баланс.
Аграрии вы фсё врете, дефицита топлива нет
11.09.2023 15:39
11.09.2023 16:47:25
11.09.2023 18:15:59
11.09.2023 15:42
"В ближайшее время, возможно, будем встречать на АЗС отсутствие бензина. Большая часть топлива ушла на экспорт. Ситуация очень тяжелая".
Гойда!!
12.09.2023 10:43
ГОЙДА СЦУКО!!!
11.09.2023 15:56
11.09.2023 17:59
За вЯличие и сво платить надо. Танки и тягачи пока что не на водороде ездют.
11.09.2023 21:38
Рынок у нас давно кончился, у нас базар на котором цены устанавливают братки которые этим компенсируют потери от санкций на нас, да и СВО требует не мало топлива.
11.09.2023 18:15
🤣🤣🤣🤣🤣😋
11.09.2023 19:26
Европа без ваших углеводородов не замерзал и не замерзнет! Просто для Европы они стали дороже.
А доллар по сравнен ю с рублем уж явно не в проигрыше!
И любое потрясение все бегут в доллар, но никак не в рубль!!!
12.09.2023 08:45
Вот нашефсе например вместе с нашим умным правительством засандалили за поставки нефти полсотни миллиардов долларов в индийские рупии, а это бумажка типа росейского рубля. Теперь не знают как их вернуть в скрепную правда. Чай "Три слона" если только выкупить на 200 лет вперед? Многоходовочка стратега, опять всех переиграл. А сколько еще в такие же макулатурные юани засандалили, сие великая тайна есть...Осталось попробовать самые скрепные валюты - венесуэльский боливар, зимбабвийский доллар и северокорейский...тут я даже не знаю как оно называется.
13.09.2023 18:09