Администрация Барнаула пытается дойти до Верховного суда РФ в стремлении оспорить предписание сибирского подразделения Ространснадзора, вынесенное в сентябре 2021 года из-за того, что городской полигон ТКО на проспекте Космонавтов, 74 привлекает много птиц и тем самым создает угрозу для безопасных полетов из аэропорта Барнаула по Павловскому тракту, 226. По данным судебной картотеки, спор мэрия проигрывает: все инстанции отказали чиновникам, а Верховный суд вовсе отказался рассматривать кассационную жалобу. При этом, как следует из ответа подразделения Ространснадзора на запрос ИА «Банкфакс», сами претензии к полигону якобы разрешились. Проверки свалки, проведенные в 2022 году, показали, что вероятность столкновения пернатых с воздушными суднами оценивается как низкая и очень низкая, а уровень риска является допустимым при условии выполнения на полигоне ТКО рекомендаций аэропорта.
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) выдавало предписание администрации Барнаула 22 сентября 2021 года, а исполнить его требовалось до 24 января 2022 года. СМИ о нем стало известно из судебных картотек. Сам текст документа в материалах судебного разбирательства не приводится, но из решения суда первой инстанции - Арбитражного суда Новосибирской области - выходило, что мэрии нужно было либо добиться изменения локации полигона ТКО, либо его надлежащей эксплуатации, чтобы отходы меньше привлекали птиц. Их «буйство» как раз и стало причиной для вмешательства Ространснадзора.
О засилье пернатых на полигоне ведомство уведомил оператор аэропорта - АО «Авиапредприятие «Алтай». Комиссией компании во время обследования приаэродромной территории в сентябре 2021 года было выявлено: «Промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется с нарушением сроков, установленных СанПиН 2.1.3684-21 (п. 256). Резервов грунта или других изоляционных материалов для уплотнения слоев ТБО не обнаружено. По данной причине полигон ТБО привлекает к себе большое количество птиц. На момент обследования зафиксировано скопление порядка 200 особей черного коршуна, до 300 особей барабинской чайки, до 250 особей грача».
Но уже из постановления апелляционного суда напрашивался вывод, что без переноса свалки не обойтись. «Размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома, не допускается. Расстояние от контрольной точки аэродрома до указанных в предписании объектов, составляет менее 15 километров, указанные объекты способствуют привлечению и массовому скоплению птиц», - сказано в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда. Как следует из данных в документах, расстояние от конца взлетно-посадочной полосы до полигона по прямой - всего около 6,5 км.
Мэрия Барнаула, доказывая незаконность постановления Ространснадзора, убеждала суд, что оно было выдано не по адресу. Чиновники говорили, что полигон находится в собственности АО «ЭкоКомплекс», оно же его эксплуатирует, и поэтому все вопросы - к акционерному обществу. Но в обоих случаях суд счел, что «именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность обеспечения на приаэропортовой территории безопасности полетов воздушных судов» - в частности, такая формулировка содержится в постановлении апелляционного суда, вставшего на сторону Ространснадзора. Кроме того, мэрия сетовала на то, что в предписании не указано, как она его может выполнить. На это суд отвечал, что ведомство и не обязано давать подобных разъяснений.
Судебное разбирательство продолжалось с мая 2022 года. В декабре Верховный суд РФ отказал мэрии Барнаула в передаче кассационной жалобы для рассмотрения его Судебной коллегией по экономическим спорам. «Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований <…> для рассмотрения дела в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ и пересмотра оспариваемых судебных актов, поскольку не позволяют сделать вывод о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера», - объясняется в определении. 20 декабря власти города подали жалобу на этот отказ, но ее судьба на момент публикации не отражена в картотеке.
Чтобы выяснить, чего все-таки требовало от властей Барнаула сибирское подразделение Ространснадзора, какие меры чиновники приняли для исполнения его предписания и прочие обстоятельства конфликта, ИА «Банкфакс» направило в ведомство запрос. Ответ редакции пришел уже от другой структуры - Межрегионального территориального управления Ространснадзора в СФО (МТУ Ространснадзора по СФО), поскольку на исходе 2022 года в Ространснадзоре произошли преобразования.
На вопрос, какие именно нарушения выявило ведомство, в МТУ Ространснадзора по СФО ответили, что оно фактически одно: городской полигон ТКО находится в шестой подзоне приаэродромной территории на расстоянии 6,46 км от контрольной точки аэродрома и способствует привлечению, а также массовому скоплению птиц, чем не обеспечивается безопасность полетов воздушных судов. Таким образом, рассказали в ведомстве, нарушены требования п. п. 6 п. 3 ст. 47 Воздушного кодекса РФ, в соответствии с которыми в такой местности запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. О нарушении МТУ Ространснадзора по СФО 9 сентября 2021 года уведомило АО «Авиапредприятие «Алтай». Отреагировало ведомство выдачей в адрес администрации Барнаула предписания о его устранении.
Группу вопросов ИА «Банкфакс», в которых редакция просит сообщить, что требуется предпринять мэрии для исполнения предписания, является ли смена дислокации полигона ТКО единственным способом это сделать или альтернативой может быть надлежащая эксплуатация полигона ТКО, дабы он меньше привлекал птиц, в МТУ Ространснадзора по СФО оставили без ответа.
Между тем в ведомстве рассказали, что комиссия АО «Авиапредприятие «Алтай» выдала АО «Эко-комплекс» рекомендации для минимизации условий, способствующих привлечению птиц. 31 мая и 6 июня 2022 года комиссия обследовала полигон, произведя оценку риска и вероятности столкновения воздушных судов с птицами. В результате оценки установлено, что вероятность столкновения характеризуется как низкая и очень низкая, а уровень риска является допустимым при условии выполнения рекомендаций АО «Авиапредприятие «Алтай». «Комиссия считает, что полигон ТБО эксплуатируется с учетом ограничений, накладываемых шестой подзоной приаэродромной территории», - говорится в заключительной части ответа на запрос. Следовательно, можно предположить, что конфликт со временеи был исчерпан.
Как уже сообщалось ранее, городской полигон эксплуатируется с 1974 года. Изначально его резервы оценивались до 2023 года, но потом срок службы продлили до 2033 года.
Современный барнаульский аэропорт был построен в 1967 году. Примерно три года назад приказом Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ была установлена его приаэродромная территория, состоящая из семи подзон. В их районе действуют различные ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.
20.01.2023 16:36
В связи с недавним обнаружением на городской свалке колонии редких красно>|
21.01.2023 19:39
22.01.2023 00:16
Ну это до того как случится неизбежное. Потом начнут врать и кивать друг на друга. Да и про количество птиц явное враньё. Их та как минимум раз в 20 больше. Попрятались птички , увидев проверку. Кто-то предупредил их.