Депутат Барнаульской гордумы и известный предприниматель в сфере пассажироперевозок Валерий Касплер дал интервью «Толку», в котором порассуждал о проблемах транспортной сферы Барнаула, проявившихся на фоне продолжительной реконструкции путепровода в районе Нового рынка. Он даже назвал несколько путей выхода из сложившейся ситуации, однако придерживается мнения, что в любом случае пассажироперевозки в Барнауле будет сложно вытащить из ямы без помощи краевых властей.
По словам Валерия Касплера, закрытие путепровода на проспекте Ленина на реконструкцию, как ни парадоксально, якобы стабилизировало ситуацию с автобусным сообщением. Это будто бы произошло за счет пассажиропотока – часть людей после закрытия моста все же пересела с личных автомобилей и трамваев на автобусы. При этом уход пассажиров с электротранспорта депутат объясняет сразу двумя причинами: во-первых, сообщение для трамваев и троллейбусов в районе моста сейчас разорвано, а во-вторых, власти ввели льготный проезд для учащихся. «Посмотрим, что изменится в следующем году, когда откроют мост и пустят по нему трамваи», - сказал Касплер.
При этом он считает, что не все транспортные предприятия оказались готовы к такому перераспределению пассажиропотока. Автобусы не справляются с потоком людей и не могут вывезти всех пассажиров из густонаселенных районов, из-за чего горожанам и подолгу приходится ждать транспорт. В этом контексте Касплер также упомянул и о проблеме малогабаритных автобусов – по его оценкам, людям в таких автобусах просто не хватает места. «В основном пассажиров возят на транспорте среднего и малого классов. Их вместимость ограниченна и не справляется с нагрузками. В связи с этим возникает вопрос: нужны ли нам такие автобусы? В ряде городов России от общественного транспорта малого и среднего класса вообще отказались. И мне кажется, что это правильный подход», - высказался депутат, отметив, что один полноразмерный автобус успешно заменяет 4-5 маршруток, снижая тем самым транспортную нагрузку. Правда, переход к такой схеме, по его оценкам, займет немало времени.
Тем не менее, Касплер согласен с мнением коллег-перевозчиков, что содержать дорогой в обслуживании большой автобус в текущих условиях попросту накладно – такой транспорт тратит больше топлива, требует более дорогих расходников, а также дополнительного найма кондуктора. Автобусы малой и средней вместительности просто оказываются выгоднее в условиях, когда стоимость проезда во всех трех видах одинаковая. В этих условиях больших автобусов становится все меньше. «Те бело-зеленые «ЛиАЗы», которые до сих пор ездят по городу, – это остатки когда-то большого парка примерно в 150 единиц. Каждое утро можно было наблюдать завораживающее зрелище, когда 100 автобусов друг за другом выезжали на маршруты с территории автоколонны. Сегодня этого предприятия уже нет», - посетовал предприниматель.
Говоря о необходимости перевода маршрутной сети на полноразмерные автобусы в полном объеме, Касплер все же добавил, что, на его взгляд, место для малогабаритного транспорта все же должно сохраниться. В этом плане ему видится перспективным возврат к старой схеме маршрутных такси, когда люди хоть и платили больше, чем на обычных маршрутах, но взамен получали комфортные условия проезда и более высокую скорость доставки. Тем не менее, на его взгляд, в основной своей массе автобусы малой и средней вместимости просто канут в Лету, если на маршруты выйдут большие автобусы – менее вместительные «дублеры» им будут ни к чему.
Правда, Касплер так и не сказал, при каких условиях Барнаул может заполнить свою транспортную сеть большими автобусами. Он лишь упомянул, что для глобальных изменений, которые давно напрашиваются в сфере пассажирских перевозок в городе, возможны быть несколько вариантов. Например, это может быть поддержка перевозчиков со стороны властей при помощи субсидий, переход на брутто-контракты или же создание муниципального перевозчика. Каждый вариант, как отметил Касплер, имеет свои плюсы и минусы. Однако, на его взгляд, наиболее дешево бюджету обойдется сценарий с поддержкой имеющихся перевозчиков. В этом случае, как говорит депутат, у предпринимателей появится возможность повысить зарплаты водителям и погасить назревший кадровый кризис в отрасли. «В любом случае без поддержки краевых властей городу будет сложно справиться со скопившимися проблемами», - подытожил он.
Кстати, упомянутые Касплером «бело-зеленые «ЛиАЗы» мэрия несколько раз пыталась продать с аукциона, с каждой попыткой серьезно снижая цену. Они вернулись в распоряжение администрации из аренды разорившегося ОАО «БарнаулПассажирТранс» (БПТ), бенефициаром которого и выступал Валерий Касплер. Нельзя сказать, что банкротство БПТ стало сюрпризом для наблюдателей. Компания тогда уже давно находилась в состоянии глубокого кризиса. На финансовые сложности косвенно указывали проблемы на направлениях, которые обслуживал перевозчик: вместимость и количество автобусов на них неоднократно снижались. Администрация краевого центра даже грозила расторгнуть контракт с БПТ из-за того, что компания самовольно снимает автобусы с популярных маршрутов № 1 и 10 и переводит их на садоводческие. Вскоре организация лишилась всех таких договоров, в отношении нее в январе 2020 года ввели процедуру наблюдения, а в июле открыли конкурсное производство.
Несмотря на печальный конец БПТ, Касплер, похоже, не потерял влияние на рынке пассажирских перевозок в Барнауле. Ряд маршрутов, которые когда-то обслуживало разорившееся предприятие, взяли на себя юрлица, так или иначе с ним связанные.
Также следует отметить, что в 2016 году было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества на ОАО «БарнаулПассажирТранс». Речь, как тогда сообщалось, могла идти о возможных хищениях бюджетных средств, предоставляемых компании за перевозку льготников и обслуживание социально-значимых автобусных маршрутов. Ранее эта система предоставления субсидий неоднократно подвергалась критике участников рынка пассажироперевозок, прокуратура называла ее «непрозрачной». Однако на самом Валерии Касплере и его политической карьере эта ситуация не отразилась.
22.12.2022 13:21
Было "уголовное дело по факту мошенничества на ОАО «БарнаулПассажирТранс»". Ничем не закончилось. В смысле, посадок.... "Посадили" лишь автобусы на прикол....
Ведь всегда есть правило: ищи кому выгодно. Уж не Касплеру ли сие банкротство?
А так. Да. Советы давать и деньги у края просить - большого таланта не надо.
Как вот с транспортом краевому центру тока быть?
22.12.2022 13:39
22.12.2022 14:11
22.12.2022 15:19
22.12.2022 15:22
Ситуацию с автобусным сообщением стабилизировало применение выделенных полос для них - только и всего. Но за счет всего остального транспорта, вынужденного часами торчать в бешенных пробках. Спасибо кретину Шеломенцеву и дилетанту Франку.
22.12.2022 15:38
22.12.2022 16:17
22.12.2022 18:15
ареста указанных граждан за аферу с мостом, которая в СССР тянула на 71 статью УК - Вредительство. Сейчас не знаю, там теперь самые тяжкие статьи по-моему за фейки и оскорбление ленточек.
22.12.2022 19:32
22.12.2022 20:45
22.12.2022 20:20
23.12.2022 02:46
23.12.2022 07:58
23.12.2022 09:18
23.12.2022 07:59
23.12.2022 09:24
23.12.2022 11:40
Кстати касплерам наплевать, что про них скажут даже в конце жизни а уж тем паче после смерти , главное у них - деньги и власть и самое страшное , что как в старой советской песне эти "повадки у наших детей".
23.12.2022 14:09