В Барнауле шестерых перевозчиков, водители которых просят оплачивать проезд на личную банковскую карту и отказываются проводить оплату через терминал, уличили в неправомерном отказе от использования контрольно-кассовой техники (ККТ), что является административным правонарушением. Как пояснили редакции в управлении ФНС России по Алтайскому краю, куда ИА «Банкфакс» направляло запрос, по закону перевозчики всегда должны использовать контрольно-кассовую технику, чтобы покупатель мог сразу после расчета, или несколько позже, в течение суток, получить кассовый чек. Это правило действует для всех маршрутов, и оправдания о том, что маршрут не включен в цифровую систему «Центртранса», здесь не работают.
В Барнауле пассажиры общественного транспорта регулярно сталкиваются с тем, что перевозчики не фиксируют процесс оплаты билетов. Они просят рассчитываться переводом на банковскую карту водителя, а если в автобусе имеется терминал, подчас прячут его, утверждают, что он неисправен, и в результате требуют платить наличными или с помощью перевода. О таких фактах регулярно пишут в соцсетях. Таким образом, часть доходов перевозчиков, которые жалуются на безденежье и ратуют за повышение платы за проезд, может быть скрыта, в том числе от контролирующих и надзорных органов.
Чтобы узнать, уличала ли налоговая служба барнаульских предпринимателей в уходе от фиксации процесса оплаты билетов, ИА «Банкфакс» направило запрос в управление ФНС России по Алтайскому краю. В нем редакция перечислила конкретных перевозчиков, которые, по сведениям горожан, «мухлюют» с расчетами, и спросила, проводились ли в отношении них проверки за последние три года, а также попросила озвучить их итоги. Так, речь шла об ООО «Автомиг» (автобусный маршрут № 27), ООО «Командирское» (автобусный маршрут № 27), ООО «ПромСтройСервис» (автобусный маршрут № 10), ИП Падеров Е. Л. (автобусный маршрут № 1), ИП Матусович Ю. П. (автобусные маршруты №№ 51, 77), ООО «Бизнес-Авто» (автобусные маршруты №№ 51, 77), ООО «ВЕКТОР АВТО» (автобусный маршрут № 57), ООО «Транс-Лайн» (автобусный маршрут № 33).
В управлении сообщили, что за прошедшие три года налоговые органы проводили проверки в отношении шести из восьми перевозчиков, в ходе которых установлены факты неприменения контрольно-кассовой техники в момент расчета. «Результаты мероприятий реализованы в соответствии с действующим законодательством», - отметили в ведомстве и объяснили, как наказывается неприменение ККТ. По данным управления, уход от использования контрольно-кассовой техники влечет наложение штрафа: на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 30 тысяч рублей.
Налоговики подчеркнули, что при расчетах за проезд в общественном транспорте ККТ должна применяться в обязательном порядке. Перевод денег на личный счет водителя законодательством не предусмотрен, подтвердили в УФСН. Подобные факты могут трактоваться как способ минимизации дохода перевозчика в целях неуплаты налогов и, одновременно, он не обеспечивают защиту потребительских прав граждан. Действительно, в случае ДТП или другого инцидента пассажир не всегда сможет доказать даже то, что он вообще ехал в этом автобусе.
Причем специалисты подчеркнули, что кассовый чек – это вовсе не билет. Согласно современному законодательству, при расчете перевозчик обязан выдать пассажиру бумажный билет с QR-кодом, по которому тот может получить кассовый чек в Интернете (например, на портале fiscal.tk-barn.ru), или другими сведениями, позволяющими в дальнейшем однозначно идентифицировать поездку - обычно это номер и серия. Перевозчик должен сформировать данные для отчета в течение суток. Если по истечении этого срока чек получить не удалось, это также может считаться правонарушением.
В качестве примера редакция использовала билет, выданный на маршруте № 55 (ООО «Солгри») 5 декабря после оплаты через терминал. На нем есть серия и номер, а в нижней части написано: «Получить фискальный чек fiscal.tk-barn.ru». На первый взгляд, необходимая информация присутствует. Однако при заходе на указанный сайт и ввода данных чек получить не удалось. Сайт сообщил: «Билет не найден».
Такое же сообщение появилось при проверке билета, выданного 2 декабря после оплаты через терминал на маршруте № 20 (ООО «Транском»). На другом «терминальном» билете маршрута № 53 (ООО «Евробус-плюс») от 6 декабря вообще не было данных о сайте, где можно получить чек, как и QR-кода.
За невыдачу чека предусмотрена ответственность: для должностных лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере 2 тысяч рублей; для юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 тысяч рублей. Если по своему билету гражданин не получил чека или ему выдали билет без необходимых для этого сведений, в управлении рекомендуют направить в ведомство обращение через сайт ФНС. Как показывает практика, налоговая служба может столкнуться с большим числом обращений в случае, если горожане последуют рекомендации.
Добавим, что терминал и контрольно-кассовая техника – это разные устройства, которые не нужно путать. «ККТ и POS-терминал являются отдельными техническими устройствами, имеют различное назначение и могут применяться независимо друг от друга. Так, ККТ предназначена для фиксации расчетов за оказанную услугу и формирования кассового чека, подтверждающего факт оплаты. Под POS-терминалом понимается устройство, которое обеспечивает соединение с кредитной организацией (банком) и позволяет осуществлять электронные платежи с помощью кредитных или дебетовых карт для оплаты товаров, работ или услуг», - рассказали в Управлении ФНС России по Алтайскому краю.
Напомним, по словам руководителя МУП «Центртранс» Юлии Дороховой, на 71 маршруте из действующих в городе 79 должны быть терминалы, а на практике горожане сталкиваются с отсутствием техники. На вопрос о том, что делать пассажиру, если ему отказали в безналичной оплате, Дорохова ответила, что в данном случае поездка осуществляется бесплатно. «Если маршрут подключен к системе, то в нем должен быть терминал. Ответственность за наличие терминалов в салоне несет перевозчик. Если сложилась такая ситуация, что маршрут подключен к системе, там должен быть терминал, но терминала нет, поездка осуществляется бесплатно. Это закреплено нормативной базой, которая у нас существует в Барнауле», - прокомментировала глава МУП «Центртранс».
Фото: ИА «Банкфакс»
07.12.2022 15:36
07.12.2022 16:18
08.12.2022 14:53
07.12.2022 16:38
Как же администрация города высчитала, что тариф надо повышать ?
07.12.2022 16:39
дадада
попадаешь в стоплист (который бы не возникал, если бы терминалы были онлайн, а не раз в сутки снимал показания) и при денежках на карте выходишь из автобуса
07.12.2022 19:35
08.12.2022 06:57
08.12.2022 07:14
Проснитесь,на дворе 2022 год!
Я так думаю: штрафанут пару раз хозяина маршрута и сразу место для ккт найдётся.
08.12.2022 12:30
08.12.2022 14:50
09.12.2022 12:25