Последствия санкционного давления стран Запада на РФ не окажут серьезного влияния на предприятия агропромышленного комплекса Алтайского края. Такую версию озвучил руководитель Алтайпищепрома Александр Большаков в ходе пресс-конференции 30 марта. Он отметил, что пока край даже удерживает тренд на увеличение объемов экспорта. Правда, на европейские страны приходится всего около 10 % от этого количества.
Большая часть вопросов на конференции так или иначе касалась темы работы предприятий пищевой промышленности Алтайского края в текущих социально-экономических условиях, а также условиях санкционного давления на Россию. Отвечая на вопрос о влиянии на предприятия АПК различного рода ограничений, в том числе введенных со стороны стран Запада, Большаков заявил, что все это едва ли всерьез скажется на подведомственной сфере. По его словам, по состоянию на 20 марта экспорт продукции агропромышленного комплекса составил $78 млн – это на 9 % больше, чем за аналогичный период прошлого года (за весь 2021 год экспорт продукции из Алтайского края составил $432 млн). Чиновник подчеркнул, что поставки продукции из РФ в страны Европейского Союза и в США не ограничены. Разве что у иностранных покупателей возникают проблемы с оплатой, но стороны на сегодняшний день ищут пути решения этих проблем.
При этом Большаков не видит причин для глобальных изменений в направлениях экспорта. По его словам, речь скорее может идти об увеличении объемов поставок на традиционные для Алтайского края зарубежные рынки, в первую очередь азиатские. Например, он отметил увеличение вывоза муки в Афганистан. Доля же стран Евросоюза, по словам Большакова, составляет всего около 10 % от экспорта. По его данным, совсем недавно из края уходил мед в Польшу и рыба в Германию. Руководитель Алтайпищепрома полагает, что после того, как будет разрешен вопрос с расчетами, регион не сбавит показатели в этом секторе.
Единственная сфера, где, скорее всего, будет наблюдаться некоторое снижение – это экспорт зерновых, в связи с тем, что федеральное правительство ограничило его до 30 июня текущего года. Кроме того, Большаков не исключает возможности введения ограничений на экспорт масличных культур. Тем не менее, эти потери, по его оценкам, не должны оказать существенного влияния на итоговые показатели. Напротив, он отмечает, что запреты не касаются поставок переработанной продукции – муку и крупы вывозить за пределы РФ в страны Евразийского экономического союза можно. Поэтому в качестве последствий введенных мер Большаков ожидает роста показателей переработки зерна, выпуска готовой продукции нашими предприятиями. Также он отметил, что ограничения помогут стабилизировать цены на сырье, что, как следствие, позволит переработчикам более качественно планировать свою работу, исходя из потребностей, в первую очередь, внутреннего рынка страны.
Говоря о внутреннем рынке, Александр Большаков коснулся темы лимитирования торговой наценки на социально-значимые товары. На прозвучавшие опасения, что это может породить дефицит или же вовсе привести к появлению черного рынка, чиновник ответил, что не считает эти сценарии реалистичными. Он отметил, что ограничения наценки на указанную категорию продуктов действовали и ранее – сейчас список просто расширили.
В этом же контексте Большаков отметил, что дефицита сахара и гречки в крае нет, но сиюминутный ажиотаж приводит к росту цен. По его информации, потребление сахара в России почти не меняется от года к году. При этом сахарные заводы заключают контракты на поставки своей продукции, как правило, сроком на целый год. Черемновский сахарный завод не стал исключением. Обязательства по своим договорам он исполняет и сейчас, ежедневно отгружая до 400 тонн сахара, в то время как на предприятии идет плановый ремонт. В августе на заводе должны начать новый цикл переработки. Что до роста цен на гречку, то здесь Большаков не смог назвать каких-то особых факторов – по его словам, процесс обусловлен увеличением стоимости логистики, запасных частей к оборудованию, удобрений и всего прочего, что в итоге складывается в себестоимость готовой продукции. В целом же он заявил, что дефицит пищевых продуктов для России на сегодняшний день маловероятен – страна обеспечивает себя всеми основными видами продовольствия. Таким образом, Большаков пришел к выводу об отсутствии необходимости создавать в этой области экстренные производства. Тем более, что в Алтайском крае переработчики сельхозпродукции даже не используют все свои производственные мощности в полном объеме.
При этом ряду предприятий приходится решать вопросы с поставками ингредиентов для производства из стран Запада. Например, алтайские сыроделы, как правило, использовали европейские закваски. Предприятий, производящих подобные компоненты, в России почти нет – Большаков упомянул лишь об одном. В Алтайском крае существует проект по импортозамещению – строительство своей биофабрики по производству заквасок. Но пока саму стройку еще не начинали, и это вопрос даже не 2022 года. Стоимость проекта Большаков не назвал, сославшись на то, что в условиях волатильности валют посчитать его сейчас будет сложно.
Руководитель краевого ведомства отметил, что предприятия на сегодняшний день находятся в процессе переговоров со своими западными поставщиками – стороны заинтересованы в том, чтобы найти опосредованные торговые маршруты через третьи страны. Глобальных ограничений, по информации Большакова, в этом плане ожидать не стоит. Даже в ситуации с заквасками для сыров он отмечает, что европейские поставщики не заинтересованы в потере столь крупного рынка сбыта своей продукции. В крайнем случае, аналоги поставляемых товаров можно будет поискать в других странах.
Такая же ситуация наблюдается и с поставками оборудования для производств и запасных частей – парк импортной техники у алтайских предприятий за последние годы существенно расширился в ходе модернизации. Большаков отмечает, что отказ некоторых компаний поставлять оборудование или запчасти вовсе не означает, что всего этого нет на рынках других стран. Правда, покупка таким путем будем выходить несколько дороже и занимать больше времени с учетом логистических цепочек. Тем не менее, Большаков делает вывод, что серьезной проблемы с запчастями и оборудованием у алтайских предприятий нет.
На осуществление инвестпроектов, по его словам, текущая ситуация тоже особо не повлияет – все инвесторы заверили, что выполнят свои программы в полном объеме, потому что инвестпрограммы утверждались еще в прошлом году. Тогда же закупалось и оборудование – сейчас на большинстве площадок его осталось только установить. Например, в этом году планируется запустить гречецех на Барнаульском элеваторе. Строительная часть там уже завершена, все разрешения получены, оборудование фактически находится на площадке. К 2024 году должен заработать и Бийский сахарный завод. По крайней мере, такие сроки назвали новые собственники. Они уже вложили в проект около 200 млн рублей, но пока решили вопрос только с инфраструктурой.
Также Большаков заявил, что на сегодняшний день все предприятия, входившие когда-то в «Изумрудную страну», которые пошли по пути банкротства, обзавелись новыми собственниками по итогам торгов. Все они, по словам чиновника, сейчас работают, кроме одного - ООО «АМК «Угринич». Однако и его имущественный комплекс в конце 2021 года выкупило частное лицо, которое так же планирует заниматься на площадке переработкой сельхозпродукции. В правительстве надеются, что предприятие снова заработает в 2022-2023 годах.
Скриншот: канал правительства Алтайского края на YouTube
30.03.2022 15:12
а в России по разным культурам от 20 до 90% семян - импорт. и чтобы их заменить своими, нужно 5-10 лет...
30.03.2022 16:42
30.03.2022 16:51
30.03.2022 17:22
31.03.2022 11:34
Друг. Такой, что они они друг друга дрюк-дрюк :DD
30.03.2022 19:24