В правительстве Алтайского края обсудили перспективы укрупнения муниципалитетов региона – в будущем районы края могут превратиться в муниципальные округа, управление которыми будет сосредоточено в руках единой одноуровневой администрации. Сельсоветы же будут лишены своих полномочий и заменены территориальными отделами, а то и вовсе сельскими старостами. Некоторые субъекты РФ уже пошли по этому пути. В Алтайском крае пока с опаской говорят о таком укрупнении, предпочитая не торопить события и наблюдать за судьбой тех районов, которые пошли на такой шаг по собственной инициативе, а губернатор Виктор Томенко сравнил этот процесс по сложности с Брекзитом.
Доклад о перспективах внедрения института муниципальных округов в Алтайском крае на заседании правительства региона 9 декабря представил руководитель департамента по вопросам внутренней политики Юрий Проскурин. Он объяснил, что возможность реорганизации районов в новые административные единицы появилась со вступлением в силу федерального закона № 87 от 1 мая 2019 года «О внесении изменений в ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Основная идея, которую вложили в него разработчики, заключается в повышении эффективности работы на уровне муниципального округа путем концентрации единой власти в администрации – это консолидация финансовых, кадровых ресурсов, повышение ответственности глав, депутатов, повышение эффективности использования бюджетных средств и выработка единых подходов к развитию территорий.
Некоторые российские регионы уже успели провести реорганизацию во множестве своих муниципалитетов. Среди них можно назвать Ставропольский край, соседнюю Кемеровскую область, Пермский край и др. На Пермском крае Проскурин остановился подробнее, поскольку, по его словам, этот регион сейчас демонстрирует наибольшие успехи в вопросе перехода районов в статус муниципальных округов. Фактически, работа в этом направлении пермскими чиновниками ведется уже два года. За это время они успели сократить 1420 штатных единиц в органах местного самоуправления, сэкономив тем самым в общей сложности около 500 млн рублей. На месте ликвидированных сельских администраций в итоге создавались территориальные отделы администрации. В Кемеровской области применяли более дифференцированный подход: где-то создавали территориальные отделы, где-то - территориальные управления с правом или без права юридического лица. Местами сельские администрации заменяли собой сельские старосты. Для многих регионов вопрос укрупнения муниципалитетов вообще в первую очередь был обусловлен экономией бюджетных средств.
Укрупнение должно также снизить и число выборов в муниципалитетах. Например, в Кузбассе в представительные органы 13 муниципальных районов и входящих в них поселений ранее избиралось 1484 депутата, а после преобразования осталась потребность только в 220 народных избранниках. Это, как отметил Проскурин, также экономит бюджетные средства. Впрочем, по его словам, не все регионы ставили бюджетную политику во главу угла. В Пермском крае, напротив, даже выделяли на реорганизацию дополнительные средства, чтобы ускорить процесс преобразований. Реорганизуемым муниципалитетам возвращали в двукратном размере суммы, которые удалось сэкономить в результате укрупнения и ликвидации части управленческого аппарата, а также сулили председателям представительных органов, главам администраций и их заместителям личные «премии» в размере одного оклада за переход к одноуровневой системе муниципального округа. Кроме того, бывшим районам компенсировали выпадающие налоговые поступления – потеря доходов обуславливалась разницей между налогами, уплачиваемыми на разных уровнях.
По наблюдениям Проскурина, многие регионы не торопятся с такими нововведениями. Например, соседнюю Новосибирскую область устраивает существующий порядок вещей. Такого же мнения придерживаются в Томской области. В Республике Алтай не хотят в ближайшие годы тревожить население и создавать поводы для излишней протестной активности. В Красноярском крае ждут инициативы снизу – сами региональные власти не стремятся насаждать гражданам одноуровневую окружную систему вместо двухуровневой районной.
В Алтайском крае уже есть примеры объединения двух и более муниципалитетов. Например, в Ребрихинском районе недавно прошили объединение два муниципалитета. В результате экономия по оплате труда управленцев составила 243 тысячи рублей в год - для сельсовета сумма довольно ощутимая. Однако примеров объединения целых районов в единый муниципальный округ без администраций сельсоветов пока не было. «Первенцами» должны стать Чарышский и Залесовский районы. Они сами решили пойти по этому пути, однако и их инициативу власти пока оценивают с осторожностью. «Насильственной» реорганизации должен будет подвергнуться Славгород – эту необходимость диктуют требования упомянутого ФЗ № 87. Однако с этим процессом власти не торопятся – у них есть время до 1 января 2025 года. Переход в статус муниципального округа не потребует от Славгорода перевыборов депутатов представительного округа или главы.
Пока власти не намерены форсировать процесс, ограничившись поддержкой инициатив снизу. «Я считаю - это моя личная позиция – что для Алтайского края следует пока что остановиться на пилотных муниципальных образованиях и потом уже посмотреть, что из этого получится», - резюмировал свое выступление Проскурин. По его мнению, стоило бы предоставить Залесовскому и Чарышскому районам возможность спокойно и без спешки реализовать планы, оказать им помощь и составить дорожную карту, которая бы разрешала такие непростые вопросы, как дата проведения выборов и т.д. Полностью перенимать опыт того или иного региона, по его мнению, не стоит.
Несмотря на всю осторожность доклада Юрия Проскурина и его личных оценок, вопросов и замечаний у присутствующих возникло немало. Главный федеральный инспектор по Алтайскому краю аппарата полпреда президента В СФО Юрий Земский отметил, что в докладе упор почему-то сделан на финансовой составляющей, хотя ему бы хотелось услышать, как именно улучшатся условия жизни в городах и селах, которые подвергнутся реорганизации. Юрий Проскурин ответил, что население, вероятнее всего, не ощутит большой разницы – стала ли жизнь качественно лучше от преобразования. На его взгляд, хуже, по крайней мере, точно не станет, а вот система управления определенно станет удобнее. Такие выводы он сделал на основе уже имеющихся примеров.
Впрочем, инспектора такой ответ не удовлетворил. «Вы говорите, что ничего не ухудшилось для людей, но вы опять слишком высоко поднялись. Вы опуститесь поближе к земле, и там будут такие простые вопросы: «Как добраться людям с одного села до другого?». У нас маршруты прекращают работать, люди обращаются в органы власти вплоть до приемной президента с жалобами. Каждому человеку, который живет в селе, нужны какие-то справки, ту же льготу оформить. Нужно подумать, куда ему нужно будет ехать. Раньше он мог это сделать, грубо говоря, в радиусе 1 км, а сейчас ему придется ехать за 40 км», - отметил Земский, предложив более тщательно изучить опыт других регионов, чтобы не допускать тех же ошибок. По его мнению, люди должны непосредственно ощутить пользу от таких нововведений, если они будут применяться. Юрий Проскурин со своей стороны согласился, что такое отдаление людей от власти – серьезный вопрос, требующий детальной проработки. Председатель АКЗС Александр Романенко также отметил, что оптимизация затрат бюджета действительно не должна стоять во главе угла при принятии таких решений.
Вице-губернатор Александр Лукьянов обратил внимание на то, что сейчас сельсоветы в муниципалитетах исполняют очень ограниченный круг полномочий. Юрий Проскурин ответил, что население боится потерять уже и это. «Я знаю на примере Славгорода, когда там шло объединение, все тоже считали, что это будет красиво и хорошо. Но в итоге получилось не очень. Есть определенные плюсы, но есть и минусы», - сказал вице-губернатор. Юрий Проскурин со своей стороны ответил, что в курсе этих серьезных недочетов.
Министр финансов региона Данил Ситников в целом одобрил переход на одноуровневую систему. По его словам, почти у половины сельских поселений объем собственных доходов существенно меньше затрат даже на содержание самой администрации сельсовета. Кроме того, двухуровневая система с ее распределением полномочий, по оценкам министра, только отвлекает рабочие ресурсы на оформление документов для тех же бюджетных трансферов. Кроме того, из-за большого количества муниципалитетов власти испытывают сложности с составлением консолидированного бюджета, поскольку бухгалтерский учет во многих муниципалитетах был передан на вышестоящие уровни власти ради экономии ресурсов.
Врио министра экономического развития Алтайского края Анатолий Нагорнов полагает, что наряду с преимуществами такой оптимизации, муниципалитетам грозит отмена действующих документов территориального планирования, градостроительного зонирования, а также перед ними встает вопрос разработки новых Генпланов и ПЗЗ – а это влечет за собой новые финансовые траты. Помимо этого он выразил согласие, что перед укрупнением муниципалитетов необходимо проработать вопросы, связанные с доступностью социальных услуг для населения. Поэтому чиновник предложил властям проявить большее внимание к деятельности Чарышского и Залесовского районов, которые пожелали преобразоваться в муниципальные округа. В его видении, правительство должно составить для двух муниципалитетов подробные поэтапные планы реорганизации и постоянно оценивать полученные результаты.
В совещании принимали участие и главы упомянутых районов, которые не разделили озабоченности властей по ряду вопросов. Глава Залесовского района Александр Пластеев рассказал, что этапы реорганизации ими уже были разработаны, и сейчас они находятся на первом из них – приняли соответствующее решение на основании мнения граждан и представительных органов. Восемь из девяти сельсоветов поддержали инициативу. Теперь остался самый важный шаг - закрепить статус муниципального округа юридически. За этим последует формирование органов самоуправления округом, принятие полного комплекта соответствующих документов и т.д. Третий этап предполагает проведение всех процедур, связанных с ликвидацией прежних органов управления и внесение изменений в учредительные документы.
По словам Пластеева, в их случае решающую роль играет не экономия бюджета, а единый управленческий аппарат. «Представьте: 10 администраций, 10 уставов, 10 бюджетов, 10 глав, и это говорит о том, что это большая кадровая проблема», - объяснил причины глава района. В том, что первостепенной в этом вопросе видится именно кадровая проблема, со своим коллегой согласился и глава Чарышского района Александр Ездин. В его муниципалитете не все сельсоветы поддержали преобразование, а лишь немногим более половины. Однако он отметил, что в трех протестующих администрациях в скором времени станет актуален кадровый вопрос, поскольку их главы находятся уже в преклонном возрасте. Что касается доступности услуг, то, по его словам, в этом не возникает проблемы: они периодически запускают автобусное сообщение между селами и райцентром, но буквально через пару недель автобусы начинают ходить порожняком. Очевидно, это должно было указать на то, что потребность в общественном транспорте стоит не так остро.
Глава крайизбиркома Ирина Акимова объяснила, что в случае с Залесовским и Чарышским районам создаются новые муниципальные образования, что требует проведения новых выборов депутатов и главы. Это может сместить электоральный календарь и, возможно, новые выборы придется проводить уже через год после очередной смены главы и депутатов. Данил Ситников и Александр Романенко также отметили, что процесс переформирования потребует подготовки законодательной и налоговой базы. «Это процедура длительная и очень серьезная – в нее нужно встраивать налоговую, статистику, границы муниципальных образования и так далее» - заметил Ситников. «Длительная процедура, как Брекзит - до сих пор никто не вышел», - прокомментировал его замечания Виктор Томенко.
Как видно, в правительстве Алтайского края есть несколько групп, которые по-разному настроены к возможности внедрения муниципальных округов в регионе. При этом главы районов по понятным причинам поддерживают нововведение. В конечном итоге присутствующие приняли решение начать подготовку документов по реорганизации Чарышского и Залесовского района, однако же планируют принять некоторые поправки к проекту. Как надеется Виктор Томенко, пример двух «первопроходцев» может вдохновить и другие муниципалитеты. Впрочем, он отметил, что такой путь подходит далеко не всем.
10.12.2020 09:52
10.12.2020 09:54
На счет брекзита особенно смешно,чуть труп от смеха на пол не уронил!
10.12.2020 09:55
10.12.2020 09:55
Совнархозы и целина - полностью провальные проекты.
До сих пор аукаются.
10.12.2020 09:59
10.12.2020 10:02
10.12.2020 10:03
10.12.2020 10:07
10.12.2020 10:07
На международной встрече журналистов савейский писако доколупался за чаркой к мерикосовскому коллеге.Типо,колись, братело,Чернобыль - ваша работа? Дурачок ты,отвечает янки.Наша работа Агропром!.. )))))))
10.12.2020 10:10
10.12.2020 10:15
10.12.2020 10:21
10.12.2020 10:22
И, что очень важно, необходимо вернуть ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ ГЛАВЫ РАЙОНА!!! Почему 15 депутатов решают судьбу 17 тыс. жителей?!
10.12.2020 10:29
10.12.2020 10:36
10.12.2020 10:37
10.12.2020 10:39
10.12.2020 10:42
Вот и вся причина.
10.12.2020 10:53
Охренеть, какая экономия! Особенно это чувствуется , когда смотришь "зарплаты" депутатов госдумы.За 234 000 в ГОООД люди хоть как-то решают хотя бы проблемы с нужными справками, хоть кто-то бегает как ошпаренный, решая проблемы с мусором и уборкой снега, организацией хоть чего-то в клубах, поддерживая едва видимую нормальную жизнь в посёлках. Депутатам сократите НЕзаработанные зарплаты, как они хапают, там им и без миллиона в месяц неплохо. А можно сечиным не 5миллионов в день зачем-то платить, а в 1000 раз меньше, Мишустина пошерстить с зятьком, а не сельсоветы. Б...дь, ну нет слов...
10.12.2020 10:57
Какие повозки и обозы? В лаптях пешочком как ходоки в Ленину ходить будем. Да и то только лапти рвать, бесполезные эти персонажи:
томенкипроскуриныпутины.
10.12.2020 10:59
все, нет деревни, а теперь до сельских советов добрались и сколько еще деревень погубить хотите? Томенко на Алтайский край фиолетово, а вы алтайские депутаты совсем обуржуазились, про край забыли и не говорите нам , что дело не в деньгах, в них родимых и на ком же еще экономить как не на сельчанах, они люди безропотные все схавают, все стерпят, давайту гнобите их, и когда вы только нахапаетесь этих денег и хоть немного будете думать о народе, или мы зря ждем когда у вас совесть проснется, что ждать от таково же бывшего сельчанина Романенко , а он уже забыл этот факт, и такого же депутата Попова В.А. бывшего бригадира на ферме совхоза Комсомольский , которые "совсем не думают о своем благосостоянии, а только думают о народе" !!! И кого же мы выбираем????
10.12.2020 11:03
ХАХАХАХАХА, у ворюги -главы доход больше станет, причём ооочень намного, он же теперь совсем царь будет, а вот охранников в администрациях добавится и районные администрации расширятся так это 146%!
10.12.2020 11:10
Какой он сельчанин? Горняк, КОНЕЧНО, ТОТ ЕЩЁ ГОРОД, НО ЭТО НЕ ДЕРЕВНЯ, романенко ни одной минуты на селе в жизни не работал, а что в Павловске всю жизнь бумажки после вуза перебирал, так это не сельский труд, он, как тут кто-то метко называет чиновников типа Романенко, профессиональный бездельник. Вот кого реконстуировать надо!
10.12.2020 11:10
10.12.2020 11:11
10.12.2020 11:13
10.12.2020 11:16
10.12.2020 11:20
10.12.2020 11:38
10.12.2020 11:38
вот этот комент к чему засорил ? Как с похмелья высунулся. Тут беда идёт, а ты льёшь не знамо чего.
10.12.2020 11:43
10.12.2020 11:51
10.12.2020 12:05
10.12.2020 12:07
10.12.2020 12:12
10.12.2020 12:17
10.12.2020 12:17
10.12.2020 12:21
10.12.2020 12:24
10.12.2020 12:31
10.12.2020 12:36
Очень жаль что губернатор не читает данные коментарии! хотелось бы верить , что ему не всеравно как живут люди!Дайте почитать- это мнение людей для которых вы работаете и мнение . которых вы обязанны учитывать. ! Президенту отправьте пусть там изучат ваши начинания и вникну в то . что вы тут затеваете!
10.12.2020 12:44
В эрефии жить и развиваться могут только 2 направления: воровство и спекуляция. На остальное ни ума ни способностей...
10.12.2020 12:57
10.12.2020 13:14
10.12.2020 13:30
10.12.2020 13:35
10.12.2020 14:07
10.12.2020 14:11
10.12.2020 14:14
Если хапуги во власти какую-нибудь хрень против народа озвучивают, то вы об.еретесь, но протащите её, чтобы сэкономить и растащить. Всякая ваша паскудная инициатива мгновенно разрастается до огромных размеров и оборачивается очередной бедой для народа, повышение возраста пенсионного тому ярчайший пример. Нет вам веры. Вы враги хуже фашистов.
10.12.2020 14:18
Любезное, стесняюсь спросить, вы когда нибудь в жизни своей униженной и оскорбленной налоги платили?)) Если не платили, то понятно ваше "пролетарское возмущение", а вот если платили, то должны были заметить, что сейчас это сделать очень легко и просто по сравнению с прошлыми временами. Это все Мишустин сделал, за это ему миллионы заплатили, пусть даже бюджетных денег, потому как он собираемость налогов в России поднял на высоту для многих недосягаемую)) Мне вот только одно непонятно, вы налогов не платите, но почему то требуете от государства, чтобы оно вас лучше кормило, вам еще 14 лет от роду нет или вы иждивенцем на шее государственной пожизненно сидите?)) Вот когда сделаете в России хоть что то подобное, как Мишустин, тогда, возможно, и у вас миллионы появятся, а пока, кроме сероводорода и черной зависти вы "производить" ничего не умеете)) Ну вот так как то, хи хи))
10.12.2020 14:25
10.12.2020 14:29
10.12.2020 14:39
Проскурин, да читай же внимательней!!!!!!! Народ вам не верит!!!! Народ вас ненавидит за ваше вечное враньё, воровство, предательство!!!!! ВСЁ,ТОВАРИЩИ!!!!!! И эту "инициативу" вы с Томенко всё-равно будете тупо протаскивать, но чуть позже. Будете! И ЭТО 146%!!!!!!!!!!!!
Не знаю как фигу здесь нарисовать.
10.12.2020 14:53
10.12.2020 14:54
10.12.2020 15:01
10.12.2020 15:19
10.12.2020 15:43
10.12.2020 15:45
10.12.2020 16:06
10.12.2020 17:03
10.12.2020 17:12
10.12.2020 17:16
10.12.2020 18:44:46
10.12.2020 19:13
10.12.2020 19:47
10.12.2020 21:02
10.12.2020 21:17
10.12.2020 21:23
В Суетском районе Алтайского края остались у кормушки в Администрации одни дарьмоеды пилящие бюджет! Что сделала путнего для района Наталья Долгова или Татьяна Овечкина? ФИО сами за себя говорят. Расшифровываю по порядку- больницы в районе нет, один фельдшерский пункт остался, лечат только либо в Благовещенке либо в Славгороде или в Барнауле, и то кому как повезёт. Школа работает в одну смену в Верх-Суетке, про другие сёла не знаю. Все структуры переданы в Благовещенский район. Какой смысл содержать дарьмоедов?
В самой Верх-Суетке как не было освещения в ночное время суток так и нет, к стати куда смотрят районные и местные депутаты? Чем они вообще занимаются и есть ли польза от них? Две в районе главы, а толку ни с одной головы. Выпал первый снег, дороги не чистятся, где надзирающее око прокурора? За то на рабочем месте ни застать ни кого из глав, ковид у нас. Приёма граждан нет. Зачем нам две администрации, если все структуры находятся в Благовещенке? Пилить бюджет может и дурак. И второе, когда же в конце концов у ФСБ и СК РФ хватит ума и совести возбудить уголовное дело на Лукьянова Санька Министра сельского хозяйства- которое он всё умышленно обанкротил в Алтайском крае?Чего и кого ждём?
Я считаю, прав Попрядухин. Разогнать нахер всех! Оставить смотрящего и всё! Хватит всяким Долговым, Пономарям и всякой нечисти пить кровь жителей, я лично такого мнения!
10.12.2020 21:25
10.12.2020 21:30:58
10.12.2020 21:53
10.12.2020 23:30
И что, пусть их золотов купленными, и за их счёт тоже , огнемётами спалит?
11.12.2020 09:36
11.12.2020 10:04
11.12.2020 12:17
11.12.2020 12:22
11.12.2020 14:12
12.12.2020 21:38
14.12.2020 17:59
Если сами люди решат пожалуйста, на нет и суда нет
Практика известна. Обычно говорят :"район, край рекомендовал" и голосуют до тех пор пока не пройдет ..Тут еще о сходах обмолвились. Так их ведь и нет. Раньше были сельские конференции. Они готовились по улицам, там для начала шел разговор о делах и проблемах и выдвигались самые активные для участия в конференции. Где это? Сейчас проходит время, глава отчитается перед сельскими депутами , а из ведь немного, проголосуют и с Богом... Другими словами, население как бы оберегают от проблем. А с новшествами то ли еще будет
14.12.2020 18:06
15.12.2020 17:03
16.12.2020 17:26
17.12.2020 10:07
18.12.2020 11:03
18.12.2020 12:16
19.12.2020 02:34
20.12.2020 16:17
Сейчас глав сельсоветов выбирают население, а потом сделают комитеты и будут назначать сверху. Вот в чем изюм Для Томенко
20.12.2020 16:21
А как насчет фюрера?
20.12.2020 22:27