Сжигание твердого топлива для обогрева серьезно снижает качество воздуха в Барнауле: в отдельные периоды эксперты фиксируют 30-кратное предельно допустимых концентраций. Ситуация максимально осложняется в зимний период, когда на полную мощность запущены городские ТЭЦ, работающие на угле. Снизить загазованность и насыщенность воздуха опасными веществами мог бы переход систем теплоснабжения на более экологичные виды топлива. Однако, в отличие от ряда других регионов, в Алтайском крае этот процесс идет неактивно, что эксперты связывают с политикой крупнейшего поставщика тепла - «Сибирской генерирующей компании» (СГК), которой невыгодно что-то менять в устоявшейся экономической модели. Своим мнением специалисты поделились с журналистами на «круглом столе» в Алтайской краевой библиотеке им. Шишкова.
В проекте доклада Минприроды РФ о состоянии окружающей среды в России за 2018 год, опубликованном в прошлом году, воздух Барнаула был признан одним из самых загрязненных в стране. Краевой центр попал в пятерку городов, где в рассматриваемый период разовые замеры примесей в атмосфере превышали 10 предельно допустимых концентраций (ПДК). Большую часть загрязняющих веществ в барнаульском воздухе составляет бензапирен – химическое соединение первого класса опасности, которое образуется при сгорании различных видов топлива. Кроме того, в прошлом году Росгидромет составил список российских городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха, куда вновь попал и Барнаул.
Такую нелестную оценку федеральных ведомств попыталась объяснить замначальника отдела экспертизы и нормирования Минприроды Алтайского края Татьяна Буторина. «Хочу заметить, что у нас не все так плохо. Основная причина - это географическое положение Барнаула. Он находится, можно сказать, в яме. <...> Одна из причин также – автотранспорт, его количество постоянно увеличивается. Кроме того, это частные дома, которые отапливаются углем. Хочется отметить, что это межведомственная проблема», - рассказала представитель министерства.
Она также подчеркнула, что ведомство контролирует выбросы промпредприятий. Отдел Татьяны Буториной занимается постановкой объектов, загрязняющих воздух, на госучет. За 2018-2019 год в краевом центре было поставлено порядка 600 таких объектов промышленности и энергетики, которые делятся на категории по степени опасности. По словам специалиста, инспекторы регулярно проверяют все объекты и контролируют объемы выбросов в атмосферу. По данным за 2018 год, объем выброшенных вредных веществ составил около 50 тысяч тонн. Получается, что на одного жителя города приходится 73 кг загрязняющих веществ.
Начальник комплексной лаборатории по мониторингу окружающей среды алтайского гидрометцентра Кира Шутова отметила, что уголь - один из главных загрязнителей атмосферы. Особое внимание стоит уделить Центральному району, который по большей части и находится в так называемой яме. Здесь рассеивание загрязняющих веществ затруднено, выбросы остаются, и, вдобавок, выхлопы из других районов также стекаются сюда за счет понижения формы, пояснила эксперт. «Концентрации бензапирена у нас с 2017 года определяются в разных районах города. Наибольшая концентрация на 2017 год в старой части города превысила ПДК в 30,6 раза. Это очень и очень много. Средняя концентрация в Центральном районе максимальная по сравнению с остальными и превышает норматив в 7,6 раза. Эти концентрации растут в зимний период. Бензапирен – это продукт любого процесса горения. Очень большое количество поступает в атмосферу при сжигании топлива, нам нужно обогревать город, надо подавать горячую воду», - сказала эксперт.
Последствия сжигания угля сказываются и на густонаселенном Индустриальном районе, где также представлен частный сектор и работает ТЭЦ-3, входящая в группу «Сибирской генерирующей компании». Специалист гидрометцентра привела данные, согласно которым, в том же 2017 году, концентрация бензапирена в Индустриальном была превышена 21,2 раза. «Дело в том, что там промузел оказывает влияние. Там рядом ТЭЦ-3, есть и другие более мелкие источники. Эта концентрация выбивается из наблюдений, которые я подняла за много лет. Такой высокой концентрации не было. Я думаю, что это связано с холодами, которые отмечались в 2017 году», - пояснила Кира Шутова.
Полностью оценить негативное влияние ТЭЦ на атмосферу Барнаула проблематично, поскольку такие предприятия не подвергаются экологическому контролю со стороны краевого Минприроды, за ними следят федеральные органы. Наряду с малыми котельными, ТЭЦ работают за счет угля, сжигание которого и приводит к увеличению содержания бензапирена в атмосфере. При этом из открытых источников известно, что каждая ТЭЦ потребляет несколько тысяч тонн угля в сутки. Не зря эксперты круглого стола сошлись во мнении, что серьезное ухудшение качества воздуха наблюдается именно в зимние периоды, когда возникает потребность в обогреве и теплоснабжающие предприятия работают на полную мощность.
Перспективным направлением может стать переход на газовое отопление, о чем сказал гендиректор ООО «Газпром газораспределение Барнаул» Роман Правдин. Он отметил, что КПД обычных домашних печей составляет около 50 % от котлов на газовом топливе. Однако в ситуации с котельными и ТЭЦ все иначе, поскольку здесь большую роль играют политические и бизнес интересы крупных игроков на рынке, например, СГК.
Роман Правдин, гендиректор ООО «Газпром газораспределение Барнаул»:
Даже у промышленных котлов, которые работают на угле и мазуте, средний КПД составляет 55-65 %. На ТЭЦ за счет генерации немного больше, но тоже редко поднимается выше 80 %. Понимаете, когда идет сгорание угля и дров, образуется сажа. Она накладывается на поверхности нагрева и КПД падает, сажа не сгорает, получается, основная часть топлива у нас просто вылетает в атмосферу, и мы этим дышим. Поэтому газификация сегодня - одно из приоритетных направлений в развитии края.
С ТЭЦ отдельная история. Понятно, что зашла «Сибирская генерирующая компания». У них направление - работать на каменном угле. Первоначально, когда природный газ зашел в Барнаул, первым газопроводы были проложены именно к промышленной зоне и ТЭЦ. Первое время как-то газ использовался, сегодня эту программу свернули. Иногда пользуется ТЭЦ-3, но в этом году вообще не использовали. В прошлые годы только в сильные морозы прогревали. Я думаю, это политика, но все равно, экологические аспекты должны быть одними из самых основных. Я всегда привожу в пример европейскую часть. Там выгодно, не выгодно, но все-таки экология немаловажна. Пусть это немного дороже, но мы должны о следующих поколениях заботиться.
По словам Романа Правдина, практика перевода ТЭЦ на газ существует в соседних регионах, что позволило существенно снизить и тарифы. Кроме того, спикер отметил, что многие промышленные предприятия перешли на газ еще в начале 2000-х годов, а сегодня поступает немало обращений и от производственных площадок. «Газификация окупается. Но пока наши ТЭЦ считают, что им экономически выгоднее работать на угле. У них же разрезы, там дешевый уголь покупают в Казахстане. ТЭЦ-3 у нас работает на красноярском буром угле», - сказал Роман Правдин. По его словам, переход на газ существенно снижает вредное влияние на окружающую среду, что также применительно и к котельным.
Также участники круглого стола обратили внимание, что озеленение Барнаула в данный момент, мягко говоря, не удовлетворяет потребности горожан, хотя могло бы помочь бороться с примесями в воздухе. Экспертом в этой области выступила заведующая кафедрой экологии, биохимии и биотехнологии АлтГУ, профессор Галина Соколова. «Количество насаждений серьезно уменьшается, но не только благодаря строительству. Достаточно большой ущерб наносят мероприятия, о последствиях которых никто не задумывается. Вспомним тополя. Какая проблема от них? Они вообще-то никому не мешали. Их стремятся все извести, хотя давно известно и экспериментальным путем выяснено, что это одни их тех древесных пород, которые максимально используют и очищают воздух. У нас стали использовать хвойные породы, понятно, все хотят посадить елку, какой-то мавзолей создать, а на самом деле хвойные страдают в большей степени, чем лиственные», - объяснила Галина Соколова.
Кроме того, она раскритиковала действия властей по обрезке деревьев во дворах. «Сейчас приходят, обрезают тополь, оставляют столбик, и все. А эффекта от него никакого нет. Мы только покалечили дерево. Дерево истощается и погибает. Обрезка такого плана вообще бессмысленная. Проще сразу дерево выкорчевать и заменить чем-то», - сказала профессор. Также она отметила, что в последние годы повально срубаются деревья вдоль главных барнаульских магистралей, которые раньше давали шумоизоляцию. По ее словам, необходимо заниматься ярусным озеленением: посадкой деревьев, кустарников и травы. В данный момент, если в городе и идут какие-то посадки, то это точеные деревья, за которыми зачастую никто не ухаживает, и они погибают.
Стоит отметить, что в ходе дискуссии у участников круглого стола возникло множество вопросов по разным поводам, объединенным экологической темой, к представителям мэрии Барнаула. По словам организаторов, в обсуждении должны были принять участие главный специалист комитета по энергоресурсам и газификации администрации Барнаула Анатолий Кривоносов, а также главный специалист отдела по охране окружающей среды мэрии Екатерина Юдина. Однако они по какой-то причине обделили своим вниманием обсуждение важной и волнующей многих горожан темы, из-за чего дискуссия получилась не совсем полной.
Подводя итоги, приглашенные эксперты высказали свои соображения о том, что следует сделать ради улучшения экологической ситуации в Барнауле. В первую очередь они подчеркнули, что необходимо наладить четкую связь между профильными ведомствами и властями города и края. Кроме того, Алтайскому краю следует брать пример с соседних регионов и переходить на использование газа, это касается, как простых жителей и транспорта, в том числе общественного, а также больших предприятий. Также от краевого Минприроды поступило предложение на уровне города организовать специальную межведомственную комиссию. Вместе с тем, было отмечено, что к решению проблемы следует подключиться правительству и краевым депутатам. Однако не в последнюю очередь стоит начать с себя и со своего отношения к окружающей среде.
13.02.2020 11:42
13.02.2020 12:13
13.02.2020 12:23
13.02.2020 12:53
13.02.2020 14:16
13.02.2020 14:21
13.02.2020 15:49
13.02.2020 16:33
13.02.2020 16:35
13.02.2020 16:55
13.02.2020 17:34
А за покупку транспортного средства в личных целях давать срок.
И наступит ьлагодать и благорастворение воздухов.
13.02.2020 18:10
Ага. И пукать разрешить только в себя внутрь.
13.02.2020 18:10:59
13.02.2020 20:08
В частном доме печь топится не круглые сутки а по полтора-два часа утром и вечером, а в остальное время частный дом отапливается накопленным теплом печи.
Выложите график по часам, в какой период суток наблюдается повышенная загазованность. Совпадает ли она с топлением печей.
Наибольшую загазованность дает автотранспорт. каждые сто метров останавливается десяток машин, чтобы пропустить важношагающего пешехода. Чтобы эту вереницу из десяти машин стронуть с места и разогнать, им нужна мощность в десять раз больше чем они уже едут. Следовательно сделав остановку на пешеходном переходе 10 автомобилей, автотранспорт выбросит в атмосферу выхлопных газов равных просто проезду 100 автомобилей.
Недавно какой-то юродивый по ТВ говорил, что для снижения аварийности в городе, внесли на рассмотрение законопроект о снижении скорости автотранспорта до 10-20 км. в час. Машины будут ползать с черепашьей скоростью, чтобы было меньше аварий, но за это надо будет заплатить загрязнением воздуха.
Нужно пересмотреть правила перехода проезжей части не регулируемых переходов, а то водителей зашугали, вот они и кланяются перед каждым пешеходом. Нужно начать воспитывать и пешеходов, чтобы не кидались под колеса, а если есть возможность, то пропустить несколько машин, и перейти в образовавшееся окно.
13.02.2020 21:48
Дайте ссылку на источник этого утверждения.
13.02.2020 22:15
Хочу возразить. С географическим положением у Барнаула все хорошо. Город расположен на высоком открытом берегу Оби. Преобладающее направление ветра с юго-запада, там ленточный бор. И основные источники загрязнения воздуха не ТЭЦ, а автомобильный транспорт, печки частного сектора и малые котельные на плохом угле. Реальный техосмотр и постоянный контроль выбросов транспорта отсутствует.
14.02.2020 01:23:53
14.02.2020 10:11:08
16.02.2020 12:27