Минприроды Алтайского края попеняло экологам на противодействие сплошным санитарным рубкам в лесах региона, которые якобы должны защитить его от заражения уссурийским полиграфом. Несмотря на то, что работы в черневой тайге у поселка Черепановский в Змеиногорском районе приостановлены из-за негативной реакции общественности, в ведомстве считают, что рубить надо еще больше. Между тем в качестве одного из вариантов решения проблемы предлагается вывести генетически модифицированный вид пихты, которому не страшен вредитель, сказано на сайте Минприроды.
Как уже сообщалось, в Змеиногорский район выехала комиссия министерства, которая должна встретиться с активистами, депутатами, органами местного самоуправления. Все желающие смогут выехать на места произрастания хвойных и, следуя за аргументацией специалистов-лесопатологов, увидеть следы жизнедеятельности полиграфа на стволах пихт, сообщает ведомство. Комиссия также оценит качество проведенных работ и при выявлении нарушений – предпримет меры в соответствии с действующим законодательством.
Минприроды объяснило ситуацию и для тех, кто не сможет поехать в Змеиногорский район. По данным ведомства, в 10 лесничествах края из 30, где есть пихтовая тайга, фиксируются очаги вредителя различной интенсивности. Как утверждается, везде проходят сплошные санитарно-оздоровительные рубки, поскольку это единственный способ борьбы с вредителем. Причем их масштаб власти считают недостаточным и предлагают усилить эту работу.
Владимир Черных, замминистра природы Алтайского края, начальник управления лесами:
До 2018 года, согласно правилам, на снос могли идти деревья только 5-6 категории – чистый сухостой. Сейчас в рубку разрешены деревья 3-4 категории, которые еще не потеряли товарных свойств, но уже поражены полиграфом. На текущий момент рубками пытаемся сдерживать расселение вредителя – но не эффективно, потому что по-прежнему рубим в основном сухостой – а это первый круг. Второй круг пораженных деревьев расположен по периметру, который тоже следует ликвидировать. Но на этом пути мы сталкиваемся с противостоянием общественников-экологов.
На данный момент, по данным министерства, есть лишь два варианта развития событий. Если будет принято решение не рубить пихту, то через несколько лет на ее месте якобы появится сплошной сухостой, что опасно и с точки зрения осложнения пожарной обстановки. Подобный пример в крае есть и просматривается даже при обычном визуальном осмотре лесного массива в окрестностях горы Синюхи. Если же рубки все же будут проведены, то ведомство обещает сохранение части естественного пихтача, а на освободившихся от деревьев площадях в соответствии с лесным законодательством в течение двух лет будут проведены лесовосстановительные мероприятия. К высадке планируются сосны или ели, то есть хвойные породы, не подверженные угрозе полиграфа. Кроме того, ели и сосны по ценности превосходят пихту – мягкую, рыхлую древесину, подверженную болезням.
В то же время есть и другие перспективные варианты решения проблемы. по словам директора Западно-Сибирского отделения Института леса им. В. Н. Сукачева Сибирского отделения наук, доктора сельскохозяйственных наук Вячеслава Тараканова, ученые предлагают вывести вид пихты, который на генетическом уровне будет устойчив к полиграфу уссурийскому. Сколько времени потребуется на это – неизвестно.
Также в ведомстве признают, что можно положиться на естественные природные процессы: на любого вредителя со временем появляется энтомофаг – вид, способный его уничтожить. «Но дождемся ли? Пример 2016 года с протравливанием огромной площади (почти 230 тысяч га), охваченной сосновой совкой, свидетельствует о том, что можно и не дождаться. Ведь проведение истребительных мероприятий тогда было единственно верной мерой, иначе можно было бы лишиться этого участка лесного массива», - сообщили в министерстве. В случае с полиграфом все гораздо сложнее: провести мероприятия по химической протравке деревьев нет возможности – жизнедеятельность жука проходит под корой дерева.
Напомним, что после ряда претензий, озвученных в ходе «круглого стола» с участием комиссий президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), чиновники лесной сферы в регионе заявили о приостановке сплошных санитарных рубок у поселка Черепановский в Змеиногорском районе, беспокоивших местных жителей. В Минприроды также согласились с тем, что на месте проведения работ присутствуют нарушения, однако почти все они касаются обращения с порубочными остатками, что грозит подрядчику ООО «Колывань-лес» разве что административной ответственностью.
При этом стало известно, что единственный учредитель и руководитель вышеназванной компании занимал должность начальника территориального отдела Управления лесами Алтайского края по Горно-Колыванскому лесничеству. При этом сейчас должность начальника этого территориального отдела в структуре Минприроды занимает Владимир Башегуров, который, как следует из истории изменений в выписке ЕГРЮЛ, с 2013 по 2018 годы был основным совладельцем ООО «Колывань-лес». В 2017 году Шатаров и Башегуров одновременно были соучредителями компании.
Фото: Минприроды Алтайского края
11.06.2019 10:37:52
11.06.2019 10:56
11.06.2019 11:11
11.06.2019 11:28
11.06.2019 11:31
11.06.2019 11:57
11.06.2019 12:25
11.06.2019 12:29
11.06.2019 15:26
11.06.2019 17:34
11.06.2019 19:51
12.06.2019 00:16