Управление Федеральной антимонопольной службы России по Алтайскому краю приступило к расследованию, связанному с ценообразованием при реализации сжиженного углеводородного газа (СУГ) на региональном рынке. Как уточнили в ведомстве, мониторинг цен проводится по поручению правительства РФ на системной основе.
Специалисты УФАС пояснили, что необходимость в проведении дополнительной проверки возникла в связи с ростом обращений, поступающих в управление от граждан и крестьянско-фермерских хозяйств региона. Они отмечают значительный рост цен на сжиженные углеводородные газы, включая пропан-бутан, которым заправляются автовладельцы и используют в работе КФХ.
Степан Поспелов, руководитель УФАС по Алтайскому краю:
Основная причина роста цен уже известна и официально озвучена ФАС России - это увеличение закупочных оптовых цен, связанное с ростом котировок на внешних рынках, и наш оперативный мониторинг это подтверждает. Однако в данной ситуации мы проводим проверку торговых политик региональных компаний по реализации СУГ, чтобы разобраться, насколько текущее повышение оправданно и не противоречит принципам здоровой конкуренции, установленной антимонопольным законодательством.
По словам представителей антимонопольной службы, основным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке СУГ, направили запросы по формированию цен. Информация от них уже начала поступать в управление, и специалисты ведомства приступили к анализу ситуации. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны участников рынка будут приняты меры антимонопольного реагирования.
Стоит отметить, что алтайских потребителей до сих пор волнует и ситуация с резким ростом цен на бензин, в том числе оптовых, которая на данный момент несколько стабилизировалась. Однако в мае 2018 года он стала поводом для обращения от имени Алтайского топливного союза, а также аналогичных организаций еще из 18 регионов России, к председателю правительства России Дмитрию Медведеву. В очередном письме, которое поступило в редакцию ИА «Банкфакс», было указано, что после выборов президента ситуация с ценами стала беспрецедентной, их уровень «бьет исторические рекорды». Рост стоимости топлива на бирже тогда составил от 30 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
При этом ФАС России, по утверждению организаций, вела себя «более чем странно». После обращения руководителя Российского топливного союза к Владимиру Путину на эту тему, руководители ФАС заявили об «отсутствии предпосылок роста цен». После того, как повышение стоимости все же произошло, в ведомстве указали, что это «рыночно обосновано». «В отсутствие позитивного влияния на описываемую ситуацию и нарочито положительный тон заявлений должностных лиц ведомств-регуляторов, создается лишь видимость стабильной, конкурентной среды, в которой сегодня работает малый и средний нефтепродуктообеспечивающий бизнес», — заявили в топливных союзах. Работать с прибылью могут лишь сетевые АЗС, поскольку их собственники переносят центр прибыли в оптовое звено. Выход, по мнению обратившихся, мог бы быть найден «путем экстренного оперативного вмешательства в «ручном» режиме всех регуляторов, направленное на увеличение объема поставок топлива на внутренний рынок».
Президент Владимир Путин также затронул данную проблему в ходе «Прямой линии» и объяснил резкое повышение цен неточным регулированием в сфере энергоресурсов. Правительство, по его словам, провело так называемый налоговый маневр. Кроме того, растут мировые цены на нефть. Все это привело к стимулированию экспорта российскими компаниями сырой нефти. При загрузке своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) компании видели недополученную выгоду за те объемы нефти, которые они могли бы реализовать на внешнем рынке. Пытаясь компенсировать так называемые выпадающие доходы, российские нефтяники и завышали цены на внутреннем рынке, следует из ответа президента.
Путин отмечал, что правительство сразу же приняло ряд мер на этот счет: снизило акцизы на бензин, отменило запланированное ранее дальнейшее повышение акцизов. Впрочем, президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко тогда отнесся к этому со скепсисом и заявлял, что ситуацию можно решить только действиями «снизу». По его словам, после «акций» исполнительной власти в мелком опте бензин немного подешевел, но ни о каких 2-3 рублях речи не шло. «На дизель оптовые цены как были выше розничных, так и остались. Нефтяные компании играют в свою игру, дополнительных объемов топлива на биржах практически нет. И я не вижу перспектив для снижения розничных цен, если не будет волевого решения со стороны президента. Но это будет уже не экономика», — заявлял г-н Матвейко.
Отметим, что по данным ЦДУ ТЭК, на 16 сентября 2018 года (последняя отчетная дата) средние цены на бензин АИ-92 в Алтайском крае составили 40,35 рубля за литр, АИ-95 – 42,17 рубля, на летнее дизтопливо – 44,13 рубля. Это по-прежнему одни из самых низких цен на топливо в Сибири, и с начала июня они остались неизменны. Впрочем, с середины марта произошел столь бурный рост цен, что эта стабильность, по всей видимости, его нисколько не компенсировала.
Добавим, что 18 сентября на совещании по вопросам стимулирования добычи нефти и развития нефтедобывающей отрасли к данной проблеме вновь вернулся премьер-министр России Дмитрий Медведев. Он заявил о недопустимости роста цен на топливо, сообщают «Известия». «Нынешнее изменение в налогообложении в нефтяной отрасли не должно нанести ущерба ни нефтяным компаниям, ни российским потребителям», - подчеркнул глава правительства. «Понятно, что в этом году лимит повышения цен уже выбран, и повторения таких событий допустить нельзя», — заявил Медведев. Премьер подчеркнул, что «необходимо контролировать ситуацию на топливном рынке, причем очень жестко». Он предупредил, что если динамика цен станет неконтролируемой, придется повысить вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты.
19.09.2018 10:36
19.09.2018 11:35
Теперь можно и на бензин, и на газ, и на дрова цену поднимать, пипл схавает!
19.09.2018 13:03
19.09.2018 19:58