29 марта состоялась очередная 18-я сессия VII созыва Алтайского Заксобрания. Несмотря на большое число вопросов, многие из которых принимались сразу в двух чтениях, и два довольно объемных отчета, сессия прошла с небольшим количеством дискуссий, хоть и длилась четыре с лишним часа. Вероятно, это было связано с прошедшим днем траура по событиям в Кемерово, которые, судя по сообщениям в соцсетях и на сайте АКЗС, эмоционально потрясли многих народных избранников. Больше всего внимания привлек вопрос об информационной открытости сайта АКЗС: депутаты в том числе предложили пойти по пути коллег из Госдумы и пригласить блогеров, чтобы те подсказали, как работать в Сети.
Главными пунктами повестки очередной сессии, на которые депутаты обратили особое внимание еще накануне, на заседаниях фракций и комитетов, стали законопроекты, касающиеся корректировок отношений в лесной отрасли, туризме, обеспечения жильем социально незащищенных граждан, а также общественного контроля. 28 марта народные избранники уже подробно рассмотрели эти пункты повестки, причем заседания начались с минуты молчания в связи с объявленным на этот день национальным трауром по погибшим в Кемерово. Дополнительно был рассмотрен значимый для общественности и СМИ вопрос о доступе к информации о деятельности АКЗС через Интернет.
Сессия краевого парламента до последнего упомянутого пункта повестки обходилась почти без дискуссий, хотя представители «Справедливой России» находили повод хотя бы коротко высказаться по многим вопросам — другие фракции почти не проявляли активности до последних, наиболее дискуссионных законопроектов. Не исключено, что это связано с тем, что партия пытается сгладить утверждающееся среди некоторых политологов и общественности мнение о том, что СР доживает свой век, поскольку не выдвинула собственного кандидата на выборах президента в марте 2018-го года и не принимала активного участия в кампании Владимира Путина, которого в итоге поддержала.
Так, был принят во втором чтении закон «О туризме в Алтайском крае», о котором из всех депутатов высказался только эсер Александр Николайчик: «Закон никак не повлияет на развитие туризма в регионе». Были приняты изменения в регулирование лесных отношений: жителям края предоставят возможность заготавливать древесину в любых лесничествах, а не только в ближайших к их месту жительства, а утратившие жилье на пожаре или при паводке получат приоритетное право на получение стройматериалов. Был принят закон, дающий Общественной палате края создавать формально независимые от власти общественные советы в разных сферах, которые могут проводить экспертизы. Депутаты Владислав Вакаев и Василий Железовский усомнились в эффективности этой меры, поскольку текст законопроекта, предложенного сразу в двух чтениях, показался им сырым — реальные механизмы контроля за вновь созданными советами в нем якобы не прописаны.
Депутаты вслед за общественниками наделили функциями контроля и органы исполнительной власти — они отныне смогут следить за работой социально ориентированных некоммерческих организаций. В первую очередь мера нацелена на мониторинг работы частных домов престарелых, детских садов, центров реабилитации для страдающих наркоманией и прочих структур. Г-н Вакаев и здесь посчитал, что меры недостаточные. «У вас идет ссылка на трагедию в Кемерово. Но там-то как раз власть все проверяла. Логично было бы и общественность наделить функциями контроля», — считает эсер.
Алтайское Заксобрание приняло несколько законопроектов, приводящих правовое поле в крае в соответствие с «динамикой федерального законодательства» — как официально звучит эта формулировка. Так, на муниципальный уровень передаются полномочия устанавливать льготную арендную плату для пользователей объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Органы госвласти получают право проводить экспертизу научных проектов, финансируемых из бюджета и т. д. Перечень поправок достаточно широк, однако, как утверждалось во многих выступлениях, по большей части они носят технический характер.
Депутаты на сессии приняли социально ориентированный законопроект (решено, что при возникновении в крае проблемы обманутых дольщиков землю для окончания строительства новому подрядчику будут сдавать в аренду по льготным ставкам), а ряд из них — напротив отменили. Впрочем, признание отдельных актов утратившими силу не повлечет социальных последствий. Среди таких документов — закон о соцзащите детей, отцы которых погибли на пожаре в Угловском районе Алтайского края в июле 1997 года. Его признали утратившим силу, поскольку все 19 человек, подпадающих под действие документа, уже старше 18-летнего возраста, до которого распространялись льготы. По аналогичной причине полного исполнения прекращается действие закона о матпомощи и компенсациях пострадавшим на пожарах в Михайловском районе в сентябре 2010 года. Почти 1200 человек получили весь запланированный объем поддержки. В зависимости от категории это от 10 тысяч рублей до 200 тысяч рублей на каждого члена семьи.
Наиболее интересным, в том числе для самих депутатов, стал законопроект, касающийся информационной открытости Заксобрания. Как объяснил председатель комитета АКЗС по правовой политике Андрей Осипов, необходимость изменений возникла в том числе потому, что нынешний сайт АКЗС устарел, а по сравнению с 2012-м годом, когда принимался предыдущий нормативный документ, аппарат Заксобрания начал применять новые методы работы: открытые видеотрансляции с сессий, публикацию сведений о доходах, отчетов о проведенных экспертизах, сведений о возможности проведения экскурсий в АКЗС и другие. По словам г-на Осипова, сейчас создана рабочая группа по информационной открытости, которая готовит предложения для внесения изменений в регламент краевого парламента — именно они впоследствии станут основанием для изменения принципов работы АКЗС в Интернете.
Вопрос стал достаточно дискуссионным: Владислав Вакаев запросил данные о месячной посещаемости сайта АКЗС, на что сначала получил ответ: «несколько тысяч человек», впоследствии уточненный до 5 тысяч человек. Как отметил г-н Вакаев, это крайне мало, учитывая важную роль Заксобрания и работу нескольких десятков депутатов на округах. Эсер выяснил у Андрея Осипова, что в рабочую группу по подготовке изменений входят в основном представители аппарата АКЗС. Это вызвало недоумение у депутата. «Информационная работа строится неправильно, надо ее модернизировать. Почему Госдума не стесняется приглашать блогеров, чтобы у них проконсультироваться? А мы рабочую группу создаем из аппаратчиков. Давайте пригласим экспертов и сделаем из сайта интересный ресурс!» — предложил г-н Вакаев.
Спикер АКЗС Александр Романенко, что интересно, поддержал его идею и чуть позже даже отдельно уточнил цифры: оказалось, что месячная посещаемость сайта АКЗС все же составляет 45 тысяч человек. «Это почти столько же, сколько у Василия Железовского на его странице в соцсети!» — воскликнул в ответ г-н Вакаев. «Так пусть Василий Железовский и станет нашим блогером», — с иронией подытожил г-н Романенко.
Кроме того, фракция ЛДПР выступила со своими поправками — по предложению «жириновцев» Заксобрание должно публиковать поименные списки проголосовавших депутатов, обязательно транслировать «15-минутки» после сессий с вопросами народным избранникам, хранить архивы трансляций сессий и т. п. Поправку не поддержали, но пообещали учесть мнение фракции при подготовке изменений в регламент, которые и будут регулировать все эти нюансы. «Жириновцы» оказались удовлетворены таким подходом.
Неожиданно жаркая дискуссия разгорелась при обсуждении поправок в положение о Почетных грамотах АКЗС. Как выяснилось в ходе блиц-опроса, лишь одному справедливороссу нынешнего созыва доверяли вручать эти награды, а среди коммунистов таких нет вовсе. В основном грамоты вручают единороссы, что не устроило оппозиционеров. Александр Романенко попытался успокоить депутатов, заявив, что оппозиционным фракциям тоже доверят вручать эти награды.
Депутат фракции ЛДПР Евгения Боровикова высказала свое возмущение тем, что чаще всего награжденным вручают букеты цветов, однако она его для вручения тем, за кого ходатайствовала, в свое время не получила. Депутат попыталась выяснить, за счет каких средств покупаются цветы, и почему она осталась без букета. Андрей Осипов, судя по реакции оказавшийся в недоумении, рассказал, что лично он при награждении на своем округе покупает цветы за свой счет. «Я просто беру свои деньги и вручаю, я эти вопросы не задаю», — сказал депутат. Г-жа Боровикова ответила, что «есть нищие депутаты», которым такие покупки, видимо, не по карману. Г-н Осипов и Александр Романенко, очевидно, не посчитавшие вопрос темой для дискуссий, пообещали ей заняться этим вопросом.
Отметим, что на 18-й сессии депутаты также заслушали отчет уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Бориса Ларина, хотя он и был довольно краток, поскольку основной доклад представил еще 28 марта на заседаниях фракций, а до этого рассказал о своей работе губернатору Александру Карлину. Как отметил омбудсмен, в 2017-м году число поступивших ему жалоб несколько сократилось, по этому показателю край находится примерно на уровне Новосибирской области. Главная категория заявителей — пенсионеры, инвалиды и сироты, которые считаются наименее социально защищенными. Г-н Ларин обратил внимание на серьезную проблему обеспечения жильем детей-сирот, которые в Алтайском крае даже выходили на митинги. По его мнению, без участия федерального правительства решить вопрос невозможно: финансовая емкость программы, которая могла бы обеспечить эту категорию квартирами, в несколько раз более емкая, чем программа, по которой улучшают жилищные условия ветеранов Великой Отечественной войны.
Интересно, что многие выступления депутатов касались оценки количества жалоб: народные избранники пытались выяснить, говорит ли снижение их числа об улучшении ситуации, или о том, что люди просто перестают доверять институту омбудсмена. Кажется, наиболее весомый аргумент в споре привел председатель комитета по здравоохранению и науке Александр Лазарев, который в силу полномочий активно общается с Борисом Лариным. Он рассказал, что знакомился с опытом правозащитников в других государствах и привел пример: в Северной Корее жалоб почти нет, тогда как в Южной Корее их довольно много. «Все проблемы решить невозможно», — уверен г-н Лазарев. Депутаты поддержали отчет, чем, по словам г-на Романенко, поставили оценку работе омбудсмена.
С кратким отчетом также выступил новый руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю Юрий Куриленко. Он, в частности, рассказал о последствиях решения краевого правительства выделить 2,7 млрд рублей алтайским муниципалитетам. За счет этих денег, как сообщалось в конце 2018-го года, полностью будут погашены долги муниципалитетов по коммерческим банковским кредитам, долгам в бюджеты и фонды. Г-н Куриленко рассказал, что уже погашено 700 млн рублей долгов перед налоговиками, однако обратил внимание, что 158 млн рублей из этой суммы — пеня, которую муниципалитеты вынуждены были заплатить за просрочку.
Фото: Илья Климентьев
29.03.2018 13:43
29.03.2018 14:10
29.03.2018 15:46
29.03.2018 15:52
29.03.2018 18:57
29.03.2018 20:05
хи-хи!
29.03.2018 21:34
29.03.2018 23:17
30.03.2018 08:25:59