Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края намерено подать в суд на владельца разрушающегося барнаульского дрожжевого завода, который известен как место, где впервые был запущен универсальный тепловой двигатель — изобретение Ивана Ползунова. Однако перспективы иска, как признают историки, туманны: десятки зданий в Барнауле, признанных объектами культурного наследия, разрушаются, находясь в частной собственности, сообщают «Наши новости».
Здание, расположенное на улице Мамонтова, 242, уже несколько лет находится в упадке и разрушается, хотя с 1994 года имеет статус объекта культурного наследия Алтайского края. Когда-то здесь размещалось управление «Дрожже-винокуренного завода Зверева», а после — различные промпредприятия, связанные с производством дрожжей. После того, как последний собственник, эксплуатировавший его по назначению — структура скандальной «Изумрудной страны» — был признан банкротом, объект перешел в собственность частного лица и фактически оказался заброшен. Местные жители пожаловались в «Народный фронт» на то, что здание растаскивают по кирпичику, после чего на сайте ОНФ появилось описание проблемы.
«Фронтовики» потребовали от краевого управления охраны объектов культурного наследия принять меры. Те спустя месяц ответили, что обратились к собственнику с требованием восстановить памятник, но ответа от него так и не получили. Теперь речь идет о судебном иске с требованием возложить на собственника обязательство восстановить объект. Стоимость работ, по оценке ведомства, превысит полмиллиона рублей. Однако деньги сейчас можно считать «виртуальными», поскольку даже в случае успеха в суде нужно сначала физически найти этого собственника и принудить его к исполнению решения. Между тем, на сайте краевого управления указано, что состояние объекта оценивается как неудовлетворительное (аварийное). «По факту выявленных повреждений объекта культурного наследия <...> направлены в правоохранительные органы материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений», — указано в сообщении ведомства.
Историк Данил Дегтярев говорит: увы, у слишком многих старинных зданий Барнаула, оказавшихся в частных руках, похожая незавидная судьба. «Даже памятники архитектуры, которые признаны именно памятниками, находятся в не самом лучшем состоянии. Что-то совсем заброшено, что-то находится в законсервированном виде», — рассказал он «Нашим новостям». Еще один яркий пример такой «исторической разрухи» находится в самом центре исторического кластера — дом купца Поскотинова на улице Мало-Олонской. Он тоже в частных руках, разрушается уже больше 10 лет, и судьба его неопределенна. Таких примеров – десятки.
Архитектор Александр Деринг рассказал об исторической ценности объекта. «Чем он интересен, — это не просто отдельное здание. Это комплекс промышленной архитектуры, где было производство дрожжевое. И целый городок жилых домов. Работники дрожзавода там же жили, это была целая слобода», — рассказал он журналистам телеканала.
Согласно информации на сайте краевого Управления госохраны, комплекс дрожже-винокуренного завода был признан объектом культурного наследия регионального значения постановлением АКЗС от 28 декабря 1994 года. Однако в этом перечне больше 2 тысяч пунктов, и за годы после принятия документов о включении в список некоторые из них почти перестали существовать.
Надеяться на то, что история с дрожжевым заводом закончится хэппи-эндом, не приходится. Возможно, его возьмут под опеку общественники — не ОНФ — которые начнут устраивать на территории субботники и прогонят «бомжей и малолеток», на которых жалуются жители окрестных домов. Однако и в этом случае говорить о реставрации нельзя - только о подержании текущего состояния. Есть вероятность, что текущий собственник все же примет меры под угрозой уголовного преследования. Силы же инвесторов, способных полностью восстановить объект такого масштаба, брошены на реконструкцию расположенного куда более удобно в историческом центре Барнаульского сереброплавильного завода. Да и их действия регулярно подвергаются критике из-за стремления окупить многомиллионные вложения.
Фото: сайт Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края
16.01.2018 12:22
16.01.2018 14:06
16.01.2018 17:38
16.01.2018 20:54
Зачем им субсидии? Собственники ждут, когда домишка сгорит. Землю продадут выгодно.