Top.Mail.Ru
18+

Отрицательный рост: независимые автозаправки Алтайского края терпят убытки из-за нефтяных гигантов

Из-за высоких оптовых цен и операционных расходов продажа зимнего дизельного топлива и бензина на АЗС в регионах России оказалась убыточной, сообщило агентство «Аналитика товарных рынков». Больше всего пострадали владельцы независимых сетей АЗС. Проблема коснулась и Алтайского края, где независимые заправки терпят убытки в несколько рублей с литра проданного топлива, сообщает РБК со ссылкой на главу Алтайского топливного союза Юрия Матвейко.

Доходность автозаправок, торгующих бензином и зимним дизельным топливом в России, за последние две недели (с 20 ноября по 3 декабря) в нескольких регионах упала до отрицательного уровня. По расчетам «Аналитики товарных рынков», убыток от реализации зимнего дизельного топлива в розницу составляет от 3 до 5,3 рублей на литр в зависимости от региона, а в среднем — около 4 рублей на литр.

Эксперты агентства поясняют, что комфортная маржа в этом виде бизнеса составляет 12 % в год. Среди причин падения маржинальности они называют высокие оптовые цены на эти виды топлива, особенно подорожавший на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) зимний дизель. Еще одна причина — рост операционных расходов, включая стоимость кредитов, хранения топлива на нефтебазе, доставки бензовозом от нефтебазы до АЗС — в совокупности около 4 рублей на литр топлива.

Например, маржинальная доходность средней московской АЗС, продающей зимнее дизельное топливо, за последние две недели упала до 1,9 %, это привело к убытку на 3,2 рублей на литр, сказал РБК гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. А на заправках в Хабаровске маржа стала отрицательной (минус 3 %), а убыток достиг 5,3 рублей на литр. «Выполненные расчеты в большей степени отражают экономику сетей АЗС ВИНК (вертикально интегрированных компаний. — РБК), так как независимые продавцы топлива вынуждены торговать дешевле, чем нефтяные компании», — указывают эксперты «Аналитики товарных рынков». Потери независимых заправок в текущей рыночной ситуации, скорее всего, еще выше, допускают они. Представители «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа» отказались комментировать, стали ли розничные продажи бензина и зимнего дизтоплива убыточными. Представитель «Газпром нефти» и Федеральной антимонопольной службы не ответили на запросы РБК.

Как заявил РБК глава Алтайского топливного союза Юрий Матвейко (союз объединяет владельцев 300 из 500 АЗС региона), средний убыток от реализации зимнего дизельного топлива в этом регионе на АЗС независимых компаний за последний месяц составляет 5 рублей с литра, от реализации бензина — около 2 рублей на литр. «С каждым годом ситуация на Алтае для независимых владельцев АЗС только ухудшается, так как мы зависим от объемов реализации и цен на двух НПЗ: Ачинском НПЗ «Роснефти» и Омском НПЗ «Газпром нефти». Они же держат цену в опте на дизельное топливо для реализации сторонним покупателям на своих заводах в среднем на 1,5 рублей на литр дороже цены на собственных АЗС и на 1 рубль — по бензину», — отмечает он.

Г-н Матвейко жалуется на то, что крупные нефтяные компании периодически создают в регионе искусственный дефицит топлива, что еще больше разгоняет цены и вынуждает независимых владельцев АЗС работать в убыток или приобретать более дешевое контрафактное топливо. Он утверждает, что за последние три года на Алтае прекратило существование 60 независимых АЗС — более 10 % от их текущего количества. Сами же нефтяники, по его мнению, перекладывают центр своей прибыли в оптовый сегмент, а также получают доход от продажи нефти на экспорт, что не могут позволить себе независимые владельцы АЗС без собственной добычи и переработки нефти.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша согласен с расчетами коллег, констатирующих убытки в реализации зимнего дизтоплива и бензина на АЗС. Главная причина, по его словам, — рост оптовых цен, который опережает рост цен в рознице. «Розничная продажа топлива — это регулируемый рынок, а оптовый — нет. Мы предлагали в письме президенту принять меры вплоть до регулирования оптовых цен нефтепродуктов, иначе убытки в независимой рознице будут расти», — отмечает он.

В конце октября Российский топливный союз (РТС) направил президенту Владимиру Путину письмо, в котором попросил «навести порядок на оптовом рынке», иначе существующие формы ценообразования могут привести к массовому банкротству малого и среднего бизнеса. После этого руководитель ФАС Игорь Артемьев говорил РБК, что в службе внимательно следят за ситуацией и ведут переговоры с нефтяными компаниями.

По данным СПбМТСБ, с начала года по 5 декабря оптовые цены на зимнее дизтопливо выросли на 13,9 %, до 47,492 тысяч рублей за тонну, на бензин Аи-92 — 11,3 %, до 45,326 тысяч рублей. При этом рост цен в рознице был вдвое меньше, говорится в обзоре «Аналитики товарных рынков»: средняя цена зимнего дизтоплива с начала года выросла на 6,5 %, а бензина Аи-92 — на 5,7 %. Цены в опте растут из-за роста налоговой нагрузки на переработку нефти, отмечают два источника в нефтяных компаниях: в 2017 году правительство два раза повышало акцизы на нефтепродукты, в среднем на 50 копеек за литр. При этом цены в рознице жестко регулируются, указывают собеседники РБК.

Нефтяные компании не раз жаловались на рост налоговой нагрузки на отрасль и просили у государства ее поддержки. «Роснефть» несколько раз за последний год просила правительство поддержать ее нефтеперерабатывающие заводы: снизить тарифы «Транснефти» на прокачку нефтепродуктов, заморозить тарифы РЖД на их перевозку на 20 лет, ввести возвратный акциз на нефть, которая поставляется в адрес НПЗ компании («Роснефть» сначала заплатит акциз на нефть, а НПЗ потом получат налоговый вычет в большем объеме) и ввести налоговые кредиты по акцизам для своих НПЗ. А другие нефтяные компании хотели бы распространить меры поддержки НПЗ на всю отрасль. В 2018 году планируется новый рост акцизов на бензин и дизельное топливо в общей сложности на 1 рубль на литр для пополнения региональных дорожных фондов.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 10
беспредел

06.12.2017 10:02

Когда уймут олигархов? Нажрутся уже или нет? Госкомпании они чьи ? Государственные или их личные? Тратят средства как хотят. Кому это выгодно?
Когда нажрутся скажут " Хватит "

06.12.2017 10:09

а пока нужно немножечко потерпеть . Для них вся страна убыточна и убога - не разевайте ротик , питайтесь крошками и пейте из водосточных труб . Не доволен - на выход вперед ногами .
вот так..........

06.12.2017 11:18

Так вам и надо не надо бензин "ослиной мочой" разбавлять.
444

06.12.2017 11:42

Ходите пешком,и будет вам здоровье и счастье!
дядя вася

06.12.2017 13:57

не когда нефтеносный бизнес не будет убыточный как и алкогольный пиз... они всё!!!
Гость

06.12.2017 15:07

Какие убытки? Как торговали дерьмом так и торгуют. Мож немного прибыля упали. А так то правильно- ходить пешком больше надо
Старый Русский

06.12.2017 17:39:38

Этот пользователь нарушил правила общения на сайте ИА «Банкфакс», поэтому его комментарий удален. Будьте взаимовежливы!
Смешно

06.12.2017 19:27

Матвейке снова мало денег досталось? Работать нужно, а не торговать.
Очевидец

06.12.2017 19:42

Это даже не смешно, когда в нефтедобывающей стране топливо для внутреннего потребления определяется ценами на бирже. Это грустно. А ведь есть инструменты регулирования решения этой проблемы, да только для правительства важнее качества жизни граждан страны максимизация доходов ресурсодобывающих и ресурсоперерабатывающих компаний. А ресурсы эти природные, и принадлежат всем гражданам... Вообщем, пишите письма президенту и премьерминистру, они будут держать этот вопрос на контроле и будут вести переговоры с этими компаниями... Только вот вопросец один в воздухе висит и как яблочко наливается - доколе?!
иван

06.12.2017 21:59

на независимых азс нет дизтоплива только дешевый сурогат откуда убытки
Календарь
/ /
22.11.2024