Республика Алтай, как и еще семь российских регионов, не справляется с повышением эффективности своего бюджета даже после заключения соответствующих соглашений с Минфином. Об этом пишет «Газета.Ru» со ссылкой на доклад Счетной палаты по итогам проверки за 2015 год. Госаппараты в этих территориях продолжают раздуваться, их доходы снижаются в несколько раз быстрее расходов и более чем на 77 % зависят от поступлений из других бюджетов.
С 2014 года в России были установлены новые бюджетные ограничения для регионов в качестве условий предоставления им финансовой помощи из федерального бюджета. Начиная с 2015 года эти ограничения также стали зависеть от доли дотаций в собственных доходах того или иного субъекта. В список высокодотационных, то есть тех, в доходах которых дотации из федерального бюджета превышали 40 % (в течение двух из трех последних лет), вошли восемь регионов: республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Чечня, Тыва, Крым, Камчатский край, а также Севастополь.
Список самых дотационных регионов от года к году не претерпевает значимых изменений. Больше двух лет назад, в середине 2014 года, Счетная палата насчитывала семь таких субъектов. С тех пор список пополнился Крымом и Севастополем, а исчез из него за это время только один регион — Карачаево-Черкесия. Совокупный объем безвозмездных поступлений в их бюджеты увеличился с 196,9 млрд рублей на 1 января 2014 года до 329,7 млрд рублей на 1 января 2015 года, или на 67,5 %, подсчитали аудиторы. Правда, к 1 января 2016 года он на 12 % снизился и составил 290,2 млрд рублей.
Интересно при этом, что все та же РА, согласно подсчетам аналитического кредитного рейтингового агентства, по данным за I полугодие 2016 года вошла в число самых богатых российских регионов по показателю совокупных доходов на душу населения. Этот фактор напрямую связан с тем, что регион является не только дотационным, но и обладает сравнительно небольшой численностью населения.
Дополнительным ограничением для регионов-«дотационщиков» по закону является выполнение соглашения с Минфином о специальных мерах по повышению эффективности бюджетных расходов и повышению налоговых поступлений. На деле это не срабатывает, пишет контрольное ведомство. Во всех высокодотационных регионах растут аппараты: число работников госучреждений и органов власти увеличивается, в результате показатели максимальных расходов на оплату труда госслужащих были превышены. Причины, по которым это произошло, Минфин не анализировал, отмечается в отчете Счетной палаты. В целом нарушения соглашений свидетельствуют о низкой дисциплине со стороны регионов и слабом контроле со стороны федерального министерства, отмечается там же.
«Я думаю, это во многом следствие общей неэффективности, - считает аналитик Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Александра Суслина. - В бедных регионах, где уровень жизни близок к нищете, простым повышением тарифов проблему не решишь, нужно создавать в регионе инвестиционно привлекательные условия». Отчет Счетной палаты содержит целый список возможных направлений работы для губернаторов. Одним из резервов для пополнения доходов этих регионов является легализация «серой» занятости. По данным Росстата, доля занятых в неформальном секторе в этих регионах почти вдвое выше среднего показателя по России: 47,9 % против 20,5 %.
Еще одно возможное направление для повышения доходов высокодотационных субъектов — привлечение инвестиций. Договоры, которые заключает с регионами Минфин, рациональны: министерство требует от регионов умерять расходы, однако «повыше этих договоров есть другая система принятия решений», рассуждает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «Абсолютно понятно, что эти договоры - большая условность. Потому что когда они нарушаются и Минфин пытается что-то делать, руководитель региона идет в Белый дом или Кремль, объясняет, как у него все проблемно, после чего оттуда звонят и говорят дать дополнительные бюджетные кредиты», — отмечает она. Поэтому, пока у губернаторов остается возможность решать вопросы на других уровнях власти, требования Минфина останутся советом, а не руководством к действию, уверена г-жа Зубаревич. Она напоминает, что Чеченской Республике в I полугодии прибавили трансферты на 14 % в условиях общего сокращения на 12 %. «Если Чечне прибавляют трансфертов — почему она должна оптимизировать расходы?» - задается вопросом эксперт.
17.10.2016 11:12
17.10.2016 11:16
Народ
1926[47]
1939[48]
1959[49]
1970[50]
1979[51]
2002
2010[52]
русские 52,0 % 70,4 % 69,8 % 65,6 % 63,2 % 57,4 % 56,6 %
алтайцы 35,7 % 24,2 % 24,2 % 27,8 % 29,2 % 30,6 % 33,9 %
казахи 2,3 % 2,6 % 3,0 % 4,3 % 5,0 % 6,0 % 6,2 %
теленгиты 3,4 % … … … … 1,2 % …
украинцы … 1,0 % … … … 0,7 % …
кумандинцы 1,4 % … … … … 0,5 % 0,5 %
17.10.2016 11:20
Данные приведены по материалам переписи населения 2010 года[53].
Район
Алтайцы
Казахи
Русские
Кумандинцы
Кош-Агачский район 40,5 % 53,4 % 3,2 % …
Майминский район 8,2 % … 85,3 % …
Онгудайский район 75,9 % … 21,4 % …
Турочакский район 19,3 % … 72,9 % 3,3 %
Улаганский район 77,1 % 3,8 % 16,6 % …
Усть-Канский район 69,7 % 3,2 % 25,1 % …
Усть-Коксинский район 22,5 % … 74,3 % …
Чемальский район 27,8 % … 66,9 % …
Чойский район 8,6 % … 87,6 % …
Шебалинский район 45,3 % … 51,0 % …
г. Горно-Алтайск 22,3 % 2,2 % 67,8 % …
17.10.2016 12:06
17.10.2016 14:02
17.10.2016 14:45
По сравнению с Алтайским краем и уровень жизни у них выше, и зарплата выше…
Неужели вновь у кого-то возникла идея объединить два Алтая?
17.10.2016 14:46
17.10.2016 19:12
ты о чем, Ванятка-молодЦ?
17.10.2016 22:52