Республика Алтай по данным за I полугодие 2016 года вошла в число самых богатых российских регионов по показателю совокупных доходов на душу населения. Средний доход 16-ти наиболее обеспеченных региональных бюджетов на человека составил 60,3 тысячи рублей, пишет РБК со ссылкой на исследование аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). При этом эксперты отмечают семикратный разрыв в доходах субъектов РФ.
Исследование АКРА в полном объеме пока не доступно, однако судя по отсутствию упоминания Алтайского края как в группе аутсайдеров, так и среди лидеров, очевидно, что эксперты причислили регион к категории «середнячков». В Алтайском крае, согласно информации регионального комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, на одного жителя в 2015 году приходилось 34 849 рублей консолидированного регионального бюджета, в 2016 году (согласно прогнозу) — 35 331 рубль.
Для расчета дифференциации между доходами самых богатых и самых бедных регионов АКРА использовало показатель бюджетных доходов на душу населения (по данным неконсолидированных бюджетов регионов). Агентство приходит к выводу, что 20 % самых богатых регионов имеют относительный уровень собственных доходов в 6,8 раза более высокий, чем 20 % самых бедных. Собственные доходы — это налоговые и неналоговые поступления, они не включают безвозмездные поступления из федерального бюджета.
В число самых бедных субъектов РФ попали Астраханская, Саратовская области, Ставропольский край, Ивановская область, Северная Осетия, Волгоградская область, Калмыкия, Кировская область, Дагестан, Кабардино-Балкария, Костромская область, Чувашия, Адыгея, Омская, Пензенская и Орловская области. Средний показатель составил 14,6 тысяч рублей на душу населения. По состоянию на 1 июля к самым богатым регионам по показателю совокупных доходов на душу населения относятся Хабаровский и Красноярский края, Ленинградская область, Коми, Республика Алтай, Тыва, Мурманская область, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО, Москва, Магаданская область, Якутия, Камчатский край, Ямало-Ненецкий АО, Сахалинская область, Чукотский АО. Средний доход бюджетов на душу составил 60,3 тысячи рублей.
Бюджетные доходы российских регионов по итогам шести месяцев 2016 года увеличились на 3 % (с поправкой на инфляцию — снизились на 5 %). Но за общей цифрой скрывается высокая дифференциация регионов: у 20 % самых богатых регионов доходы выросли на 1,7 %, а у 20 % самых бедных — практически не изменились (рост всего на 0,3 %), говорится в исследовании. Неравенство в доходах между богатыми и бедными регионами «вновь усугубилось», а с 2012 года разрыв увеличился на 10 %, пишут аналитики агентства. В 2016 году у региональных бюджетов, по сути, осталось два собственных источника роста — НДФЛ и акцизы, говорится в исследовании. Ключевые источники доходов регионов — это налог на прибыль и НДФЛ, а также федеральные трансферты. Но если у более бедных регионов доходы зависят от динамики трансфертов, то у более богатых — от динамики именно налоговых доходов, добавляет замдиректора группы государственных финансов S&P Карен Вартапетов.
На рост налоговых доходов, который мог бы улучшить ситуацию, регионам вряд ли стоит рассчитывать: на сборы НДФЛ «давит» рост неформальной занятости (в целом в структуре налоговых доходов на этот налог приходится почти треть). А с учетом того, что дополнительные возможности эффекта девальвации и импортозамещения были использованы в 2015 году, источники роста сборов налога на прибыль (37 % в структуре налоговых доходов) в текущем году уже исчерпаны.
Совокупные расходы регионов растут быстрее, чем доходы, говорится в исследовании, при этом «прирост трат по статьям неравномерен; к примеру, российские регионы потратили на образование почти столько, сколько и годом ранее, а на национальную экономику — на 12 % больше». Неравенство регионов растет из-за сокращающихся возможностей федерального центра — доля трансфертов из федерального бюджета неуклонно снижается, указывают авторы обзора. В частности, дотации на реализацию «майских указов» президента по повышению зарплаты бюджетникам в 2017 году снижаются на 5 %, трансферты на дорожную деятельность от уровня текущего года планируется сократить почти в два раза.
За счет помощи из федерального бюджета разрыв регионов в собственных доходах удается сократить до 4,2 раза, но сокращение трансфертов ведет к росту дифференциации. По расчетам агентства, по итогам I полугодия 2016 года объем трансфертов регионам упал на 12 %, а их доля в доходах бюджетов снизилась до 17 % по сравнению с 20 % в I полугодии 2015 года. В прошлом году на увеличение разрыва между доходами регионов повлияла и девальвация рубля, благодаря которой выросли доходы регионов с высокой долей «экспортно ориентированных» налогоплательщиков (Сахалинская область, ХМАО, Красноярский край).
Согласно прогнозу, из-за стагнации доходной части и сильного давления на расходную часть дефицит бюджетов регионов увеличится. А в условиях ограниченных возможностей оптимизации расходов регионам придется выходить на финансовые рынки: брать банковские кредиты и размещать облигации. Объем размещенных облигаций будет не меньше, чем в прошлом году (около 100 млрд рублей), прогнозируют аналитики.
Инфографика: rbc.ru