Суд по интеллектуальным правам полностью удовлетворил иск ОАО «Концерн «Калашников», которое производит одноименный автомат, к ЗАО «М. Т. Калашников», учредителями которого являются дочь и внук покойного алтайского оружейника. Суд досрочно прекратил правовую охрану товарного знака «АК-47». Причем, как следует из документов суда, концерн «бился» за право использовать бренд для игрушек.
Разбирательства по делу начались еще в 2014 году — через год после смерти Михаила Калашникова. Причем изначально суд вставал на сторону родственников конструктора. У их ЗАО имелось право на использование товарных знаков по 25-му (одежда) и 28-му (игрушки) классам международной классификации товаров и услуг (МКТУ), действующее до 2022 года. Согласно нормам закона, если товарный знак не используется в течении трех лет подряд, правообладатель лишается его охраны. По мнению концерна, в период 2009-2012 годов ЗАО «М. Т. Калашников» не выпускал и не продавал игрушки с данным товарным знаком, что и явилось основанием для подачи иска.
Родственникам конструктора с помощью копий договоров поставки удалось доказать, что они все же продавали такую продукцию в течение упомянутых лет. Такое решение было вынесено, несмотря на то, что концерн заявлял о фальсификациях доказательств. Загвоздка в том, что сделал он это на той стадии процесса, когда все рассмотренные материалы невозможно изъять из дела. Впрочем, совсем не этот довод стал причиной итоговой «победы» концерна.
За отказом суда первой инстанции последовала апелляция, причем на стороне заявителя выступили Ижевский механический завод и правительство РФ, на стороне ответчика — Межрегиональный фонд им. М. Т. Калашникова. В итоге суд согласился, что в решении первой инстанции не была рассмотрена главная претензия и родственники Михаила Калашникова использовали вовсе не товарный знак в виде, представленном на сайте Роспатента, а изображение и маркировку настоящего автомата Калашникова, к разработке которого имеет отношение концерн и ижевский завод, выступающие на его стороне.
Как отмечается, концерн производит и рекламирует товары, однородные товарам 28-го класса МКТУ и поэтому заинтересован в прекращении правовой охраны знака. При этом, судя по всему, концерн не собирается просто занимать нишу ЗАО — обстоятельство явилось лишь формальным признаком, позволившим подать иск.
В определении апелляционной инстанции говорится, что сторона родственников оружейника использовала не товарный знак — черный силуэт автомата с белыми буквами «АК-47», а изображение и маркировку определенного образца стрелкового оружия – всемирно известного автомата Калашникова (модель 1947 года). Потребители воспринимали аббревиатуру «АК-47» как обозначение автомата Калашникова, а не словесный элемент товарного знака, решил суд.
Вероятно, если бы родственники г-на Калашникова использовали бренд в том виде, в каком зарегистрировали, проблем бы не возникло. Но они по какой-то причине решили, что фото самого автомата подходит для маркировки их продукции лучше, чем черно-белая пиктограмма.
В октябре 2015 года по делу была назначена социологическая экспертиза, результаты которой представлены в январе 2016 года. Текст окончательного решения еще не опубликован, однако известно, что суд полностью удовлетворил иск концерна. Вероятно, экспертиза показала, что фото самого автомата и спорный товарный знак не воспринимаются идентично.
Фото: сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам