Успех фирм и компаний можно оценивать по-разному: в денежном эквиваленте (объем прибыли, полученной за год), в количественном выражении (объемы выпущенной либо реализованной продукции, в штуках либо единицах веса), в развитии территории, открытии новых зарубежных филиалов и др. Но в мировой практике есть и другие критерии оценки, например, котировка акций компании на международной бирже. Увидеть статус такого предприятия на текущий момент, а также узнать о перспективных способах размещения капитала помогает аналитика IPO.
Английская аббревиатура IPO, в полном варианте звучащая как Initial Public Offering — это первичное размещение ценных бумаг компании на бирже (фондовом рынке). В результате компания из частной превращается в публичную, а ЦБ может приобрести сторонний инвестор.
Для фирмы это способ получить дополнительное финансирование, необходимое для дальнейшего развития, а для покупателя акций — интересное вложение свободных средств. Трезвый расчет и грамотная аналитика IPO помогают получить весьма солидную прибыль от таких инвестиций.
Почему мировые компании стремятся выйти на IPO?
Многие начинающие инвесторы считают, что компании предлагают IPO акции только ради привлечения дополнительных средств. Но это далеко не все преимущества, поскольку выход на фондовый рынок или биржу автоматически повышает статус компании, укрепляет доверие к ней.
Плюсами также становятся:
- Укрепление деловой репутации (как среди партнеров, так и среди существующих и потенциальных кредиторов).
- Повышение узнаваемости бренда или фирмы (выход на биржу – своеобразная пиар акция).
- Получение высокого рейтинга (благодаря прозрачности операций и строгому контролю со стороны регулирующих органов).
- Повышение ликвидности акций (их можно использовать в качестве платежного средства либо залогового имущества).
- Возможность определения рыночной стоимости бизнеса (эта оценка весьма справедлива).
Важно понимать, что рынок IPO постоянно развивается, на нем меняются уровень спроса и предложений. Определить последние тренды бывает очень сложно, а на некоторые IPO (такие, как акции Facebook) наблюдается ажиотированный спрос, значительно опережающий предложение.
Что важно понимать инвестору про IPO
Обычно первичное размещение акций практикуют компании с высоким уровнем капитализации и относительно постоянным объемом прибыли. Для небольших фирм с неустойчивым положением выход на рынок невыгоден. Чтобы сделать удачное вложение, инвестору потребуется:
ТОП-3 самых громких IPO года
Пока точно неизвестно, насколько интересными будут предстоящие IPO (запланированные до конца 2020 года). Однако среди компаний, уже сделавших первичное размещение акций, можно отметит несколько интересных:
1. Snowflake (спектр услуг по «облачному» хранению и анализу данных).
2. Amwell — телемедицина, получившая поддержку со стороны Google (будет актуальна как минимум до прекращения карантина).
3. BigCommerce Holdings – разработка и продажа ПО для интернет-магазинов (актуальна в связи с массовой изоляцией и развитием торговли в сети).