Идея создания подшипников пришла в голову людям давно. Первые прототипы наблюдались при раскопках древнеегипетских и древнекельтских поселений. Были попытки их создания и во времена Рима. Но для широкой популяризации не хватало малого: хорошего материала и критической важности для промышленности. Да и самой промышленности еще не существовало.
Около двух сотен лет назад наступил переломный момент. Надежный и долговечный, но при этом сравнительно дешевый подшипник стал обязательным условием развития. Без него все остальные изобретения в области механики теряли свою ценность. Появился реальный спрос, появилось и предложение.
Был изобретен специальный сплав, из которого стало возможным изготавливать шарики и ролики. Даже первые изделия отличались высокими эксплуатационными характеристиками, оставаясь при этом дешевыми. Механика перешла от топтания на месте и мелких неуверенных шажков к стремительному бегу.
На сегодняшний день трудно встретить устройство, в котором бы не фигурировали подшипники, если в нем есть хотя бы одна движущая часть.
Поскольку производством подшипников занимается сравнительно мало предприятий, а их использованием – все остальные, была введена стандартизация и специальная система маркировки. В западных и постсоветских странах она отличается, но при помощи справочников и интернета найти соответствие нетрудно.
Почему же такой востребованный элемент механики изготавливает так мало предприятий? Дело в том, что экономически выгодным является крупное производство. Мелких и средних фирм, работающих в этом направлении, не существует даже при самом развитом капитализме, нет их при полнейшем содействии государства. Так и повелось, что во всем мире остались только крупные производственные центры, занимающиеся одновременным изготовлением почти всего доступного ассортимента.
Классификация подшипниковНесмотря на тысячи существующих моделей подшипников, они четко классифицированы наукой. Главнейшим критерием отличия является принцип действия. В этом отношении различают:
СкольжениеПредставители этого типа отличаются:
- Компактными размерами.
- Устойчивостью к высоким нагрузкам.
- Большой точностью при установке.
- Удобной разъемной конструкцией.
Основные достоинства группы:
- Низкий уровень трения.
- Простота замены.
- Минимальные требования к смазке.