Строительство газопровода «Алтай», которое наконец получило документальное подтверждение на саммите АТЭС, не окажет значимого положительного эффекта на экономику Алтайского края. Все дело в том, что труба будет проходить через регион транзитом, при этом уже имеющаяся газовая ветка используется далеко не на 100 %, рассказал ИА «Банкфакс» декан географического факультета АлтГУ Геннадий Барышников.
По мнению г-на Барышникова, тот газ, что будет поставляться в Китай, никак не связан с Алтайским краем и его использование на территории региона затруднено. «Алтай» - это транзитная линия. Сейчас у нас есть своя газовая ветка, но и она используется не полностью. Фактически магистральные газопроводы подвели к крупным населенным пунктам региона, а потребителей этого «голубого топлива» недостаточно. У населения и части промпредприятий просто нет денег, чтобы отвести газ от магистрали к себе. То есть, пока не реализованы даже возможности уже имеющегося в Алтайском крае газа», - рассказал декан геофака.
Наладить переработку на территории региона также будет проблематично сразу по нескольким причинам. «У нас не так много лишнего газа, который можно пустить на переработку в промышленных масштабах. Фактически пока этим занимаются почти исключительно в регионах, где налажена газодобыча. К примеру, в Ямало-Ненецком АО попутный газ десятки лет сжигался, и лишь недавно там началась его переработка в пластмассы и полимеры. Конечно, из углеводородов теоретически и черную икру можно делать, но это не значит, что мы будем ее есть. К тому же, газопровод не предназначен к использованию в качестве источника сырья для переработки, а различные пластики и полимеры выгоднее привезти с уже имеющихся производств», - считает Геннадий Барышников.
По его словам, строительство «Алтая», несомненно, будет нести положительный эффект для региона, но назвать его значительным нельзя. «Можно говорить о том, что появятся новые рабочие места, но не о том, чтобы поднять экономику Алтайского края. У нас все же аграрный регион, хотя и довольно богатый различными полезными ископаемыми. К сожалению, сейчас они используются примерно на 25 %, хотя рудная база и ее перспективы огромны. На Алтае можно в промышленных масштабах добывать полиметаллы, золото, серебро, но для этого нужны серьезные вложения», - рассказал собеседник.
Влияние на экологию Алтайского края, по мнению г-на Барышникова, также можно свести к минимуму. Еще с 2010 года в Алтайском крае проводились инженерно-геологические изыскания на предмет возможного строительства газопровода, в ходе которых была изучена тектоника плит, климат, гидрология и дана комплексная оценка ландшафта. Чуть позже в «двух Алтаях» прошли общественные слушания по вопросу прокладки газопровода, где удалось заручиться поддержкой населения. «При проведении подобных работ есть рассчитанные нормы и параметры, при соблюдении которых негативного влияния на экологию практически не наблюдается. Общественность, со своей стороны, должна контролировать ход строительства, и тогда природная среда останется в сохранности. Более того, если активизировать работу по подключению промпредприятий и населения к уже имеющейся газовой ветке, то загазованность атмосферы, которая в Барнауле, к примеру, по сравнению с другими областными центрами являются довольно значимой, существенно снизится», - считает г-н Барышников.
Стоит добавить, что ряд ученых считает строительство газопровода «Алтай» спасением для памятников древности в Республике Алтай. К примеру, заместитель директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Вячеслав Молодин сообщил «Интерфаксу», что если строительство «Алтая» станет реальностью, то обязательные археологические работы в зоне его трассы будут считаться охранно-спасательными и станут хорошим шансом для ученых исследовать культурно-историческое наследие древних кочевых племен, обитавших в этих местах тысячи лет назад. Для этого даже не будет требоваться согласие местного населения, которое во многих случаях выступает против раскопок.
Вместе с тем, активисты «Гринпис», обескураженные позицией России по маршруту газопровода, который, согласно планам, должен пройти через объект всемирного наследия ЮНЕСКО - плато Укок - обратились с просьбой защитить природу к китайской стороне. Свою позицию они обосновывают тем, что в Поднебесной, вероятно, более уважительно относятся к международным договорам, запрещающим «совершать какие-либо действия, которые могут привести к разрушению объекта всемирного наследия на территории другого государства».
Напомним, 9 ноября в рамках саммита АТЭС между «Газпромом» и китайской CNPC было подписано рамочное соглашение, которое предполагает ежегодную поставку через «Алтай» 30 млрд куб. м газа в течение 30 лет. Этот объем будет дополнительным к тем 38 млрд куб. м ежегодно, что уже получили подтверждение в рамках запланированного строительства газопровода «Сила Сибири» (восточный маршрут).
Как передает РБК, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что с учетом наращивания поставок российского газа через Алтай, в среднесрочной перспективе поставки в КНР могут превысить российских экспорт газа в Европу. Г-н Миллер также отметил, что западный маршрут становится приоритетным направлением российско-китайского газового сотрудничества.
Заключенное в Пекине соглашение пока носит рамочный характер; сам контракт на поставку газа через «Алтай» должен быть заключен в 2015 году. Лишь после этого можно будет уверенно говорить о суммах, сроках и т.п. Однако известно, что «Газпром» не получит аванса от китайской CNPC по уже заключенному контракту второго газопровода «Сила Сибири». В связи с этим возможно предоставление государственной помощи, в том числе из Фонда национального благосостояния, сказал «Ведомостям» федеральный чиновник.
15.11.2014 10:16