13 июля Комитет гражданских инициатив в Алтайском крае, Алтайский союз предпринимателей (АСП), Алтайское краевое отделение «Деловая Россия», а также газета «Ваше дело» провели круглый стол, в рамках которого состояние делового климата в регионе получило оценку со стороны бизнеса и независимых экспертов. Выводы оказались неутешительными, но со стороны власти услышать их оказалось некому - приглашенные чиновники мероприятие не посетили.
На круглом столе присутствовало около 50 человек. При этом, ни муниципальных, ни краевых чиновников среди них не оказалось. Исключение составил лишь депутат Барнаульской городской Думы Анатолий Вытоптов, который в контексте мероприятия выступал в большей степени как представитель бизнеса.
По заказу АСП исследовательская компания «Социс» подготовила доклад о том, как местное бизнес-сообщество оценивает деловую среду Алтайского края. Аналитики провели опрос среди 100 предпринимателей в городах и районах. Приведенные в исследовании результаты сложно назвать оптимистичными, однако и они показались ряду участников мероприятия слишком сглаженными.
Приведем лишь некоторые данные: на вопрос о том, можно ли в крае вести честный бизнес, 39 % опрошенных ответили, что «скорее, нет», а положительный ответ дали 10 % респондентов. Большинство предпринимателей также указали, что «невозможно» и «проблематично» вести бизнес, если исполнять все предписания и контрольно-надзорные регламенты. Любопытно, что наибольший оптимизм в этом отношении испытывают сельские предприниматели.
В числе наиболее острых проблем, мешающих предпринимательской деятельности, барнаульские бизнесмены назвали коррупцию и политику естественных монополий, представители бизнес-собщества из других городов края — завышенные требования регулирующих органов, а сельские предприниматели — рост цен. 53 % опрошенных считают, что во взаимоотношениях власти и бизнеса присутствует коррупционный механизм. По степени коррупционности обращают на себя особое внимание доступ к государственному и муниципальному заказу, прохождение проверок и выделение земли.
Эффективность господдержки также вызывает скепсис регионального бизнеса. В местные программы поддержки предпринимательства включено менее 20 % участников исследования, а использование таких объектов инфраструктуры поддержки как бизнес-инкубаторы, индустриальные парки и банковские союзы «стремится к нулю».
В ходе дискуссии директор «Центра государственного заказа» Елена Таримова заявила, что, по ее данным, ситуация обстоит еще гораздо хуже - 92 % алтайских предпринимателей считают, что вести бизнес на территории региона нельзя. Доцент кафедры региональной экономики и управления АлтГУ Виталий Пуричи, оценивший позиции Алтайского края в целом комплексе авторитетных рейтингов, пришел к выводу, что региону действительно нечем похвастаться: по такому «раскрученному» чиновниками показателю как объем привлеченных в экономику инвестиций он занимает среди регионов третье место с конца.
Виталий Пуричи, доцент кафедры региональной экономики и управления АлтГУ:
Эта оценка важна для внешних инвесторов и пока ее нельзя назвать положительной. Данный факт ограничивает возможности для развития региона с точки зрения привлечения внешних инвестиций. Эти позиции не являются приговором, но это индикатор, который можно использовать и делать выводы.
По мнению эксперта, территориально точками роста в России сегодня, как и всегда, можно назвать Москву, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, остров Сахалин, Татарстан, Белогородскую и Калужскую области, Краснодарский край. Эти регионы в отличии от Алтайского края демонстрируют положительную устойчивую динамику развития.
Виталий Пуричи, доцент кафедры региональной экономики и управления АлтГУ:
Каждый из этих регионов выбрал ключевое направление, которое помогло ему набрать темпы роста. Какие направления могли быть использованы в Алтайском крае сегодня — это тайна. В регионе было реализовано несколько программ, связанных с туризмом, большие надежды возлагались на фармакологический кластер, продолжается борьба за повышение качества агропромышленного производства, но существенного сдвига за последние годы мы не получили, и вполне возможно, что вообще хозяйственная структура Алтайского края сегодня нам представляется не очень правильно. По моему мнению, у нас нет представления о том, как должен выглядеть экономический портрет, который бы смог нам обеспечить существенные положительные подвижки.
Согласно индексу инновационного развития, который приведен в энциклопедии, изданной к 75-летию Алтайского края, мы по этому показателю обгоняем Омскую и Новосибирскую области, но все понимают, что это за инновации. Действительно ли это те инновации, которые двигают экономику или это отчетные показатели?
На резонный вопрос о том, какие все-таки сферы деятельности можно развивать как ключевые в Алтайском крае, г-н Пуричи отметил, что регион никогда не развивался стратегически, он всегда был стратегической периферией и продолжает поддерживать эту традицию.
Виталий Пуричи, доцент кафедры региональной экономики и управления АлтГУ:
Когда на Алтай переводились заводы, то не шло речи об экономической эффективности, то же самое можно сказать о сельском хозяйстве в период освоения целины. Вся структура хозяйства края на протяжении истории XX века является очень тяжелой и дотационной и, по моему мнению, это препятствует развитию региона.
Мне думается, что краю стоило бы сконцентрироваться на производстве потребительских товаров - оно дает быстрый эффект и могло бы изменить деловой климат в Алтайском крае. Оно также способно сформировать своеобразную школу развития экономики и правильное отношение к бизнесу как таковому.
Заместитель председателя АСП Татьяна Ларина в рамках дискуссии заметила, что ситуация в целом понятна, но не мешало бы озвучить причины сложившегося положения дел.
Татьяна Ларина, заместитель председателя АСП:
Мы понимаем, что деловой климат у нас резко континентальный. Мы находимся даже не в неблагоприятных условиях развития, а в неблагоприятных условиях спасения своего бизнеса. Постоянные перепады в законодательстве поддерживают нервную обстановку. Законодательные акты непродуманны, не обоснованы данными исследований. При этом исследования вроде бы проводятся, но когда принимается закон, думаешь, какие лунатики его придумали, чем они руководствовались? Существование законодательных коллизий приводит к возможности злоупотреблению правом со стороны контролирующих органов. И мы с этим не боремся, а просто констатируем факт.
По словам г-жи Лариной, то, что декларирует власть на федеральном уровне, могло бы исполняться на местах, но ничего не сдвигается с мертвой точки.
Татьяна Ларина, заместитель председателя АСП:
Сейчас у нас есть программы по инвестициям, есть уполномоченные, а инвестиционной привлекательности нет. Власть уходит в полный формализм, привлекаемые средства утекают в песок, финансовая поддержка малого бизнеса неэффективна.
Есть несколько примеров, когда бизнес дает власти готовые предложения, практически работает за власть, но механизмы не запускаются. Многие проблемы здесь связаны с тем, что нет политической воли, нет конструктива. Но нам нужно и над собой работать, мы ведь тоже не привыкли жить по закону. Наши производственники, когда начинают строить, настолько нарушат все нормы, что потом просто вынуждены «кормить» проверяющих.
Павел Тулин, координатор комитета гражданских инициатив в Алтайском крае:
Хорошо, что вы все-таки затронули грехи предпринимательских сообществ, но подавляющее число выступлений все же касалось взаимоотношений с властью. Это объективно, потому что практически каждый шаг предпринимателя так или иначе связан с исполнительной или законодательной властью. А чем сегодня бизнес интересен власти в Алтайском крае? Все знают, что бюджет региона наполовину сформирован из федеральных денег, поэтому губернатор, как и его помощники, в первую очередь должны отчитаться перед федеральным центром. Как налогоплательщики малый бизнес занимает небольшую долю. Эти деньги в меньшей степени побуждают региональную власть к нам прислушиваться.
По словам Павла Тулина, казалось бы, критерий инвестиционной привлекательности региона в оценке деятельности власти должен побудить ее идти на контакт с бизнесом, но существующая система «отчетности» губернатора перед федеральным центром дает совсем иной эффект.
Павел Тулин, координатор комитета гражданских инициатив в Алтайском крае:
Чиновнику проще придумать какой-то заметный инвестпроект с какой-то крупной компанией, построить где-нибудь в Тальменке «Диснейленд», отчитаться перед федеральным центром об освоении миллиардов рублей, чем насобирать эти деньги с таких предпринимателей, как мы. Система отчетности в федерации не в нашу пользу. Я думаю, что именно это должно быть предметом критики, если мы пытаемся что-то изменить.
В проекте резолюции круглого стола было отмечено, что состояние делового климата в крае неудовлетворительно, но имеет большие резервы. Чтобы изменить ситуацию предприниматели планируют разработать «дорожную карту» по его улучшению. Кроме этого, они собираются проанализировать Стратегию развития малого и среднего бизнеса до 2025 года, которую недавно презентовало краевое управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, и дополнить ее своими предложениями.
16.07.2013 11:36
16.07.2013 17:27