- Алтайский край - зона России с хорошо развитой зерноперерабатывающей отраслью. На Алтае самая большая концентрация мелькомбинатов на душу населения. Прежде мукомолам даже не хватало местного зерна, чтобы загрузить свои предприятия на полную мощность.
Сейчас зерна предостаточно. Однако как для его производителей, так и для переработчиков ситуация только усугубилась - резко сократились рынки сбыта продукции, а значит, и сырье оказалось ненужным в имеющихся объемах. У нас нет возможности полноценно загружать производственные мощности и предоставлять желаемое число рабочих мест. А значит, мы не можем приобретать выращенное на алтайских полях зерно, потому что испытываем острый дефицит рынков сбыта. В свою очередь это влияет и на наполняемость регионального бюджета. Уже весной 2009 года мы поняли, что потеряли экспортные рынки сбыта: сложившееся соотношение курсов валют и более высокая стоимость российского зерна сделали нашу муку неконкурентоспособной по сравнению с продукцией из Украины и Казахстана. Наши партнеры, невзирая на двухлетний опыт безупречной работы, попросту отдали предпочтение дешевой муке. И это притом, что алтайская мука признана лучшей по своим хлебопекарным качествам.
Весомый фактор, который перекрывает сибирской муке доступ к рынкам сбыта, очевидно, завышенный тариф на транспортировку продукции. В заведомо проигрышном положении оказывается сибирская и в частности алтайская мука на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Центральной и Средней Азии из-за очень высоких затрат на железнодорожные перевозки. Действующий тариф - 70-95 долларов за тонну экспортированного зерна или продукции зернопереработки - самый высокий в мире, он отрезает нас от важнейших рынков сбыта. Спрос на мучную продукцию в названных странах постоянно растет. Потенциально это огромные рынки сбыта, однако зай-ти на них возможно лишь при условии снижения железнодорожных тарифов на экспорт в несколько раз.
Проблема завышенных железнодорожных тарифов России озвучивается не только зернопереработчиками. Осенью мы принимали представителей одной из крупнейших японских корпораций. Делегация из 14 человек посетила наш мелькомбинат в Ребрихинском районе, после чего состоялись переговоры. Японская сторона выразила готовность начать сотрудничество с алтайскими производителями сразу после урегулирования вопроса тарифов на перевозки.
Мы видим, что администрацией края предпринимаются меры по урегулированию проблем, связанных с транспортировкой продукции зернопереработки. Так, несколько лет действует понижающий коэффициент 0,5 на транспортировку продукции на расстояния, превышающие 1100 км.
Но эти достижения нивелируются постоянным повышением стоимости услуг, которые предоставляет железная дорога. Потери в тарифе компенсируются железнодорожниками за счет повышения стоимости услуг, например, по подаче и промывке вагонов.
В течение минувшего года мы сформулировали несколько предложений по урегулированию проблемы. В частности, зафиксировать тариф на экспорт зерна и продукции его переработки на уровне 20-25 долларов за тонну либо установить понижающий коэффициент 0,5 на продукцию зернопереработки на любые расстояния. Подобные меры не только откроют рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Центральной и Средней Азии для зернопереработчиков, но и сделают сибирскую муку более конкурентоспособной на рынках европейской и центральной части России. Сейчас сибирская мука в пункте назначения стоит дороже той муки, что предлагают местные производители даже при условии, когда мы отпускаем ее с мелькомбинатов по более низкой цене. Все дело в том, что железнодорожный тариф - это ощутимая составляющая стоимости муки. При отправке продукции в отдаленные регионы он может составлять до 30% стоимости каждого килограмма муки. Хочу подчеркнуть, что принятие понижающего коэффициента 0,5 на все расстояния для сибирских мукомолов сделает муку доступнее для потребителей регионов Дальнего Востока, а значит, и для населения хлеб, кондитерские изделия и полуфабрикаты.
Я думаю, в следующем году, объединив усилия зернопереработчиков, законодательной власти и администрации края, а также наших депутатов в Государственной думе РФ и членов Совета Федерации, удастся продвинуться в решении этой многосторонней проблемы. Ведь освоение новых рынков сбыта позволит решить проблемы крестьян, которые не знают, как реализовать свое зерно по достойной цене, а также загрузить мощности мелькомбинатов и предоставить новые рабочие места на селе.
13.01.2010 23:18
14.01.2010 12:07