Как сообщает интернет-портал РА, 11 февраля население
Республики Алтай отмечает встречу алтайского Нового года,
называемого Чага-Байрам.Этот праздник отмечается в конце
января-начале февраля согласно лунному календарю.
До 1997 года праздник не иел республиканского статуса и
организовался либо районной, либо сельской администрациями.
Поскольку праздник Чага-Байрам долгое время (в советские годы) не
проводился, многие его элементы утрачены. К тому же в прошлом
этот праздник отмечался не во всех районах Горного Алтая, а
только в Кош-Агачском р-не и Чуйской степи.
В настоящее время республиканские власти выступают в качестве
основных организаторов Чага-Байрам. Праздник исторически включает
в себя как развлекательную, так и обрядовую часть. Старшее
поколение алтайцев довольно плохо помнит ритуалы совершения
многих алтайских обрядов, в том числе и необходимых для
проведения праздника Чага-Байрам. В настоящее время эти обряды
приходится совершать, взяв большую часть информации о них из
научных книг.
Старшее поколение не одобряет этого, поскольку, согласно народным
представлениям, при неправильном исполнении какого-либо обряда
последует наказание. Поэтому в некоторых алтайских селениях
обрядовая часть праздника Чага Байрам стариками вообще не
проводится.
Иногда в рамках Чага-Байрам проводится праздник сеоков, т.е.
родов, но он может быть организован и отдельно от праздника Чага
Байрам. праздник сеоков может проводится в любое время года, но
обязательно в новолуние, и в тех селениях, где сохранились сеоки.
В нем принимают участие представители основных родов, проживающих
в селении. До сих пор в алтайском обществе сохраняется экзогамия,
т.е. запрет брака между молодыми, принадлежащими к одному роду, и
традиция шаалты, т.е. предоставление родственникам девушки выкупа
за невесту.
Ученые
института этнологии и антропологии РАН
описали как проходил один из праздников Чага-Байрам в 90-е годы в
районном центре Шабалино Алтайского края.
Рано утром, на восходе солнца, старейшины Шебалино, 70-летние
мужчины (от одного до четырех человек) отправляются к роднику
"Аржан-суу", который находится в местечке Шебелик. Согласно
традициям, старики должны быть "чистыми". Так, в обряде
участвуют только те из них, в чьих семьях не было похорон в
течение года. Старики должны быть самыми авторитетными людьми. В
тех алтайских селениях, в которых сохранилась родовая
организация, выбирают стариков из наиболее уважаемых родов.
Например, в сел. Беш-Озек обряды выполняет алтаец 76 лет из рода
"тодош". Там проводится обряд поклонения природе.
В то же время в небольшом алтайском селении Актел Шебалинского
р-на для проведения молений была допущена пожилая женщина. Во
время обряда поклонения природе старики произносят молитвы, в
которых просят благоденствия жителям их селения. Они приносят с
собой алтайскую пищу (сырчик и толкан) и устраивают "природе"
угощение.
Затем все сельчане идут к священному дереву, которое
есть в каждом селении, и привязывают ленточки (они могут быть
только трех цветов - белые, голубые и желтые). Готовится общий
стол для всех жителей селения, для чего варят блюдо "кочо", а
также мясо жеребенка. Вечером проводятся спортивные игры, а
затем в сельском клубе организуется концерт, на который приезжают
популярные алтайские эстрадные певцы, а также хореографические
ансамбли.
29.01.2011 16:23