Top.Mail.Ru
18+

Сегодня жители республики алтай отмечают новый год по лунному календарю чага-байрам.

Как сообщает интернет-портал РА, 11 февраля население Республики Алтай отмечает встречу алтайского Нового года, называемого Чага-Байрам.Этот праздник отмечается в конце января-начале февраля согласно лунному календарю.

До 1997 года праздник не иел республиканского статуса и организовался либо районной, либо сельской администрациями. Поскольку праздник Чага-Байрам долгое время (в советские годы) не проводился, многие его элементы утрачены. К тому же в прошлом этот праздник отмечался не во всех районах Горного Алтая, а только в Кош-Агачском р-не и Чуйской степи.

В настоящее время республиканские власти выступают в качестве основных организаторов Чага-Байрам. Праздник исторически включает в себя как развлекательную, так и обрядовую часть. Старшее поколение алтайцев довольно плохо помнит ритуалы совершения многих алтайских обрядов, в том числе и необходимых для проведения праздника Чага-Байрам. В настоящее время эти обряды приходится совершать, взяв большую часть информации о них из научных книг.

Старшее поколение не одобряет этого, поскольку, согласно народным представлениям, при неправильном исполнении какого-либо обряда последует наказание. Поэтому в некоторых алтайских селениях обрядовая часть праздника Чага Байрам стариками вообще не проводится.

Иногда в рамках Чага-Байрам проводится праздник сеоков, т.е. родов, но он может быть организован и отдельно от праздника Чага Байрам. праздник сеоков может проводится в любое время года, но обязательно в новолуние, и в тех селениях, где сохранились сеоки. В нем принимают участие представители основных родов, проживающих в селении. До сих пор в алтайском обществе сохраняется экзогамия, т.е. запрет брака между молодыми, принадлежащими к одному роду, и традиция шаалты, т.е. предоставление родственникам девушки выкупа за невесту.

Ученые института этнологии и антропологии РАН описали как проходил один из праздников Чага-Байрам в 90-е годы в районном центре Шабалино Алтайского края.

Рано утром, на восходе солнца, старейшины Шебалино, 70-летние мужчины (от одного до четырех человек) отправляются к роднику "Аржан-суу", который находится в местечке Шебелик. Согласно традициям, старики должны быть "чистыми". Так, в обряде участвуют только те из них, в чьих семьях не было похорон в течение года. Старики должны быть самыми авторитетными людьми. В тех алтайских селениях, в которых сохранилась родовая организация, выбирают стариков из наиболее уважаемых родов. Например, в сел. Беш-Озек обряды выполняет алтаец 76 лет из рода "тодош". Там проводится обряд поклонения природе. В то же время в небольшом алтайском селении Актел Шебалинского р-на для проведения молений была допущена пожилая женщина. Во время обряда поклонения природе старики произносят молитвы, в которых просят благоденствия жителям их селения. Они приносят с собой алтайскую пищу (сырчик и толкан) и устраивают "природе" угощение.

Затем все сельчане идут к священному дереву, которое есть в каждом селении, и привязывают ленточки (они могут быть только трех цветов - белые, голубые и желтые). Готовится общий стол для всех жителей селения, для чего варят блюдо "кочо", а также мясо жеребенка. Вечером проводятся спортивные игры, а затем в сельском клубе организуется концерт, на который приезжают популярные алтайские эстрадные певцы, а также хореографические ансамбли.

Регистрация / Вход

Администрация сайта призывает пользователей соблюдать правила комментирования

Комментариев 1
Тантаков Амыр Александрович

29.01.2011 16:23

Хорошее описание нашего национального праздника =)
Календарь
/ /
22.11.2024