Администрация Барнаула выпустила постановления о приватизации 10 автобусов «ЛиАЗ» в рамках электронного аукциона. Стоимость машин колеблется от 229 тысяч до 277 тысяч рублей. Речь, судя по описанию, идет о технике, некогда находившейся в аренде у ныне разорившегося ОАО «БарнаулПассажирТранс», ранее подконтрольного депутату Барнаульской гордумы Валерию Касплеру. Еще в марте прошлого года мэрия хотела продать каждый из этих автобусов по цене не дешевле 300 тысяч рублей.
На сайте мэрии Барнаула были опубликованы 10 постановлений об условиях приватизации 10 автобусов марки «ЛиАЗ» 2009 года выпуска, находящихся в собственности муниципалитета. Восемь из них власти собираются продать за 229 тысяч рублей, два – за 277 тысяч рублей. Способ приватизации – аукционы в электронной форме, точные даты проведения которых не указаны.
Эти же постановления отменяют действие более ранних версий документов. Как следует из информации с правового портала города, они издавались в декабре и марте прошлого года. Условия приватизации в них почти не менялись, за исключением цены. Так, в марте 2021 года два «ЛиАЗа» стоили 306 тысяч рублей, а восемь – 317 тысяч рублей. В декабре начальная цена аукциона была установлена уже на уровне 285 тысяч рублей для двух машин и 232 тысяч рублей еще для восьми. Логика изменения стоимости не совсем ясна – две наиболее дешевых машины сейчас стали наиболее дорогими из всего списка. Очевидно, что прошлые аукционы оказались неудачными.
Судя по изложенным обстоятельствам, речь идет о тех самых 10 автобусах, которые ныне разорившийся пассажироперевозчик ОАО «БарнаулПассажирТранс» (БПТ) ранее арендовал у города. Договор между сторонами был заключен еще в 2010 году. К 2019 году БПТ задолжал мэрии 970 тысяч рублей, в связи с чем чиновники обратились в суд с требованием заплатить им эту сумму, а заодно и вернуть арендованный транспорт – 10 «ЛиАЗов», два из которых – полунизкопольные, предназначенные для перевозки инвалидов. 14 февраля 2020 года суд удовлетворил исковые требования муниципалитета.
Что до БПТ, то компания уже тогда переживала серьезный кризис. На финансовые проблемы косвенно указывали проблемы на направлениях, которые обслуживал перевозчик: вместимость и количество автобусов на них неоднократно снижались. Администрация краевого центра даже грозила расторгнуть контракт с БПТ из-за того, что компания самовольно снимает автобусы с популярных маршрутов № 1 и 10 и переводит их на садоводческие. Вскоре организация лишилась всех таких договоров, в отношении нее в январе 2020 года ввели процедуру наблюдения, а в июле открыли конкурсное производство.
Техники у юрлица, похоже, не осталось. Еще в августе 2019 года арбитраж вынес решение по иску барнаульской компании «ПромСтройСервис» (ПСС), которая требовала взыскать с БПТ задолженность по договору аренды. В договоре, как указано в документах суда, речь также шла об аренде техники. Звучало мнение о том, что БПТ на маршрутах пользовалось в основном чужой техникой, и имущества в конкурсной массе должника не хватит для удовлетворения требований кредиторов.
БПТ было подконтрольно депутату-единороссу из Барнаульской гордумы Валерию Касплеру. Несмотря на такой печальный конец компании, он, судя по косвенным признакам, не потерял контроля над рынком пассажироперевозок в Барнауле. Так, с января 2020 года упомянутое выше ППС стало обслуживать три маршрута «БарнаулПассажирТранса» по муниципальному контракту. Соучредителем нового перевозчика выступает Павле Маркелов, который ранее упоминался в СМИ в качестве инженера «БарнаулПассажирТранса», у компаний совпадают юридические адреса, а электронная почта ПСС в некоторых справочниках имела вид bpt2005@mail.ru. Кроме того, по адресу нахождения ПСС также зарегистрировано ЗАО «Компания «Сибирьавтоцентр», гендиректором которой является Касплер. Второй соучредитель ПСС Олег Яблинский единолично владеет еще одним транспортным предприятием – ООО «Барнаульское пассажирское предприятие», которое, согласно реестру на сайте городского «Центртранса», обсуживает маршруты № 109 и 109оп.